Боат-шеринг. Михаил Высоковский — о том, как в Москве развивают аренду катеров
Ɔ. Десять лет вы работали в геосервисах «Яндекса», пять из них — руководили продуктовой командой «Яндекс.Навигатора». Почему ушли из корпорации?
Для меня самое важное в работе, чтобы был внутренний драйв. Когда я пришел в «Яндекс», мне очень хотелось заниматься пробками, создавать для людей решения про город. В 2019 году попал на «Дружескую регату» Сергея и Нины Синицыных, увлекся парусом, потом получил международные права на управление яхтой. Кроме того, у меня есть российские и международные права на управление моторным судном и гидроциклом. Мне не хотелось всю жизнь просидеть на одной и той же работе, хочется попробовать разное и делать то, чем я горю. Сейчас это лодки и катера.
Ɔ. Как появилась идея боат-шеринг-клуба?
Меня моторные лодки привлекали больше паруса, и я уже хотел покупать катер. В России нет рынка полноценной аренды, без капитана. Аренда с капитаном — это другой формат, я за самостоятельные путешествия. Подобрал катер, и тут Сергей Синицын говорит: «Зачем себе? Смотри, какая шикарная идея! Сделаем для всех, и ты тоже сможешь пользоваться. Нужно поднимать привлекательность рек России, развивать инфраструктуру». Так я отказался от идеи покупки, вошел сооснователем в бизнес, а дальше мы все придумывали вместе.
Подобные клубы существуют в мире — в частности, в Америке. Например, один из них, Freedom Boat Club, работает с 1989 года, с очень большим флотом и множеством баз. Есть молодые европейские клубы, которые находятся на нашем уровне — с полудюжиной лодок и парой баз. Сейчас, во время пандемии, боат-шеринг снова набирает популярность.
Ɔ. А в чем основное отличие от Европы и США? Готов ли вообще наш рынок к такого рода шерингу? Одно дело, когда ты берешь что-то в аренду на час с небольшой страховкой, и совсем другое — когда ты становишься совладельцем и вносишь внушительную сумму.
Классическая модель шеринга, подобная развитым у нас в стране каршерингу и кикшерингу (краткосрочная аренда самокатов. — Прим. ред.), не очень подходит лодкам: здесь не получится добраться до пункта назначения, бросить лодку и больше об этом не думать. Это больше про отдых, когда ты хочешь свободно взять катер в аренду на несколько дней и уехать с семьей или друзьями, то есть про самостоятельную культуру отдыха на воде. Плюс это все же закрытый клуб, в котором есть барьер в виде вступительного взноса и прав. Член клуба может пользоваться лодкой без ограничений, без поминутной оплаты.
Конечно, в отличие от Европы, у нас не развита инфраструктура — не так много марин, где можно спокойно пришвартоваться, нет гостевых форматов. Но в последнее время они развиваются. Недавно я сам ходил из Москвы в Тверь. А еще во второе путешествие — от нашей базы в Royal Yacht Club дошли до новой точки, расположенной в глэмпинге Tochka Nemo в Ярославской области. Это заняло три дня, так как надо было пройти шлюзы: на канале имени Москвы до Иваньковского водохранилища их пять штук. И потом еще несколько на Волге. Шлюзы сделаны для того, чтобы суда могли пройти из части реки или канала с низким уровнем воды в высокий, и наоборот. При прохождении шлюза катер вместе с уровнем воды поднимается или опускается на высоту порядка восьми метров. Обычно эта процедура занимает около 20 минут, но могут быть и задержки.
Пока подобные путешествия требуют некоторой подготовки, и клуб берет на себя решение всех вопросов — куда сходить, как забронировать и так далее. Но, мне кажется, сейчас для рынка хороший момент — из-за пандемии появился интерес как к внутреннему туризму, в том числе водному, так и к самому шерингу. Люди, которые задумывались о том, чтобы покупать суда, боялись проблем со стоянкой, хранением, мытьем, починкой, заправкой. Теперь этого бояться не надо.
Ɔ. Какие катера сейчас есть в вашем клубе и как устроена система членства?
В наш флот входят шесть катеров разной мощности и разного уровня. Есть варианты с каютой, газовой плитой, раковиной, душем и гальюном, которые рассчитаны на долгие путешествия по воде; идеальные катера для активного отдыха, которые вмещают до пяти человек и могут буксировать лыжников, вейк-бордеров, но подходят и просто для отдыха на воде и рыбалки. Еще есть опции для начинающих, для управления которыми не требуются права Государственной инспекции по маломерным судам.
В системе членства есть сложная тарифная сетка: она зависит от уровня катера, количества выбранных баз и в какие дни недели вы арендуете катер. У нас есть первоначальный взнос и ежегодный членский взнос.
Автор ролика: Владимир Рыжков
Ɔ. А если нет прав, можно ли пригласить компанию друзей и походить с капитаном?
Услуги с капитаном у нас нет, потому что катера небольшие. Мы за формат самостоятельных путешествий. Если человек покупает членство в нашем клубе, но у него еще нет прав, мы предлагаем в подарок пройти обучение. У нас есть партнерская школа, которая обучает теории. Практическую часть — швартовку, маневрирование, спасение утопающих — инструкторы преподают на наших катерах. Три-пять занятий — и вы уже готовы к самостоятельному выходу. Для тех, у кого нет прав, есть специальные небольшие катера — можно походить на них по акватории Химкинского водохранилища, рядом есть небольшая речка с неплохим рестораном и яхт-клубом, но в целом можно пойти в канал и дойти до Пироговского водохранилища, просто это займет больше времени.
Ɔ. Когда смотришь участок Москвы-реки в центре, кажется, что ходить по ней у самого Кремля могут только люди со специальными разрешениями или специальные прогулочные корабли. Идея боат-клуба меняет эту парадигму?
Живя много лет на набережной, сам не раз задавался этим вопросом. Оказалось, что для такой прогулки нужно всего лишь иметь права категории «Моторное судно» (ходить по центру города можно только на моторных судах. Движение на веслах, на гидроцикле и под парусом запрещено. — Прим. ред.) и, собственно, катер. В Москве и области огромное количество возможностей для водных путешествий. Например, можно выйти из Нагатинского затона, пройтись мимо высотки на Котельнической, Кремля, Лужников, Дома правительства, Сити и вернуться обратно через Водоотводный канал. Если на катере устроить еще и ланч, то это займет примерно три часа. Это один формат, урбанистический, здесь можно и понаблюдать за городом с воды, и попрактиковать навыки судовождения, ведь движение на этом участке довольно плотное.
Другой формат — это водохранилища Подмосковья. Из нашей базы на Водном стадионе без шлюза можно пройти Химкинское водохранилище, Пироговское вместе с Клязьминским, Пестовское и Икшинское водохранилища. Стартуете из города, и постепенно пейзажи меняются — от оживленной Пироговки с парусными яхтами уходите на просторное и менее оживленное Пестовское водохранилище, здесь можно встать на якорь рядом с каким-нибудь островом, с собой взять сап или байдарку, походить вокруг. Еще доступный сценарий — причалить в яхт-клубе, поужинать в ресторане и переночевать в отеле. Ну а дальше отправиться через шлюзы на так называемое Московское море. Я недавно так ходил и могу сказать, что Иваньковское водохранилище производит прекрасное впечатление — там живописно, много островков и мало народу, потенциал у места очень высокий.
Ɔ. На Москве-реке в сезон очень активная навигация. Как происходит коммуникация между судами?
Наши большие катера оснащены стационарной рацией, маленькие — переносной. По закону маломерное судно не обязано иметь рацию, она нужна только для прохождения шлюза. Но мы считаем, что хорошая речная практика — быть полноценным участником движения и иметь рацию, это повышает безопасность и помогает договориться с большим судном о том, как вы расходитесь. Одна из наших целей — формировать культуру поведения на реке.
Ɔ. Какие скоростные ограничения существуют и кто осуществляет контроль на воде?
На канале имени Москвы и в центре города — 15 км/ч, на Химкинском и других водохранилищах таких ограничений нет. Есть подразделения МЧС — спасательная служба на водных объектах и ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). Они наблюдают как с берега, так и с катера, если что-то не так, могут подойти и сделать замечание или дать рекомендации. Со своей стороны мы выдаем то, что требуется по нормам безопасности: комплект спасательных жилетов на всех пассажиров, весло, отпорный крюк, конец Александрова, рацию и прочее. Мы обучаем, как подать сигнал бедствия. Так как мы с вами не в открытом море, всегда можно вызвать спасателей или догрести до берега.
Ɔ. А есть ли на маршруте заправки? На сколько километров хватает топлива катеров?
К сожалению, инфраструктура заправок на воде развита очень плохо. В центре Москвы их нет, есть одна заправка в Долгопрудном, а следующая — уже в Завидово или Калязине. Но основной заправки для катера хватает: на одном баке можно спокойно ходить часов шесть, плюс если есть канистры, это позволяет не думать о топливе в поездках на выходные. Расход топлива зависит от модели катера: при баке на 205 литров мотор может расходовать 20–30 литров в час — при полноценном режиме со скоростью примерно 40 км/ч. Обычно мы дополнительно даем канистры с 60 литрами топлива.
Ɔ. Есть ли интерес у властей к развитию инфраструктуры для водного туризма?
Сейчас мы общаемся с ГБУ «Гормост» по поводу причалов, потому что хочется иметь возможность делать остановки в центре города. В Питере, например, есть сеть городских причалов. В Москве, к сожалению, такого сервиса нет, хотя мы бы очень хотели, чтобы он развивался. С разными областями обсуждаем, где открывать следующие базы. Заинтересовался Татарстан и еще несколько регионов, где как раз более развит водный туризм. Мы готовы кооперироваться, создавать больше баз. Много чего можно сделать и причалы есть, нужно только разрешить ими пользоваться и чуть-чуть привести в порядок.
Беседовала Анастасия Рыжкова
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь