Главный сериал поколения. Все, что нужно знать о новом эпизоде «Эйфории»
Что такое «Эйфория»?
В ноябре 2012 года на израильском телеканале Hot 3 вышел сериал про семнадцатилетних подростков из 1990-х. Среди основных находок шоу: погружение в эпоху, которая на тот момент еще не была слишком модной, и отсутствие лиц взрослых людей в кадре — если старшие как-то и фигурировали в сюжете, камера уклончиво их обходила. Через семь лет HBO представляет американскую адаптацию «Эйфории» с тем же названием, но абсолютно другим подходом: фокус на современность, крышесносный визуал и близкую новым подросткам музыку. Из общего — пересечение некоторых тем, среди которых, например, борьба с наркотической зависимостью. Авторами сериала выступили режиссер и сценарист Сэм Левинсон (за его плечами уже была похожая на «Эйфорию», но более радикальная «Нация убийц») и исполнитель Дрейк, собравший музыкальную составляющую проекта.
Почему американская версия стала хитом?
Ответ очень банальный: Левинсону удалось одновременно не прогадать как с содержанием, так и с формой. С одной стороны, сериал про то, как наркозависимая девушка Ру (замечательная молодая актриса и певица Зендея) находит свою любовь в лице новенькой в школе, трансгендерной девушки Джулс, идеально попал в поколенческий дискурс. Сэм Левинсон — миллениал, но в своем проекте умело показывал, что отчетливо понимает, чем живет следующее поколение. Вечеринки здесь не выглядели вычурно, наркотики не эстетизировались, много внимания отдавалось проблемам ЛГБТК-подростков, нюансам интернет-знакомств и пропасти между поколениями. А неуверенность героев в себе, своем пути и мыслях (при всей любви зумеров к активизму) будто были документально подсмотрены в школах и университетах. С другой же — талантливая постановка, особенно заметная в клип-сценах и визуальизации наркотрипов, бум темных и при этом завлекающих красок и, конечно, саундтрек, основным исполнителем которого стал британец Labirinth, уже на чувственном уровне привлекали зумеров. Стоило год назад зайти на одну из вечеринок, как тут же слышался или «Formula», или «All For Us» из альбома к сериалу. А сам танцпол будто бы переносил на экран и отправлял зажигать вместе с понятными поколению персонажами.
«Эйфория: Неприятности не вечны» (специальный эпизод)
Платформа: HBO Max (в России — «Амедиатека»)
Автор: Сэм Левинсон
Вообще, создатели собирались взяться за продолжение, но грянула пандемия, повлекшая за собой локдауны. Масштабное производство пришлось на время отложить, а планы несколько перестроить. Тогда Левинсон придумал, как перехитрить 2020-й, и снял два специальных эпизода: о психологических проблемах главной героини Ру и о, собственно, карантине. Первый ход говорит еще об одной хитрости Левинсона — жонглировании зрительскими ожиданиями. Ведь обычно подобные условно новогодние истории призваны разжечь огонь в сердце, поддержать дух и всего-навсего подарить лишние минуты с любимыми героями (а персонажи «Эйфории», безусловно, такими стать успели). Но «Неприятности не вечны» — сюжет иного порядка. Эпизод похож, скорее, не на праздник с фейерверками, а на сеанс у психотерапевта, который именно сегодня решил покопаться сразу в нескольких ваших травмах.
При этом все составляющие успеха «Эйфории» на месте. Чуть больше пятидесяти минут Ру просидит за столом небольшого дайнера за разговорами со своим наставником, справившимся с наркотической зависимостью, Али. В ходе беседы герои обсудят как зависимость и проблемы влюбленности, так и актуальные вопросы революции, активизма и инклюзивности. Из уст героини будут вылетать реплики, которые могли быть услышаны практически в любом зумерском разговоре. То есть ее сомнения и позиции, несмотря на некоторое желание авторов озвучить «правильные» мысли, все еще остаются релевантными поколению. Камера и звук по-прежнему хороши. Умелая операторская работа сопровождается двумя мощными композициями: «Me in 20 Years» от Moses Sumney и католическая «Ave Maria» в обработке все того же Labirinth. Стоит ли выбирать не самые простые минуты зрительского опыта, забросив какую-нибудь рождественскую комедию, — однозначное да. Так как именно такая терапия — едва ли не идеальный, живой подарок в тяжелейшем 2020-м году.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Личное». Присоединяйтесь