Поразительно, как после локдауна очистилась природа: из сетки телевещания «‎Россия 1» исчезли выпуски «‎Прямого эфира» с Гогеном Солнцевым. Кажется, вот-вот загрустят пожилые фанатки шоу Андрея Малахова — их любимого фрика обделили вниманием продюсеры телеканала. Заменят ли любимца вашей старенькой одинокой соседки на другое чудо чудесное? Лишат ли ее внука мишени для мемов? 

Отставить переживания! Фрики всегда возвращаются. Пусть и в другом обличии. Ведь они нужны той среде, которая их порождает на свет, будь то федеральный телеканал или крупнейшее YouTube-шоу в русскоязычном сегменте. Так функционируют современные медиа: там, в дневном эфире, среди однообразных трендов, где нет места отличному от большинства образу жизни или иной точки зрения, обязательно появится тот, кто разрядит напряжение от недосказанности. Чудак в перьях и блестках на сцене или эмоциональный провокатор, украшающий собой кожаный диван в студии известного ток-шоу. 

Звезда родилась 

Фрик XXI века — это, чаще всего, не злосчастный рок и не путь, уготованный судьбой, как это было в предыдущие столетия, а результат осознанного выбора самого героя. В прошлом чудаковатый персонаж — нормис. Человек, который, в глобальном смысле, ничем не отличается от окружающих.

Таким и был когда-то Гоген Солнцев — выпускник ГИТИСа, начинающий режиссер и артист. Мелькая на сцене своего театра и в кадре развлекательных телепрограмм нулевых, он все же дает понять зрителю, что его яркий макияж и необычный наряд — всего лишь сценический образ, который он снимет после своего выступления. Фрик же — к этой группе можно отнести нынешнего Гогена — намеренно стирает грань между фиктивными и реальными сторонами своей личности. У публики не должно быть сомнений, что все происходящее на экране — его настоящая жизнь. В своем интервью в программе «‎Алена Блин!» Гоген признается, что ни его песни, ни спектакли собственного сочинения не подарили той узнаваемости, которую дали скандальные ток-шоу. После первых появлений в эфире программы «‎Пусть говорят!» Солнцева начали узнавать в ночных клубах. Вероятно, тогда к нему и пришла идея для новой стратегии развития личного бренда.

Когда нормис становится на путь фрика, он (либо его пиарщик) тщательно продумывает имидж — скелет нового личного бренда. Ведь этот костюм уже не снимешь за кулисами, его придется носить 24/7. Образ экранного чудака собран воедино методом проб и ошибок — это чистый маркетинг: фрик должен нащупать болевые точки, триггеры, той аудитории, на которую он работает. Ведь действия героя в кадре не оставляют публику без эмоций — люди должны смеяться, восторгаться, испытывать презрение и даже ненавидеть. 

Звездное сияние

После этапа создания образа — первых появлений на публике в новом амплуа, осторожных прощупываний свежей почвы — медийный персонаж переходит в новую фазу существования. Теперь свет софитов направлен на него, а это значит, фрику нужно сделать все, чтобы оставаться в эпицентре внимания дольше. Для этого можно эксплуатировать самые табуированные темы в обществе: неравный брак, гендерный нонконформизм, супружеская измена, психические расстройства и т. п.

К слову, Гогену Солнцеву в своих экранных появлениях удалось затронуть все вышеупомянутые темы. В этом смысле юродивый герой ток-шоу выполняет функцию «‎санитара леса», вскрывая самые болезненные нарывы общества и вызывая у зрителя крайне противоположные реакции — от ненависти до любви.

Угасание

Постоянная игра на самых ярких эмоциях публики постепенно снижает ее интерес к герою. Возможно, сам фрик видел в своей игре благую миссию, однако для зрителей в большинстве своем он всегда был чудиком, участником фрик-шоу, который развлекал их по пятничным вечерам. Этот персонаж показал публике все свои возможные и невозможные трюки, и поэтому он больше не сможет ее удивить. Зрителям нужны свежие лица. Среди фриков, которые присоединились к труппе угасших звезд: Света Яковлева, «Руки Базуки», Александр Шпак и другие. Вполне вероятно, и Гоген Солнцев совсем скоро пополнит их ряды.

Ребрендинг: есть ли жизнь после?

Бывший фрик может вернуться в исходное состояние — стать обывателем, нормисом, но только в своей среде. Несмотря на то что для публики и медиа он все же останется фриком, его личный бренд можно немного скорректировать. Это возможно еще и благодаря тому, что в России институт репутации только начинает формироваться.

Для такого ребрендинга необходимо предпринять следующие шаги. Первое — развенчать образ фрика: сделать заявление о том, что все его действия в прошлом были фикцией ради внимания. Второе — сменить имидж: например, сделать новую стрижку и подобрать новый стиль в одежде. Это необходимо для того, чтобы поставить видимую для аудитории границу, отделить старый бренд от нового, так как за прежним образом у публики уже закрепился ряд ассоциаций. Третье — изменить механику формирования повестки вокруг личного бренда. Личный бренд фрика генерирует повестку за счет эпатажа и провокаций. Классический личный брендинг, напротив, предполагает формирование повестки за счет социально одобряемых — «‎полезных» — действий. К таким действиям можно отнести: запуск собственного проекта или бизнеса, участие в общественных и политических кампаниях.

Ксению Собчак сложно назвать телевизионным фриком вроде Гогена Солнцева, но,тем не менее ее личный бренд когда-то строился по образу и подобию американской теледивы Пэрис Хилтон и ассоциировался с провокациями и скандалами. Возможно, поэтому ее ребрендинг включал вышеперечисленные шаги. Развенчание образа фрика: «‎Гламурная блондинка в шоколаде — это всего лишь моя роль в шоу» — месседж, который Собчак повторяет словно мантру. Смена имиджа: от блесток с кружевами до брючных костюмов и хипстерских очков. Новая механика формирования повестки: новости о скандалах и выходках заменяются новостями об участии в политических кампаниях и о новых выпусках ее YouTube-шоу.

В любом случае, развитие личного бренда по тактике «‎фрик» вряд ли поможет медийной персоне накопить необходимый паблицитный капитал для того, чтобы он в будущем конвертировался в лояльность аудитории и круглые суммы. Это подтверждается историями других фриков ток-шоу Андрея Малахова: от Светы Яковлевой до Александра Шпака. 

Любимый зритель: три теории о том, почему люди это смотрят

Наблюдать за страданиями и живыми эмоциями — давнее развлечение людей. В Древнем Риме эту функцию выполняли гладиаторские бои. В Средневековой Европе — публичные казни. В Новое время — телесные наказания. В XXI веке такой способ развлечь публику никуда не исчез, он просто эволюционировал в менее насильственный — публичное унижение на ток-шоу. Яркие примеры — шоу Андрея Малахова в России и шоу Доктора Фила в США. 

Почему же такое зрелище развлекает людей? На этот вопрос может ответить теория кринжа (от английского cringe — испанский стыд на сленге зумеров и миллениалов), которую высказывает в своей книге Мелисса Даль. По мнению исследовательницы, в момент чувства кринжа человек распознает в действиях другого (например, телевизионного фрика) себя и свое поведение в неловких ситуациях. В условиях современного культа успеха все вокруг вынуждены притворяться и делать вид, что все происходящее в их жизни находится под контролем, даже если это не так. В подобной ситуации наблюдать за чудаками по телевидению очень полезно, ведь человек понимает, что экранный фрик попросту говорит открыто о своих неудачах, в отличие от большинства людей, и осознание этого помогает зрителю избавиться от чувства глубокого одиночества. Согласно другому мнению, которое разделяет YouTube-философ Натали Винн, чувство кринжа перед фриками также помогает человеку самоутвердиться и почувствовать свое превосходство.

Любовь зрителей к ток-шоу объясняет и исследователь массовых коммуникаций Клэй Калверт. Ученый считает, что так проявляется стремление человека к вуайеризму: герои ток-шоу рассказывают нам о табуированном и очень личном, зритель подобного шоу словно сам становится участником семейных разборок и драк, но только на безопасном расстоянии, сидя у себя в квартире перед экраном телевизора. 

Быть или не быть? 

Построение личного бренда по образу и подобию фрика — это, возможно, эффективный способ повысить охват аудитории и узнаваемость своего бренда в краткосрочной перспективе, но однозначно не в долгосрочной. Все дело в относительно небольшом цикле существования фрика в медиапространстве. Помимо этого, подобная тактика может быть опасна для самого «‎исполнителя главной роли», вынужденного играть свою партию постоянно — так он рискует очень скоро потерять контакт с реальностью. Именно поэтому в этом деле ему понадобится помощь пиарщика или ассистента, который будет выполнять функцию камертона и вовремя приводить в чувство своего клиента. 

Зрителю же стоит почаще задавать себе вопрос: «А почему мне так нравится за этим наблюдать?‎» Ну и конечно, включать эмпатию, чтобы в один день самому не стать фриком.

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: