Разрыв между мирами: онлайн и офлайн

Коронавирус вынудил мир освоить цифровое пространство в таких прежде непривычных сферах, как медицина, образование и даже массовые мероприятия. Продолжительность использования стриминговых сервисов выросла на 119% в конце марта в сравнении с предыдущим годом. Когда необходимость соблюдения карантинных мер уйдет, далеко не все вернутся к прежним привычкам. В то время как цифровые сервисы добились эффекта масштаба, офлайн-сервисам потребуется повышать цены, чтобы нивелировать убытки и сохранить рентабельность. Пострадали и сервисы, существовавшие на стыке офлайн- и онлайн-миров, связь между которыми сильно ослабла.

Евгений Волков, генеральный директор видеохостинга AITU DALA: «Этот кризис только усугубляет разрыв между бедными и богатыми. Офлайн-сервисы станут привилегией богатых, менее обеспеченные пользователи уйдут в онлайн. Дистанция будет увеличиваться. Привычку личного общения смогут себе позволить лишь те, кто сможет обеспечивать свою безопасность. Станут теснее связи между людьми одного круга, закрытые сообщества будут набирать силу».

В общении между людьми возникают новые барьеры

Еще до эпидемии пользователи в среднем общались в сети почти 2,5 часа в сутки. Шквал разнородной информации в мессенджерах и социальных сетях вызвал разночтения в вопросах борьбы с коронавирусом и повлек наплыв фейк-ньюс и теорий заговоров. Это показало, как сильно стало фрагментировано общество, поделенное между закрытыми группами и чатами. Способность свободно перемещаться между этими информационными «пузырями» и отделять правду от домыслов будет наиболее востребованным качеством человека.

Александр Бауров, писатель, публицист, экс-врио директора Исследовательско-аналитического центра госкорпорации «Роскосмос»: «Отношения между людьми приняли более кластеризующийся характер: общение идет в чатах “по работе”, “с родственниками”, в “домашнем чате” и других, имеющих мало общего между собой. Это еще ударит по общественной жизни из-за усилившейся за время карантина девальвации научного знания. Чтобы сохранить бытовой комфорт, людям приходилось выполнять любые, порой абсурдные и противоречащие науке указания властей. Такое вторжение не могло не вызвать сопротивления, в том числе через различные маргинальные теории заговора, которые распространились в этих кластерах». 

Запрос на локальное и изменение образа жизни

Во время пандемии жизненное пространство людей съежилось до границ стран и городов, а на какое-то время и квартир. Это заставило многих пересмотреть баланс линейки «дом — работа — отпуск». Неудивительно, что за время эпидемии резко возрос спрос на загородную недвижимость: так, на одном из профильных порталов США количество запросов, связанных с покупкой жилья в сельской местности, выросло в марте на 115%. В перспективе люди будут больше ценить не только жизнь за городом, но и локально произведенные продукты и внутренний туризм. Это может повлиять и на рост местного патриотизма, и на тенденцию к изоляции.

Григорий Бакунов, директор «Яндекс» по распространению технологий: «Главное изменение, которое человечество обнаружило за эти несколько месяцев, — то, что как минимум часть его способна выполнять свою работу, не приходя в офис. Это приведет к гораздо большим последствиям, чем может показаться. Например, уже можно представить небольшие поселки под Сочи или в Крыму, где сидит толпа программистов, которые работают в разных компаниях. Люди смогут реализовать свою давнюю мечту — жить в одном месте, а работать в другом». 

Отказ от капитализма и поиск новых ориентиров

Коронавирус наглядно показал недостатки миропорядка, сложившегося на основе капиталистических ценностей. Первые месяцы пандемии, ставшие шоком для человечества, выявили неспособность бизнеса ответить на вставшие перед человечеством вызовы, а государства пошли на беспрецедентные меры по ограничению деловой активности, чтобы сохранить жизни граждан. Очевидной стала зависимость мирового здравоохранения от корпораций. В США, где зафиксировано наибольшее число смертей от коронавируса, счета за лечение оставили многие семьи в долгах, а неспособность оплатить лечение привела к тому, что доля умерших оказалась непропорционально велика среди национальных меньшинств. Так, смертность афроамериканцев превысила аналогичный показатель среди белого населения в 2–3 раза. Ситуацию усугубили и массовые сокращения, оставившие многих без корпоративной страховки.

Григор Бадалян, сооснователь и директор по стратегии международного коммуникационного агентства Stellar: «Будет происходить постепенный отказ от ценностей капиталистического мира, связанных с объемом и качеством потребления. Будут образовываться новые ценности, вокруг которых будут складываться новые группы со своей этикой. Конкуренция в области потребления будет заменена на конкуренцию в иных системах, в иных шкалах. Появление подобных плотных сообществ в конечном счете должно привести к уменьшению потребления ради потребления и к снижению экологического давления на планету». 

Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash
Иллюстрация: Morning Brew/Unsplash

Изменение центра силы и возвышение Азии

Коронавирус продемонстрировал отсутствие глобального лидерства — как международных организаций, так и отдельных стран. Обнажились и противоречия внутри таких организаций, как НАТО и ЕС: в отчаянной ситуации США и влиятельные европейские страны сосредоточились на своих проблемах, в то время как остальные, не имевшие средств и оборудования, оказались брошены на произвол судьбы. Эффективные действия Китая и других азиатских стран, позволившие им сравнительно быстро купировать эпидемию, станут еще одним доводом в копилку их лидерских амбиций. Все это может привести к изменению баланса сил и правил игры во всем мире.

Владимир Голубятников, руководитель направления инвестиционного планирования, Eurasian Resources Group: «Сейчас мы наблюдаем мировое перераспределение баланса сил. Этот тренд наметился давно, и коронакризис, скорее всего, ускорит его. Мы все наблюдаем кризис в США — как политический, так и социальный, экономический и идеологический. На этом фоне Китай увереннее займет лидирующую позицию — как мне кажется, в течение 10 лет экономика Китая будет значительно сильнее экономики США. Во многом это вопрос ментальности: текущий кризис показал, что китайцы готовы более охотно жертвовать личным во имя общего блага. Они более исполнительные и коллективно мыслящие». 

Возрастание контроля над повседневной жизнью человека

Эпидемия воздвигла новые границы — не только реальные, но и виртуальные. Последние в условиях внедрения цифрового контроля за перемещениями людей стали даже более существенными. Их охраной занимаются как государства, так и IT-корпорации, которые все больше претендуют на общественное влияние. На фоне борьбы с терроризмом и геополитической напряженности мы увидим еще большее ужесточение контроля, который станет предметом конкуренции между государствами и корпорациями.

Сергей Володенков, доктор политических наук, профессор МГУ, управляющий партнер коммуникационной группы G3: «Допустим, коронавирус уйдет, и мы отделаемся легким испугом, однако определенные наработки, которые были сделаны за последние три месяца в цифровой сфере, бесспорно, продолжат использоваться и в общественной, и в политический сфере. Политический контроль: Google и Apple интегрируют в операционные системы технологии для контроля распространения вируса — контакт конкретного мобильного пользователя... Конечно, эти наработки будут использоваться и в постпандемических условиях». 

Экономика совместного потребления и отказ от собственности

Хотя пандемия временно пошатнула позиции сервисов, связанных с совместным потреблением, их актуальность со временем только возрастет. Людям потребуется более эффективно использовать свои ресурсы, делая акцент на гибкости и усилении своих социальных связей. Кроме того, в отдельных случаях сервисы совместного потребления стали безопасной заменой таким сервисам, как публичный транспорт или общепит.

Виталий Бедарев, исполнительный директор сервиса заказа такси «Ситимобил»: «Эпидемия сильно повлияла на тенденции в городской мобильности. Люди стали избегать общественного транспорта, поэтому будут чаще использовать свою машину, такси и каршеринг. В перспективе 10–20 лет использование личного транспорта станет скорее исключением, чем правилом. В условиях пандемии этот тренд несколько замедлился, однако в течение пяти лет темпы его развития вернутся на прежний уровень». 

Креативность становится необходимым качеством

По мере того, как все больше работы переходит в «цифру», а роботы становятся совершеннее, повышается и потенциал автоматизации. В таких сферах, как гостеприимство и общественное питание, потенциал автоматизации уже оценивается не менее чем в 60%. Это заставляет людей искать новые пути и возможности реализации своего потенциала и акцентирует наше внимание на творчестве и «мягких навыках». Избыток новых технологических возможностей потребует новых идей и нового контента, который наполнит их смыслом, и именно это будут искать такие передовые отрасли, как IT, медиа и телекоммуникации.

Григорий Мастридер, блогер: «Чтобы быть востребованным в будущем, сегодня необходимо прокачивать свои soft skills. Это единственное, что коренным образом отличает нас от искусственного интеллекта. Через какое-то время работу программистов сможет выполнять искусственный интеллект. Юриспруденция, аккаунтинг, финансы — все это также устареет. Практически все можно будет автоматизировать, кроме исконно человеческих вещей: умения нравиться, умения убеждать, продавать что-либо и воздействовать на мнение людей. Soft skills, умение общаться, креативность — это главное, чему я бы сегодня посоветовал обучаться». 

 Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash
Иллюстрация: United Nations COVID-19 Response/Unsplash

Ренессанс духовности и внимание к внутреннему миру человека

Локдаун стал серьезным испытанием для психологической устойчивости людей: согласно статистике, во время пандемии в США значительно возросло количество обращений с психическими проблемами, а число смертей от передозировки опиатов выросло за год в ряде штатов в два раза с пиком в период с марта по май 2020-го. Оказавшись наедине с собой, многие остро прочувствовали степень отчуждения, проникшего в нашу жизнь еще до пандемии. Эта проблема станет толчком для переосмысления жизненных ориентиров, люди станут уделять больше внимания духовному и психическому развитию.

Тимофей Сергейцев, политический консультант, философ, представитель методологического движения: «Нас может ждать окончание эпохи нигилизма. В каком-то смысле мы имеем результаты нигилизма: это, например, две мировые войны, это фашизм и коммунизм, который пусть и не сводился к нигилизму, но без него был бы немыслим. Какие-то вещи могут продолжаться по 200–300 лет, но может ли нигилизм быть центральным явлением? Пора нигилистического энтузиазма осталась в прошлом, как и теоретического нигилизма. Думаю, нас ждет ренессанс, движение к возврату духовности». 

Новое лидерство, основанное на коммуникациях

Лидерство в новую эпоху приобретет новые черты. В условиях тотальной разобщенности и усугубления глобальных проблем, затрагивающих жизни большинства жителей Земли, лидерство потребует особых способностей к коммуникации. Понимание меняющегося духа времени, умение предвосхищать тренды и видеть идеи, способные объединять людей, все больше связано с технологиями, способными преодолевать новые границы, возникающие между людьми. Значимую роль будет играть умение выстраивать персональные и корпоративные бренды, воплощающие ценности и устремления, доминирующие в массовом сознании.

Владимир Якунин, завкафедрой государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор политических наук: «Новое лидерство требует ряда важных качеств, таких как: понимание глобальной картины мира и возникающих трендов; способность видеть пути к долгосрочному устойчивому глобальному развитию, не ограничивая свои взгляды и действия избирательными циклами или краткосрочной политической выгодой; способность объединять людей перед лицом глобальных угроз; ответственное отношение к незащищенным слоям населения и окружающей среде. Благодаря этим качествам появится возможность создать условия для долгосрочного устойчивого развития в интересах всего человечества».

Ключевая проблематика наступающей эпохи

Главные проблемы новой эпохи: стремление к единству и духовному развитию, с одной стороны, и растущий контроль и изоляционистские настроения — с другой. Новыми звездами станут бренды, которые будут апеллировать к чувству общности и создавать значимые взаимоотношения с потребителями и между потребителями. Для этого потребуется принципиально новая степень открытости, стирающая границу между внутренними бизнес-процессами и взаимоотношениями с внешними стейкхолдерами. Крупным и средним компаниям потребуется создавать при себе общественные советы подобно тому, как это делают государства, а стартапам и малому бизнесу — опираться в принятии решений на «мудрость толпы» и возможности краудфандинга. Людям, отвечающим за коммуникации в бизнесе, потребуется быть еще более изобретательными, балансируя между возросшей потребностью по вовлечению аудитории и необходимостью соблюдать меры безопасности. От микротаргетинга и микроинфлюенсеров придется перейти к работе с микрокомьюнити: складывающимися в сеть небольшими группами, с каждой из которых бренды должны будут поддерживать тесную коммуникацию.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб" — Общество». Присоединяйтесь