«Шах и мат». Какое будущее ждет новый российский истребитель
Что представляет собой новый истребитель
20 июня в первый день авиасалона МАКС-2021 в Жуковском был представлен легкий тактический самолет — Checkmate, в переводе с английского — «шах и мат». Англоязычное название глава ОАК Юрий Слюсарь объяснил «маркетинговым приемом». На внутреннем рынке называться он будет просто Су-75. Сам истребитель изначально разрабатывался по инициативе компании «Сухой» именно как коммерческий продукт, без технических заданий министерства обороны. И, как отметил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев, предназначен он «главным образом для экспорта». Основных конкурентов у российской разработки три — американский F-35, шведские истребители Gripen и французские самолеты Rafale. Среди потенциальных покупателей в «Ростехе» называют российское министерство обороны, страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
На презентации пообещали, что «самолет может применять полный спектр вооружения и эффективно бороться с любыми воздушными, наземными, морскими целями и наиболее совершенными системами ПВО». В госкорпорации отмечают, что в «малозаметной конфигурации самолет способен нести до пяти ракет “воздух — воздух” различной дальности или другие авиационные средства поражения». По мнению главы ОАК Юрия Слюсаря, одним из достоинств Су-75 станет низкая стоимость летного часа. Разработка будет иметь модульную конструкцию, что позволит модифицировать ее в будущем. «Во многом Checkmate похож на Су-57. «В нем использовались многие наработки от последнего», — пояснил «Снобу» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. При этом военный обозреватель, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц, рассказал «Снобу», что новинка отечественного самолетостроения схожа с американским конкурентом: «Россия очень обеспокоена успешными продажами сверх дорогого F-35, который начал серийно выпускаться, и Checkmate даже внешне напоминает его».
В реальности судить о новом истребителе можно только по характеристикам, представленным разработчиками, продолжает Гольц: «Пока все строится на пресс-релизах “Ростеха” и интервью главы ОАК, больше ничего нет». Испытания самолета обещают начать в 2023 году, причем полететь должен именно прототип, представленный на авиасалоне: «Это не просто макет, не просто демонстратор. Вот он в воздух и поднимется», — отметил Слюсарь.
Серийное производство Су-75 намечено на 2026 год. Стоимость Checkmate генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов оценивает в 25–30 миллионов долларов. При этом конкурент российского истребителя — американский F-35 продается более чем за 100 миллионов долларов. Выпускать Checkmate планируют в несколькихверсиях: беспилотной, одно- и двухместной.
Какое будущее ждет Checkmate
Руслан Пухов пояснил «Снобу», что говорить об успешности нового самолета и объемах его поставок еще слишком рано: «Мы должны подождать его летных испытаний, потому что те характеристики, которые заявлены, необходимо подтвердить». По его словам, сейчас любой самолет делается и под внутренний, и под мировой рынок одновременно, потому что «бюджеты национальных министерств обороны ограничены, в отличии от времен Холодной войны».
Тем временем, количество заказов уже оценили в 300 машин. «Основными покупателями станут страны, которые проводят независимую внешнюю оборонную политику, — делится своим мнением со «Снобом» Пухов. — Но я не очень верю в то, что его купят Аргентина и Сербия, а вот Мьянма, Египет, Алжир — достаточно мощные страны, которые могут себе позволить Checkmate и не бояться окрика Вашингтона». При этом эксперт говорит, что торговля оружием сильно политизирована: «Здесь все очень сильно зависит от интегрального веса страны». Александр Гольц же утверждает: «Круг заказчиков очерчен экономическими и военно-стратегическими причинами». Он называет среди возможных покупателей арабские страны, Индию и некоторые страны юго-восточной Азии.
Подготовил Дмитрий Толстошеев
В рамках мероприятия МАКС-2021 проект БФ «Система» «Лифт в будущее» подготовил онлайн-программу «День студента в авиации». Фонд проведет прямую трансляцию событий авиасалона, чтобы студенты и школьники из разных регионов могли ее посмотреть, а также квиз, в котором студенты будут отвечать на вопросы участников МАКС-2021.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Общество». Присоединяйтесь