
Боат-шеринг. Михаил Высоковский — о том, как в Москве развивают аренду катеров
Ɔ. Десять лет вы работали в геосервисах «Яндекса», пять из них — руководили продуктовой командой «Яндекс.Навигатора». Почему ушли из корпорации?
Для меня самое важное в работе, чтобы был внутренний драйв. Когда я пришел в «Яндекс», мне очень хотелось заниматься пробками, создавать для людей решения про город. В 2019 году попал на «Дружескую регату» Сергея и Нины Синицыных, увлекся парусом, потом получил международные права на управление яхтой. Кроме того, у меня есть российские и международные права на управление моторным судном и гидроциклом. Мне не хотелось всю жизнь просидеть на одной и той же работе, хочется попробовать разное и делать то, чем я горю. Сейчас это лодки и катера.
Ɔ. Как появилась идея боат-шеринг-клуба?
Меня моторные лодки привлекали больше паруса, и я уже хотел покупать катер. В России нет рынка полноценной аренды, без капитана. Аренда с капитаном — это другой формат, я за самостоятельные путешествия. Подобрал катер, и тут Сергей Синицын говорит: «Зачем себе? Смотри, какая шикарная идея! Сделаем для всех, и ты тоже сможешь пользоваться. Нужно поднимать привлекательность рек России, развивать инфраструктуру». Так я отказался от идеи покупки, вошел сооснователем в бизнес, а дальше мы все придумывали вместе.
Подобные клубы существуют в мире — в частности, в Америке. Например, один из них, Freedom Boat Club, работает с 1989 года, с очень большим флотом и множеством баз. Есть молодые европейские клубы, которые находятся на нашем уровне — с полудюжиной лодок и парой баз. Сейчас, во время пандемии, боат-шеринг снова набирает популярность.
Ɔ. А в чем основное отличие от Европы и США? Готов ли вообще наш рынок к такого рода шерингу? Одно дело, когда ты берешь что-то в аренду на час с небольшой страховкой, и совсем другое — когда ты становишься совладельцем и вносишь внушительную сумму.
Классическая модель шеринга, подобная развитым у нас в стране каршерингу и кикшерингу (краткосрочная аренда самокатов. — Прим. ред.), не очень подходит лодкам: здесь не получится добраться до пункта назначения, бросить лодку и больше об этом не думать. Это больше про отдых, когда ты хочешь свободно взять катер в аренду на несколько дней и уехать с семьей или друзьями, то есть про самостоятельную культуру отдыха на воде. Плюс это все же закрытый клуб, в котором есть барьер в виде вступительного взноса и прав. Член клуба может пользоваться лодкой без ограничений, без поминутной оплаты.
Конечно, в отличие от Европы, у нас не развита инфраструктура — не так много марин, где можно спокойно пришвартоваться, нет гостевых форматов. Но в последнее время они развиваются. Недавно я сам ходил из Москвы в Тверь. А еще во второе путешествие — от нашей базы в Royal Yacht Club дошли до новой точки, расположенной в глэмпинге Tochka Nemo в Ярославской области. Это заняло три дня, так как надо было пройти шлюзы: на канале имени Москвы до Иваньковского водохранилища их пять штук. И потом еще несколько на Волге. Шлюзы сделаны для того, чтобы суда могли пройти из части реки или канала с низким уровнем воды в высокий, и наоборот. При прохождении шлюза катер вместе с уровнем воды поднимается или опускается на высоту порядка восьми метров. Обычно эта процедура занимает около 20 минут, но могут быть и задержки.
Пока подобные путешествия требуют некоторой подготовки, и клуб берет на себя решение всех вопросов — куда сходить, как забронировать и так далее. Но, мне кажется, сейчас для рынка хороший момент — из-за пандемии появился интерес как к внутреннему туризму, в том числе водному, так и к самому шерингу. Люди, которые задумывались о том, чтобы покупать суда, боялись проблем со стоянкой, хранением, мытьем, починкой, заправкой. Теперь этого бояться не надо.
Ɔ. Какие катера сейчас есть в вашем клубе и как устроена система членства?
В наш флот входят шесть катеров разной мощности и разного уровня. Есть варианты с каютой, газовой плитой, раковиной, душем и гальюном, которые рассчитаны на долгие путешествия по воде; идеальные катера для активного отдыха, которые вмещают до пяти человек и могут буксировать лыжников, вейк-бордеров, но подходят и просто для отдыха на воде и рыбалки. Еще есть опции для начинающих, для управления которыми не требуются права Государственной инспекции по маломерным судам.
В системе членства есть сложная тарифная сетка: она зависит от уровня катера, количества выбранных баз и в какие дни недели вы арендуете катер. У нас есть первоначальный взнос и ежегодный членский взнос.
Автор ролика: Владимир Рыжков
Ɔ. А если нет прав, можно ли пригласить компанию друзей и походить с капитаном?
Услуги с капитаном у нас нет, потому что катера небольшие. Мы за формат самостоятельных путешествий. Если человек покупает членство в нашем клубе, но у него еще нет прав, мы предлагаем в подарок пройти обучение. У нас есть партнерская школа, которая обучает теории. Практическую часть — швартовку, маневрирование, спасение утопающих — инструкторы преподают на наших катерах. Три-пять занятий — и вы уже готовы к самостоятельному выходу. Для тех, у кого нет прав, есть специальные небольшие катера — можно походить на них по акватории Химкинского водохранилища, рядом есть небольшая речка с неплохим рестораном и яхт-клубом, но в целом можно пойти в канал и дойти до Пироговского водохранилища, просто это займет больше времени.