Фото: Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images
Фото: Andrew Harrer/Bloomberg via Getty Images

Операция «‎Преемник»‎

В последние годы Уоррену Баффету все чаще задавали вопрос о том, кто станет его преемником на посту гендиректора холдинговой компании Berkshire Hathaway — бизнес-гиганта с капитализацией в 631 миллиард долларов. Конгломерату принадлежат доли в самых разных бизнесах: от Apple и Duracell до сети ресторанов быстрого питания Dairy Queen. Слухи о том, кто станет новым руководителем одной из самых крупных компаний мира, ходили уже 15 лет.

Баффет годами дразнил инвесторов и журналистов, каждый раз поднимая тему преемника, но не давая конкретных ответов. В 2012 году он сообщил, что совет директоров определился с кандидатурой следующего гендиректора, но не назвал его имени, сказав только, что это человек, с которым совет очень хорошо и давно знаком.  В 2018-м Баффет сообщил, что будет выбирать из двух кандидатов — главы Berkshire Hathaway Energy Грега Абеля и руководителя перестраховочного бизнеса Berkshire Hathaway Аджита Джейна. Тогда же обоих назначили вице-президентами компании — Джейна по страховым операциям, Абеля по нестраховым. Наконец, в прошлом году Баффет рассказал в своем ежегодном письме к инвесторам: «‎У акционеров Berkshire нет повода волноваться: ваша компания на 100 процентов готова к моему уходу».

В Berkshire Hathaway‎ давно планировали разделить функции гендиректора между собственно гендиректором, который будет контролировать распределение капитала и операции Berkshire, инвестиционными менеджерами, управляющими портфелем акций Berkshire, и председателем совета директоров.

При Баффете CEO компании фактически объединял все эти обязанности в одном лице.

1 мая на ежегодном выступлении перед акционерами многолетнего партнера Баффета Чарли Мангера спросили, не станет ли система управления компанией слишком сложной. Мангер ответил: «‎Грег сохранит культуру», — и таким образом случайно раскрыл имя преемника. 3 мая Баффетт подтвердил, что Грег Абель сменит его на посту: «‎Директора согласны с тем, что, если со мной что-то случится сегодня вечером, завтра утром руководство на себя примет Грег». Как отметил сам Баффет, решающим фактором в выборе между 59-летним Абелем и 69-летним Джейном стал возраст.

Лучше, чем Баффет‎

Абель родился в 1962 году в канадском городе Эдмонтон и рос в семье домохозяйки и продавца в районе, где жили представители рабочего класса. В детстве он очень любил хоккей. «Сразу же после школы все дети в округе собирались на матч. Мы играли в хоккей почти каждый день, летом и зимой, и останавливали нас только мамы, зовущие домой на ужин‎», — вспоминал Абель в одном из интервью. По словам Абеля, родители научили его ценить семью, усердно работать, ставить цели и мечтать: «‎Они всегда говорили, что если я что-то делаю, то должен прилагать к этому максимум усилий».

В старших классах Абель понял, что хочет построить карьеру в бизнесе. Он поступил в Альбертский университет и окончил его в 1984 году со степенью бакалавра в области коммерции. Будучи студентом, Абель подрабатывал, раздавая рекламные листовки и заполняя огнетушители в компании Levitt Safety, где работал его отец. После университета Абеля взяли аудитором сначала в PricewaterhouseCoopers, затем в энергетическую компанию CalEnergy. В середине 1990-х он переехал в Великобританию для проведения сделки по поглощению компанией CalEnergy одной британской компании. Работа молодого сотрудника впечатлила одного из акционеров CalEnergy, который оказался другом детства Уоррена Баффета — CNBC отмечает, что именно после этого Абель попал в поле зрения знаменитого инвестора. В 1999 году CalEnergy купила компанию MidAmerican Energy и стала называться ее именем. В том же году Berkshire Hathaway приобрела контрольный пакет акций MidAmerican Energy.

Так Абель попал в Berkshire Hathaway. В 2008 году он стал гендиректором MidAmerican Energy, которую спустя шесть лет переименовали в Berkshire Hathaway Energy (BHE). На своем посту Абель провел крупнейшие сделки по приобретению энергетических компаний, благодаря чему BHE превратилась в одно из самых прибыльных подразделений конгломерата Баффетта. Теперь BHE владеет самыми разными компаниями — угольными, газовыми, гидроэнергетическими, а также специализирующимися на ветряной, солнечной, ядерной и геотермальной энергии. В BHE работает почти 24 тысячи сотрудников. Выручка компании в 2020 году составила больше 20,9 миллиарда долларов.

В 2020-м Абель получил за год работы в Berkshire Hathaway зарплату в 16 миллионов долларов и бонус в 3 миллиона долларов. Он также владеет акциями в BHE — Forbes оценивает их стоимость в 480 миллионов долларов. Кроме того, Абель входит в советы директоров компаний The Kraft Heinz Company, AEGIS Insurance Services и Фонда хоккея Канады. Однажды Баффет сказал, что его преемником станет «‎кто-то, кто уже очень богат… и не печется о том, сколько он получает — в десять раз больше, чем нужно ему и его семье, или в 100 раз больше». Сегодня Абель вполне соответствует этому положению.

Конкретно об Абеле Баффет высказывался много раз. В 2013 году он сказал: «‎Я всегда нахожу время для Грега, когда он звонит, потому что он приходит ко мне с отличными идеями. Он настоящий новатор в своем подходе к бизнесу». Баффет также называл Абеля «‎первоклассным человеком» и «‎умным парнем, не способным на глупость». Издание Wall Street Journal закрепило за Абелем звание «‎проницательного дельца», а партнер Баффета Чарли Мангер считает, что в некоторых вопросах Абель справляется с работой управляющего даже лучше, чем сам Баффет.

В 2014 году Грег Абель принял участие в Ice Bucket Challenge — кампании волонтерского фандрайзинга, направленной на повышение осведомленности о боковом амиотрофическом склерозе.

Подготовил Асхад Бзегежев

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно: