Все новости

Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash

1600.jpg

Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash

10 прогнозов на 10 лет. В каких условиях будет существовать мир в 2020-е годы

Редакционный материал
Коммуникационное и брендинговое агентство Electric Brand Consultants и студия визуальных коммуникаций Présium опубликовали собственное исследование «Новый мир. Перестройка», посвященное будущему после пандемии. По их утверждению, коронавирус пролил свет на то, как тренды последних десятилетий стали основой для неравенства во всех сферах человеческой жизни. Его преодоление должно стать одним из главных драйверов дальнейшего развития мирового сообщества. Директор по стратегии агентства Михаил Бобылев рассказывает о десяти прогнозах, которые удалось определить авторам и участникам исследования
21 января 2021 12:25

Разрыв между мирами: онлайн и офлайн

Коронавирус вынудил мир освоить цифровое пространство в таких прежде непривычных сферах, как медицина, образование и даже массовые мероприятия. Продолжительность использования стриминговых сервисов выросла на 119% в конце марта в сравнении с предыдущим годом. Когда необходимость соблюдения карантинных мер уйдет, далеко не все вернутся к прежним привычкам. В то время как цифровые сервисы добились эффекта масштаба, офлайн-сервисам потребуется повышать цены, чтобы нивелировать убытки и сохранить рентабельность. Пострадали и сервисы, существовавшие на стыке офлайн- и онлайн-миров, связь между которыми сильно ослабла.

Евгений Волков, генеральный директор видеохостинга AITU DALA: «Этот кризис только усугубляет разрыв между бедными и богатыми. Офлайн-сервисы станут привилегией богатых, менее обеспеченные пользователи уйдут в онлайн. Дистанция будет увеличиваться. Привычку личного общения смогут себе позволить лишь те, кто сможет обеспечивать свою безопасность. Станут теснее связи между людьми одного круга, закрытые сообщества будут набирать силу».

В общении между людьми возникают новые барьеры

Еще до эпидемии пользователи в среднем общались в сети почти 2,5 часа в сутки. Шквал разнородной информации в мессенджерах и социальных сетях вызвал разночтения в вопросах борьбы с коронавирусом и повлек наплыв фейк-ньюс и теорий заговоров. Это показало, как сильно стало фрагментировано общество, поделенное между закрытыми группами и чатами. Способность свободно перемещаться между этими информационными «пузырями» и отделять правду от домыслов будет наиболее востребованным качеством человека.

Александр Бауров, писатель, публицист, экс-врио директора Исследовательско-аналитического центра госкорпорации «Роскосмос»: «Отношения между людьми приняли более кластеризующийся характер: общение идет в чатах “по работе”, “с родственниками”, в “домашнем чате” и других, имеющих мало общего между собой. Это еще ударит по общественной жизни из-за усилившейся за время карантина девальвации научного знания. Чтобы сохранить бытовой комфорт, людям приходилось выполнять любые, порой абсурдные и противоречащие науке указания властей. Такое вторжение не могло не вызвать сопротивления, в том числе через различные маргинальные теории заговора, которые распространились в этих кластерах». 

Запрос на локальное и изменение образа жизни

Во время пандемии жизненное пространство людей съежилось до границ стран и городов, а на какое-то время и квартир. Это заставило многих пересмотреть баланс линейки «дом — работа — отпуск». Неудивительно, что за время эпидемии резко возрос спрос на загородную недвижимость: так, на одном из профильных порталов США количество запросов, связанных с покупкой жилья в сельской местности, выросло в марте на 115%. В перспективе люди будут больше ценить не только жизнь за городом, но и локально произведенные продукты и внутренний туризм. Это может повлиять и на рост местного патриотизма, и на тенденцию к изоляции.

Григорий Бакунов, директор «Яндекс» по распространению технологий: «Главное изменение, которое человечество обнаружило за эти несколько месяцев, — то, что как минимум часть его способна выполнять свою работу, не приходя в офис. Это приведет к гораздо большим последствиям, чем может показаться. Например, уже можно представить небольшие поселки под Сочи или в Крыму, где сидит толпа программистов, которые работают в разных компаниях. Люди смогут реализовать свою давнюю мечту — жить в одном месте, а работать в другом». 

Отказ от капитализма и поиск новых ориентиров

Коронавирус наглядно показал недостатки миропорядка, сложившегося на основе капиталистических ценностей. Первые месяцы пандемии, ставшие шоком для человечества, выявили неспособность бизнеса ответить на вставшие перед человечеством вызовы, а государства пошли на беспрецедентные меры по ограничению деловой активности, чтобы сохранить жизни граждан. Очевидной стала зависимость мирового здравоохранения от корпораций. В США, где зафиксировано наибольшее число смертей от коронавируса, счета за лечение оставили многие семьи в долгах, а неспособность оплатить лечение привела к тому, что доля умерших оказалась непропорционально велика среди национальных меньшинств. Так, смертность афроамериканцев превысила аналогичный показатель среди белого населения в 2–3 раза. Ситуацию усугубили и массовые сокращения, оставившие многих без корпоративной страховки.

Григор Бадалян, сооснователь и директор по стратегии международного коммуникационного агентства Stellar: «Будет происходить постепенный отказ от ценностей капиталистического мира, связанных с объемом и качеством потребления. Будут образовываться новые ценности, вокруг которых будут складываться новые группы со своей этикой. Конкуренция в области потребления будет заменена на конкуренцию в иных системах, в иных шкалах. Появление подобных плотных сообществ в конечном счете должно привести к уменьшению потребления ради потребления и к снижению экологического давления на планету». 

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Изменение центра силы и возвышение Азии

Коронавирус продемонстрировал отсутствие глобального лидерства — как международных организаций, так и отдельных стран. Обнажились и противоречия внутри таких организаций, как НАТО и ЕС: в отчаянной ситуации США и влиятельные европейские страны сосредоточились на своих проблемах, в то время как остальные, не имевшие средств и оборудования, оказались брошены на произвол судьбы. Эффективные действия Китая и других азиатских стран, позволившие им сравнительно быстро купировать эпидемию, станут еще одним доводом в копилку их лидерских амбиций. Все это может привести к изменению баланса сил и правил игры во всем мире.

Владимир Голубятников, руководитель направления инвестиционного планирования, Eurasian Resources Group: «Сейчас мы наблюдаем мировое перераспределение баланса сил. Этот тренд наметился давно, и коронакризис, скорее всего, ускорит его. Мы все наблюдаем кризис в США — как политический, так и социальный, экономический и идеологический. На этом фоне Китай увереннее займет лидирующую позицию — как мне кажется, в течение 10 лет экономика Китая будет значительно сильнее экономики США. Во многом это вопрос ментальности: текущий кризис показал, что китайцы готовы более охотно жертвовать личным во имя общего блага. Они более исполнительные и коллективно мыслящие». 

Возрастание контроля над повседневной жизнью человека

Эпидемия воздвигла новые границы — не только реальные, но и виртуальные. Последние в условиях внедрения цифрового контроля за перемещениями людей стали даже более существенными. Их охраной занимаются как государства, так и IT-корпорации, которые все больше претендуют на общественное влияние. На фоне борьбы с терроризмом и геополитической напряженности мы увидим еще большее ужесточение контроля, который станет предметом конкуренции между государствами и корпорациями.

Сергей Володенков, доктор политических наук, профессор МГУ, управляющий партнер коммуникационной группы G3: «Допустим, коронавирус уйдет, и мы отделаемся легким испугом, однако определенные наработки, которые были сделаны за последние три месяца в цифровой сфере, бесспорно, продолжат использоваться и в общественной, и в политический сфере. Политический контроль: Google и Apple интегрируют в операционные системы технологии для контроля распространения вируса — контакт конкретного мобильного пользователя... Конечно, эти наработки будут использоваться и в постпандемических условиях». 

Экономика совместного потребления и отказ от собственности

Хотя пандемия временно пошатнула позиции сервисов, связанных с совместным потреблением, их актуальность со временем только возрастет. Людям потребуется более эффективно использовать свои ресурсы, делая акцент на гибкости и усилении своих социальных связей. Кроме того, в отдельных случаях сервисы совместного потребления стали безопасной заменой таким сервисам, как публичный транспорт или общепит.

Виталий Бедарев, исполнительный директор сервиса заказа такси «Ситимобил»: «Эпидемия сильно повлияла на тенденции в городской мобильности. Люди стали избегать общественного транспорта, поэтому будут чаще использовать свою машину, такси и каршеринг. В перспективе 10–20 лет использование личного транспорта станет скорее исключением, чем правилом. В условиях пандемии этот тренд несколько замедлился, однако в течение пяти лет темпы его развития вернутся на прежний уровень». 

Креативность становится необходимым качеством

По мере того, как все больше работы переходит в «цифру», а роботы становятся совершеннее, повышается и потенциал автоматизации. В таких сферах, как гостеприимство и общественное питание, потенциал автоматизации уже оценивается не менее чем в 60%. Это заставляет людей искать новые пути и возможности реализации своего потенциала и акцентирует наше внимание на творчестве и «мягких навыках». Избыток новых технологических возможностей потребует новых идей и нового контента, который наполнит их смыслом, и именно это будут искать такие передовые отрасли, как IT, медиа и телекоммуникации.

Григорий Мастридер, блогер: «Чтобы быть востребованным в будущем, сегодня необходимо прокачивать свои soft skills. Это единственное, что коренным образом отличает нас от искусственного интеллекта. Через какое-то время работу программистов сможет выполнять искусственный интеллект. Юриспруденция, аккаунтинг, финансы — все это также устареет. Практически все можно будет автоматизировать, кроме исконно человеческих вещей: умения нравиться, умения убеждать, продавать что-либо и воздействовать на мнение людей. Soft skills, умение общаться, креативность — это главное, чему я бы сегодня посоветовал обучаться». 

Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash

Ренессанс духовности и внимание к внутреннему миру человека

Локдаун стал серьезным испытанием для психологической устойчивости людей: согласно статистике, во время пандемии в США значительно возросло количество обращений с психическими проблемами, а число смертей от передозировки опиатов выросло за год в ряде штатов в два раза с пиком в период с марта по май 2020-го. Оказавшись наедине с собой, многие остро прочувствовали степень отчуждения, проникшего в нашу жизнь еще до пандемии. Эта проблема станет толчком для переосмысления жизненных ориентиров, люди станут уделять больше внимания духовному и психическому развитию.

Тимофей Сергейцев, политический консультант, философ, представитель методологического движения: «Нас может ждать окончание эпохи нигилизма. В каком-то смысле мы имеем результаты нигилизма: это, например, две мировые войны, это фашизм и коммунизм, который пусть и не сводился к нигилизму, но без него был бы немыслим. Какие-то вещи могут продолжаться по 200–300 лет, но может ли нигилизм быть центральным явлением? Пора нигилистического энтузиазма осталась в прошлом, как и теоретического нигилизма. Думаю, нас ждет ренессанс, движение к возврату духовности». 

Новое лидерство, основанное на коммуникациях

Лидерство в новую эпоху приобретет новые черты. В условиях тотальной разобщенности и усугубления глобальных проблем, затрагивающих жизни большинства жителей Земли, лидерство потребует особых способностей к коммуникации. Понимание меняющегося духа времени, умение предвосхищать тренды и видеть идеи, способные объединять людей, все больше связано с технологиями, способными преодолевать новые границы, возникающие между людьми. Значимую роль будет играть умение выстраивать персональные и корпоративные бренды, воплощающие ценности и устремления, доминирующие в массовом сознании.

Владимир Якунин, завкафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор политических наук: «Новое лидерство требует ряда важных качеств, таких как: понимание глобальной картины мира и возникающих трендов; способность видеть пути к долгосрочному устойчивому глобальному развитию, не ограничивая свои взгляды и действия избирательными циклами или краткосрочной политической выгодой; способность объединять людей перед лицом глобальных угроз; ответственное отношение к незащищенным слоям населения и окружающей среде. Благодаря этим качествам появится возможность создать условия для долгосрочного устойчивого развития в интересах всего человечества».

Ключевая проблематика наступающей эпохи

Главные проблемы новой эпохи: стремление к единству и духовному развитию, с одной стороны, и растущий контроль и изоляционистские настроения — с другой. Новыми звездами станут бренды, которые будут апеллировать к чувству общности и создавать значимые взаимоотношения с потребителями и между потребителями. Для этого потребуется принципиально новая степень открытости, стирающая границу между внутренними бизнес-процессами и взаимоотношениями с внешними стейкхолдерами. Крупным и средним компаниям потребуется создавать при себе общественные советы подобно тому, как это делают государства, а стартапам и малому бизнесу — опираться в принятии решений на «мудрость толпы» и возможности краудфандинга. Людям, отвечающим за коммуникации в бизнесе, потребуется быть еще более изобретательными, балансируя между возросшей потребностью по вовлечению аудитории и необходимостью соблюдать меры безопасности. От микротаргетинга и микроинфлюенсеров придется перейти к работе с микрокомьюнити: складывающимися в сеть небольшими группами, с каждой из которых бренды должны будут поддерживать тесную коммуникацию.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Павел Гужиков, основатель и СЕО сервиса «Деньги Вперед», рассказал, как коронакризис повлиял на отношение россиян к деньгам
Героизация как элемент личного пиара используется в бизнесе. При этом не обязательно ориентироваться на уровень Джобса: свои герои есть на локальном или нишевом уровне. Другой вопрос, что не каждой компании есть смысл их создавать, считает Александр Изряднов, сооснователь Vinci Agency
COVID-19 сильнее всего повлиял на медицину. Владимир Александровский, основатель сервиса Diagnocat — искусственного интеллекта для стоматологической диагностики, сети детских и взрослых стоматологий, рассказывает о позитивных трендах на рынке телемедицины и о том, как будет развиваться искусственный интеллект в медицине в ближайшем будущем

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на [email protected].