Фото: Premier
Фото: Premier

СМОТРЕТЬ 

«Обычная женщина» (второй сезон)
Авторы: Борис Хлебников, Наталья Мещанинова
Платформа: Premier

Марина, как, собственно, и следует из названия сериала, самая обычная женщина. В анамнезе у нее пережитые девяностые во всей их лихой и суровой красе. А в текущем активе — муж-интеллигент, две дочери (студентка и школьница в пубертате) и пусть не самый респектабельный, но небольшой стабильный бизнес — лавка цветов. Одна беда, многие порой забывают, что быть обычной женщиной ужас как сложно. Марина скрывает деятельность немного иного рода. Она — сутенерка. И бизнес даже шел вроде как неплохо, пока одну из проституированных женщин главная героиня не нашла убитой. Вместо того чтобы позвонить в полицию, она решила спрятать тело и сама занялась расследованием преступления.

Это было краткое напоминание завязки первого сезона сериала Бориса Хлебникова, который критики чуть ли не хором называли русской версией «Во все тяжкие».

Второй сезон проекта довольно резко меняет направление и увеличивает ставки. Ничего удивительного — за два года появилась как минимум конкурентная среда (взять хотя бы тех же «Чик» — прорыв сериальной честности этого года). Да и в целом женская тема в искусстве за год ощутимо подросла. Вместо режиссера Хлебникова в новой «Обычной женщине» — режиссерка Наталья Мещанинова. Помимо того что Наталья в принципе одна из самых ярких современных российских сценаристок и режиссерок, она давняя подруга и соратница Бориса Хлебникова. С приходом Мещаниновой в проекте серьезно усилилась семейная тема. Именно в эту сторону с тайн мира криминала сместился важный акцент. Сериал начал чем-то походить уже не на «Во все тяжкие», а на «Озарк» — проект Netflix, где персонажи Лоры Линни и Джейсона Бейтмана, такие образцовые добропорядочные американцы, попали в мексиканский наркокартель и пытались освоиться.

Конечно, с появлением Мещаниновой подсвечивается и феминистский посыл — наконец-то среди авторов диалогов появилась женщина, а у всех героинь стало заметно больше экранного времени. Уплотнились драматургия и режиссура — событий и экшн-сцен стало на порядок больше. В остальном же «Обычная женщина» продолжает держать дидактический курс на постулирование (к счастью, с оттенком иронии) социальной правды и в меру комфортное копание в психологизме «обычных» семей. Которые в России почти всегда не такие уж и «обычные».

СМОТРЕТЬ НЕПРЕМЕННО

«Легенда о волках» 
Авторы: Томм Мур, Росс Стюарт
Платформа: Apple TV+

К концу года хочется больше писать и говорить о приятном и, что ли, сказочном. На днях на платформе Apple TV+ вышел анимационный фильм «Легенда о волках». Реализовала его ирландская студия Cartoon Saloon, а именно э мультипликаторы Томм Мур (подарил миру две легендарные анимации, «Тайну Келлс» и «Песнь моря») и Росс Стюарт.

«Легенда о волках» (в оригинале — Wolfwalkers) повествует о событиях 1650 года. Британский лорд-протектор (явная аллюзия на Оливера Кромвеля), укрепляя власть на новых землях, решает руками охотника Гудфеллоу истребить всех волков в ирландских лесах. При этом ни он, ни сам охотник еще не знают, что истинно руководят животными некие «сноволчицы» — женщины-оборотни, которые могут превращаться в волчиц во время сна.

Главные герои фильма не взрослые и самовлюбленные мужчины, а две девочки — дочь охотника Робин и маленькая сноволчица Мэйв. Их дружба должна разрушить консервативные запреты и дать, наконец, свободу всем нуждающимся — в данном случае мистическим волчицам. 

Рисовка фильма совершенно виртуозная (напомним, что Cartoon Saloon — студия независимая, производит анимацию на деньги, не сравнимые по величине с космическими бюджетами тех же Pixar). Но «Легенда о волках» остается в голове еще несколькими яркими всполохами. Здесь присутствует правильная и корректная в исполнении ориентированность на национальный фольклор — в ирландской культуре повсеместно встречаются оборотни Осрайге. А также живые и чувствующие героини: Робин и Мэйв совершенно разные, но каждая из них не только понятна зрителям, но и репрезентативна для многих девушек (и, вероятно, парней). Это, наконец, сентиментальность драматургии: несколько раз «Легенда о волках» непременно выбьет из вас слезу (особенно в эпизодах с «матерью-сноволчицей»). Ощущение свободы героинь оказывается настолько неподдельным, что зритель буквально чувствует его через экран. И даже если это не лучший фильм этого года, то точно один из них.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь