Как меняется фешн-рынок в эпоху цифровизации и ответственного потребления
Мода в России с середины 1970-х до середины 2010-х находилась в полном застое. Но сейчас, когда вперед вышли технологии, у страны есть шанс наверстать упущенное и догнать международные бренды. Один из способов этого достигнуть — производственная цифровизация. Она дает производителям возможность быть максимально гибкими и отвечать одному из главных запросов рынка — на индивидуальность. Многие потребители сейчас хотят кастомизированную одежду, например, уже можно сделать индивидуальный дизайн кроссовок от Nike, Ralph Lauren, Louis Vuitton и Dior. У Levi`s есть Tailor Shop и Print Bar, которые используются на фестивалях и других мероприятиях, чтобы создавать одежду под запросы конкретного человека быстро и качественно с помощью автоматизации.
Второй важный запрос покупателей — на экологичность и качество. Кризис, вызванный пандемией коронавируса, усилил этот тренд: люди стали меньше думать о краткосрочной моде и больше — о том, чтобы купить хорошую вещь, которая прослужит несколько сезонов. Как говорится, «я не настолько богат, чтобы покупать дешевую одежду».
В связи с этими изменениями падает спрос на фаст-фешн, который активно продвигают производители масс-маркет. Они искусственно создали этот тренд, чтобы увеличить собственные продажи. Но уже через пять-семь лет многое изменится, потому что осознанное потребление убивает масс-маркет. Люди будут покупать реже, меньше и более качественные продукты. Например, выбирая свитшот, они отдадут предпочтение тому, который впишется в их базовый гардероб, а не тому, который в моде этим летом.
Меньше всего о падении продаж стоит задумываться люксовым брендам. Те 10% покупателей, которые у них есть сейчас, останутся потребителями элитного продукта.
Кроме того, мы видим, что массовая оцифровка процессов ведет к тотальному контролю производства и продаж продукции. Приложение «Честный знак» и маркировка товаров дают возможность любому покупателю, продавцу или другому участнику продуктовой цепочки при помощи смартфона увидеть всю информацию о товаре, вплоть до происхождения ткани или молнии. Благодаря этому в скором времени из магазинов исчезнет контрафакт, на который приходится 70% всей одежды и аксессуаров, продающихся офлайн. В результате освободятся торговые пространства, но не факт, что их заполнят офлайн-магазины, потому что сейчас все больше товаров продается онлайн. Так что формат торговых центров и бутиков, вполне вероятно, в скором будущем себя изживет. На их место придут онлайн-магазины и примерка в дополненной реальности.
Какие инновации уже используются и как будут развиваться
Автоматизация
Идет тренд на производственную автоматизацию и создание единой цифровой экосистемы, когда проектирование, производство и поставка товара замкнуты в одну цепочку. Кроме того, уже применяется много программ, которые соединяются со станками с ЧПУ. Яркий тому пример — завод BMW, где автомобили полностью собираются с помощью автоматов. Человеку достаточно только наблюдать за тем, чтобы все работало без ошибок.
Фешн-индустрия тоже к этому идет. Например, российская Биржа контрактного производства (БКП), разработанная Московским инновационным кластером, помогает локальным российским брендам размещать заказы на крупных российских фабриках. Это не только помогает экономить на оборудовании, но и задействует неиспользованные производственные мощности (в настоящий момент они задействованы на 60–65%). Этот сервис оказался особенно полезен в пандемию: многие бренды ранее отшивались в Китае, но из-за закрытых границ сроки и стоимость значительно увеличились. Сегодня к сервису подключено более 300 фабрик и примерно столько же дизайнеров уже воспользовались услугами БКП.
В 2016 году Adidas запустилцентр под названием Speedfactory, который включает в себя 3D-печать, компьютеризированное вязание, роботизированные манипуляции и минимальную рабочую силу для наблюдения за операциями. Это позволило компании удовлетворить спрос на быструю доставку новых моделей, а также противостоять росту стоимости рабочей силы в Азии и повышению цены логистики.
Дополненная реальность (AR)
Одна из проблем онлайн-продаж — высокая вероятность прогадать с размером или фасоном. Сегодня эту проблему решают приложения, которые позволяют подобрать и «примерить» одежду. Белорусский стартап Wannaby уже несколько лет разрабатывает технологии компьютерного зрения и рендеринга и выпустил приложение для AR-примерки кроссовок. Сейчас его используют Gucci и Lamoda.
Биометрия
Второй шаг к улучшению онлайн-примерки — использование цифрового профиля потребителя, в котором будут указаны его физические параметры. В паре с AR-примеркой это поможет максимально попадать в размер и удовлетворять запросы покупателя. Сейчас подобные технологии уже есть, но в упрощенном виде. Например, у ASOS есть инструмент «Расчет твоего размера». Он связывает информацию о покупках пользователей со схожими параметрами (вес и рост) и помогает подобрать вещь на основе этих данных. Если покупатель укажет свои предпочтения, например, чтобы одежда сидела свободно или, наоборот, была более приталенной, программа это учтет и подскажет нужный размер.
Techwear
Это не какая-то определенная технология, а целое направление — производство высокотехнологичной одежды из специальных воздухопроницаемых и водостойких материалов, которые дают свободу движений и ощущение комфорта. Технологии создания таких материалов разные. Например, Under Armour разработал «умную» ткань Iso-Chill, которая используется в одежде для тренировок в жаркую погоду. Материал состоит из сплющенных акриловых волокон и покрытия на основе диоксида титана. За счет такого состава одежда постоянно отводит тепло и дарит человеку чувство прохлады.
Сюда же можно отнести ткани-хамелеоны и одежду-трансформер. Представьте, что утром ваша куртка зеленая, а ночью — розовая. Или что вы идете на званый ужин в смокинге, а сразу после за счет конструктивных элементов превращаете его в куртку и отправляетесь на пикник. Это делает одежду универсальной и позволяет одной вещью заменить пять-семь предметов гардероба.
Techwear — это не только материалы, но и разные полезные устройства в одежде. Сейчас огромное количество датчиков, которые дают возможность следить за дыханием, ритмом сердца и другими показателями. Например, Sensoria производит «умную» одежду с датчиком сердечного ритма, который собирает данные о тренировке и синхронизируется с мобильным приложением. При этом работать он может от одной батарейки около восьми месяцев.
Ответственное производство
По данным McKinsey, мировая индустрия моды выбрасывает 2,1 млрд метрических тонн парниковых газов ежегодно. Это составляет около 4% от общих годовых выбросов парниковых газов в мире — больше, чем международные авиарейсы и морское судоходство, вместе взятые. Потребители осознают негативные последствия «быстрой» моды и теперь больше фокусируются на экологически чистых материалах и прозрачном, этичном труде и производстве. Это формирует запрос не просто на экоинициативы, такие как сдача одежды в переработку, а на создание совершенно новых материалов. Так стартап Bolt Threads создает кожу Mylo из корневой структуры грибов. Adidas в 2021 году представила первый концепт кроссовок с использованием этого материала. Levi's применяет технологию Water
Будущее фешн-рынка в России
Вырастет производство одежды. Производить одежду в нашей стране намного выгоднее, чем на Западе, включая Восточную Европу. Поэтому не исключено, что российские фабрики начнут шить одежду для международных брендов, а также увеличится количество отечественных производителей. Развитию рынка способствует и интерес к индустрии со стороны государства: недавно Минкульт представил законопроект, который создаст основу для развития креативных индустрий.
Рынок наверстает упущенные позиции. За счет ИТ-сферы у российского фешн-рынка есть возможность занять лидирующие позиции в направлении FashionTech на стыке моды и новых технологий. Искусственный интеллект, виртуальная реальность, биотехнологии — все это часть моды будущего.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь