Фото: Пресс- служба Nissan
Фото: Пресс- служба Nissan

Для начала — немного теории. Кроссоверы Nissan для российского рынка получили продвинутые электронные системы помощи водителю. Комплекс называется ProPilot, доступен он пока для двух моделей, которые выпускаются на заводе в Санкт-Петербурге, — это популярные в России Qashqai и X-Trail. Дополнительное оборудование включает в себя радар, расположенный в передней части, — машины с ProPilot легко опознать по прозрачному экрану в центре решетки радиатора (он защищает от грязи и повреждений), — и специальную камеру за лобовым стеклом.

Радар нужен для определения препятствий перед машиной, он имеет более дальний радиус действия, чем камера, которая отслеживает дорожную разметку. Так как это оборудование стоит дополнительных денег, то доступно оно только в двух самых дорогих комплектациях: LE+ и LE Top. То есть только у полноприводных Qashqai и X-Trail с вариаторами.

Мы стартовали из Москвы и почти сразу выехали на платную трассу М-11 до Санкт-Петербурга. Здесь ProPilot работает прекрасно. Нужно всего лишь нажать пару кнопок на руле — активировать систему и установить желаемую скорость движения. Убираю ноги с педалей — и двухлитровый Nissan Qashqai послушно держит разрешенные 110 км/ч до тех пор, пока перед ним не возникнет препятствие. Если это более медленный автомобиль, то машина сама держится за ней с заданной дистанцией. А в случае экстренной ситуации Nissan способен самостоятельно затормозить до полной остановки.

Не считая старой трассы М-10, куда пришлось съехать для объезда Твери, и дозаправки, к педалям я вообще не прикасалась. Но если убрать руки с руля, то ProPilot через несколько секунд подаст звуковой сигнал. Если вы на это не реагируете, машина просто начинает плавно тормозить.

Конечно, система не всесильна: например, радар не считывает пешеходов или животных, а в качестве препятствия распознает только автомобили, поэтому не стоит читать книгу или пользоваться мобильным телефоном за рулем — за дорогой надо следить. Специально для России перенастроен диапазон задаваемой дистанции, но все равно хочется ее еще сократить — чтобы между «Ниссаном» и машиной впереди, к которой «цепляется» радар, не вклинивались другие участники движения. Потому что в такие моменты Qashqai вдруг интенсивно замедляется, нервируя тех, кто едет сзади.

Есть нюансы и с разгоном. Вот впереди уходит из левой полосы грузовик, а Qashqai неспешно набирает заданные 130 км/ч. Позже я опробовала Nissan X-Trail с более мощным (167 л. с.) двигателем 2,5 литра — у него на шоссе дела обстоят получше. Но все равно ProPilot здорово облегчает жизнь на магистралях: «с кнопками» можно комфортно доехать вплоть до Сортавалы — на двухполосных дорогах технология поддерживает скорость потока, а резко разгоняться приходится только при обгонах.

«Ниссаны» с ProPilot также могут самостоятельно останавливаться на светофорах, но для этого перед вами обязательно должен быть другой автомобиль — считывать сигналы система не умеет, только определяет препятствия впереди. Стоит это учитывать, чтобы случайно не выкатиться на перекресток на красный свет. Если время ожидания не превышает трех секунд, то машина сама тронется с места при начале движения впереди. Если стоим дольше — придется нажать на педаль газа. Кстати, в ситуациях, когда выключается радар (например, если его залепляет снежной кашей зимой), есть возможность переключиться на обычный «пассивный» круиз-контроль.

Второй компонент автопилота — способность машины удерживаться в нужной полосе. И здесь у ProPilot ограничений гораздо больше. Да, пока дорога относительно прямая, можно доверить управление электронике, но все равно Nissan чуть гуляет от одной линии разметки к другой.

После городка Лахденпохья дорога А-121 превращается в одно из главных карельских удовольствий. Перепады высот, роскошные виды на леса и озера, ровный асфальт и коварные повороты поднимут настроение любому водителю. Так что до самого Петрозаводска лучше рулить самому. Тем более ProPilot все равно может удерживать машину в полосе только в пологих дугах. 

Если поперечное ускорение окажется сильнее порогового значения, система удержания в полосе также отключится (хотя активный круиз-контроль продолжит работать). Выходит, полноценным автопилотом ProPilot пока назвать нельзя. Но даже в таком виде ProPilot позволяет меньше уставать в дальних дорогах — доверять электронике управление на шоссе можно и нужно. И чем больше будет автомобилей с подобными комплексами, тем безопаснее станет движение.