Даниэль Лозакович: Со Страдивари налегке
Папа из Белоруссии. Мама родилась в Киргизии. Сам живет с родителями в Швеции. С восьми лет гастролирует по миру как скрипач-солист. Играет сложнейшие программы с лучшими оркестрами под управлением выдающихся дирижеров. Сейчас Даниэлю Лозаковичу уже 19. Лигу вундеркиндов он давно покинул, зато сумел войти в список самых востребованных звезд-скрипачей своего поколения.
Это вообще старинный трюк, безошибочно работающий со времен детских дебютов Моцарта, — выпускать на сцену малолетнее дитя со скрипкой или усаживать его на высокий концертный табурет, чтобы оно могло только дотянуться до клавиатуры рояля. Как правило, у публики всегда одна реакция — умиление, смешанное с насмешливым любопытством. Сумеет ли юное дарование победить все эти виртуозные арпеджио, аккорды? Или собьется, смутится, испугается внимательной темноты зала и собственной малости, почувствовав за спиной гремящую громаду симфонического оркестра?
Но Даниэль Лозакович не из тех, кого легко сбить или испугать. При всей своей хрупкости, он кажется неуязвимым, закованным в броню своей ослепительной виртуозности, экзотической восточной внешности и превосходных манер просвещенного европейца. На сцене он похож на главных героев из фильмов «Последний император» Бернардо Бертолуччи или «Любовник» по повести Маргерит Дюрас. Кошачья восточная вкрадчивость, бесстрастная, улыбчивая статичность, абсолютное самообладание и отъединение от всего мелкого, бытового, что принижает или разрушает душу. Только великая музыка, которую он безошибочно и легко извлекает из своей скрипки.
У него настоящий Страдивари из коллекции Ротшильда (ex-Baron Rothschild). Даниэль обращается с ней умело и страстно. С какой-то юной решительностью. На концерте даже возникает иллюзия, что они одно целое. Он не сразу ее подчиняет. У скрипки тоже есть характер. Она может захандрить или на что-то обидеться. Имеет право, ведь ей почти 300 лет! Но что-то такое Даниэль с ней каждый раз делает, что она оживает, начинает дышать с ним в такт и благодарно отзывается на каждое прикосновение смычка.
В Москве вместе с Национальным филармоническим оркестром России он играл концерт для скрипки, Симфонию №4 Брамса, а в Петербурге с оркестром Мариинского театра — Чайковского. Дирижировали Владимир Спиваков и Валерий Гергиев, два его главных музыкальных босса и высоких покровителя. В свое время они были первыми, кто открыл юного скрипача для широкой публики, и теперь по-отечески зорко следят за его международным взлетом.
По миру Даниэль перемещается налегке в одной курточке, неотличимый от всех студентов мира. Несмотря на нынешний русский мороз, всегда без шапки. И, кажется, даже без шарфа. В белой рубашке, расстегнутой на груди. Со скрипичным футляром через плечо. Но, когда он выходит на сцену, с ним врывается туда молодая, необузданная, кочевая энергия каких-то неведомых стран и народов. Может, это киргизские степи, откуда родом его мать? Или пологий скандинавский берег с непроницаемыми свинцовыми просторами, где сливаются вода и песок? Во всем, что он исполняет, чувствуется тайная сила, способная подчинить и вести за собой. Так было, когда он играл Брамса, идя сквозь мрачную немецкую музыку как через таинственный лес. Бесстрашно и легко! Так было и в Петербурге, где он исполнил на бис салонный Вальс-скерцо и меланхоличное «Размышление» Чайковского.
Для «Сноба» Даниэль тоже сыграл Чайковского и ответил на несколько вопросов нашего блиц-интервью.
Ближайший концерт в Москве с участием Даниэля Лозаковича состоится в Доме музыки 20 апреля.
Больше текстов о культуре и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь