Специальные возможности для особенных детей: как устроено инклюзивное образование в Великобритании
Определение Special Educational Needs (SEN) в Великобритании было дано в Законе об образовании 1996 года и затем изменено в Законе об особых образовательных потребностях и инвалидности 2001 года. В настоящее время считается, что ребенок или молодой человек получают статус SEN, если у них имеется инвалидность или они испытывают трудности в обучении. Это означает, что они нуждаются в специальном образовании.
Ученик также может получить Education, Health and Care Plan (EHC) — документ, в котором указаны его потребности и необходимая дополнительная помощь. Планы EHC были введены в сентябре 2014 года, они предназначены для детей и молодых людей, которые не могут удовлетворить все свои особые образовательные потребности в обычной школе или учреждении и нуждаются в дополнительной поддержке.
По данным правительства Великобритании, доля учеников с поддержкой SEN немного увеличилась с прошлого года — с 12,1% до 12,2% (1 083 100 человек), при этом доля учеников с планом EHC выросла с 3,3% до 3,7% (325 600 человек) в 2021 году (постоянный рост наблюдался с 2017 года).
Как определяется, что ребенку нужна дополнительная помощь в образовании
В любом классе дети учатся с разной скоростью и разными способами. Соответственно учителя планируют свои уроки и выбирают различные типы учебных материалов, чтобы помочь каждому ребенку достигать успеха. Особые образовательные потребности предполагают, что ученику нужна поддержка, которая выходит за рамки обычных методик, применяемых при обучении детей того же возраста.
Некоторым детям требуется дополнительная помощь, когда у них возникают проблемы с:
- поведением или социальными навыками, вызванными, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности или аутизмом;
- чтением, письмом, счетом, например, при дислексии или других специфических трудностях в обучении;
- эмоциями, психическим здоровьем, то есть их состояние влияет на способность к обучению, например, сложности с обучаемостью;
- физическими нарушениями, такими как нарушение зрения, слуха, хроническое заболевание или ограниченная подвижность.
Принято считать, что ребенок, которому требуется дополнительная помощь в любой из этих областей, имеет особые образовательные потребности (SEN). Некоторые дети могут иметь SEN из-за состояния здоровья или инвалидности, другие — без подтвержденного диагноза. Наиболее распространенным основанием для получения плана EHC являются расстройства аутистического спектра, а поддержку SEN получают в основном дети, испытывающие трудности в речи, языке и общении.
В настоящий момент в Великобритании имеются 352 школы с отделениями SEN, где дети с особыми образовательными потребностями учатся в отдельных классах, и 1066 школ с предоставлением специальных ресурсов — там дети учатся в обычных классах, но их обеспечивают необходимым оборудованием и с ними дополнительно работают педагоги.
Виды поддержки
Поддержка в ранние годы. Сотрудники дошкольных учреждений связываются с родителями или опекунами, если посчитают, что у ребенка есть особые образовательные потребности или инвалидность. Они назначают семьям встречу, чтобы обсудить, какая поддержка необходима, а затем составят план развития ребенка. Когда ученик будет идентифицирован как нуждающийся в поддержке SEN, персонал будет еще более внимательно наблюдать за его игрой и прогрессом в развитии. Общие собрания с семьями будут проводиться не менее трех раз в год для обсуждения положения дел и планирования следующих шагов в развитии ребенка. Родители и опекуны детей с SEN также могут рассчитывать на услуги нянь, дошкольных учреждений, праздничные игры и уход за детьми в их собственном доме. Все воспитатели дошкольного образования при этом должны следовать общепринятой в Великобритании программе раннего развития детей — Early Years Foundation Stage.
Дополнительная помощь в основном учебном заведении. В Великобритании дети с SEN могут посещать обычные детские сады и школы или специализированные учреждения, где есть только ученики с SEN. В обычных учебных заведениях координатор по особым образовательным потребностям (SENCO) отвечает за организацию дополнительной помощи тем, кто в ней нуждается. Большинство детей с особыми образовательными потребностями будут ходить в обычные учреждения, и закон дает родителям право выбирать, предпочтительный образовательный формат для своего ребенка.
Школы, детские сады и колледжи должны поддерживать детей и молодых людей, у которых есть особые образовательные потребности, и относиться к ним справедливо. Детям с заболеваниями будут помогать в приеме лекарств, личном уходе и наверстывании упущенного после периода отсутствия. Учителя или помощники учителя могут оказать им индивидуальную помощь или устроить занятие в небольшой группе. Также могут быть привлечены дополнительные специалисты, например логопед.
Специальные школы для детей с более сложными потребностями. В таких школах учатся только дети с SEN, здесь работают исключительно специально обученные учителя, медицинские работники, имеется дополнительное оборудование для поддержки таких детей.
Преимущества специальных школ в том, что:
- размеры классов меньше, в некоторых случаях даже предлагается индивидуальное образование;
- образовательный процесс полностью ориентирован на индивидуальные потребности ребенка и соотносится с целями, определяемыми для каждого такого ученика;
- преподавание и оценка адаптируются в зависимости от стиля обучения и сильных сторон ребенка;
- у детей есть группа сверстников со схожими потребностями, поэтому они не чувствуют себя разными и им легче заводить друзей;
- персонал очень хорошо понимает потребности детей и способы их обучения;
- прогресс каждого ученика особо тщательно отслеживается;
- установлены прочные связи с родителями.
Образование после 16 лет. Система поддержки SEN уделяет особое внимание помощи детям и молодежи в подготовке к своему будущему. Считается, что ребенок становится «молодым человеком» в последнюю пятницу июня после того, как ему исполнится 16 лет. Он может законно покинуть школу в конце учебного года, в котором ему исполняется 16 (обычно в конце 11-го класса). Однако все молодые люди должны получить какое-либо дополнительное образование или обучение до того, как им исполнится 18 лет. Это можно совмещать с оплачиваемой работой или волонтерством.
Молодой человек с особыми образовательными потребностями может столкнуться с дополнительными проблемами при достижении своих образовательных целей. К ним относятся: отсутствие информации о возможностях, заниженные ожидания относительно того, что достижимо, трудности с тем, чтобы его мнение было услышано. Ему может потребоваться дополнительная поддержка при переходе из школы в колледж или от учебы — ко взрослой самостоятельной жизни. Система SEN в Великобритании уделяет этому особое внимание и готовит молодых людей к получению высшего образования, трудоустройству, самостоятельной жизни и участию в жизни общества.
Как образовательные учреждения могут помочь детям с особыми образовательными потребностями
Соответствующее образование и хорошая медицинская поддержка для ребенка с SEN означают, что у него развивается более высокий уровень навыков, дающей ему больше самостоятельности. Следовательно, в дальнейшем требуется меньшее вмешательство в его жизнь со стороны. Также снижается зависимость от служб поддержки, став взрослым, он будет способен получить и сохранить работу, повышается его самооценка, он будет более защищен от развития депрессии.
Проблемы системы SEN
Недофинансирование. Существует мнение, что выделяемое финансирование для учащихся с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями недостаточно. По состоянию на 2018 год от центрального правительства Великобритании дополнительно требовалось 536 миллионов фунтов стерлингов. Многие родители детей с SEN жалуются, что их дети не получают необходимого образования, а некоторые предприняли попытки подать судебные иски, чтобы заставить британские образовательные организации обеспечивать потребности их детей. Педагоги также жалуются, что не могут обучать учеников с SEN так эффективно, как им хотелось бы, из-за перегрузки, вызванной недостаточным финансированием.
Исключения и отстранения. Дети с SEN с гораздо большей вероятностью могут быть официально исключены из школы или отстранены от занятий. Часто это происходит незадолго до сдачи обязательных экзаменов GCSE. Ученик удаляется из школьного реестра, если руководство школы сомневается, что он сумеет сдать экзамен. Это приводит к улучшению среднего балла экзаменуемых, но может привести к полному прекращению образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями.
Неверная идентификация. Критики системы заявляют, что в некоторых случаях обеспеченные семьи необоснованно настаивают на том, чтобы их ребенок был идентифицирован как имеющий SEN, чтобы получить дополнительную поддержку, не имея на то оснований. Другая часть общества, напротив, утверждает, что дети с ограниченными возможностями не всегда определяются как нуждающиеся в дополнительной поддержке. Считается, что это особенно сложно для семей с низким доходом, которые могут не иметь средств на частную диагностику таких нарушений, как, например, дислексия.
Актуальны ли принципы SEN для России
В последние годы в России стали больше говорить об инклюзивном образовании. Здесь также считается, что дети с особыми образовательными потребностями при определенных условиях могут обучаться в обычных классах общеобразовательных учреждений. Им должны будут предоставить тьютора, специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, тифлопедагога), необходимое оборудование. На это выделяются бюджетные средства. В последние семь лет идет переоборудование всех образовательных учреждений — в них появляются пандусы, лифты, сенсорные комнаты. Также образовательное учреждение обязано написать специальную адаптированную программу образования для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По желанию родитель может написать заявление на обучение, в том числе и дошкольное, с педагогами на дому. Дети с серьезными нарушениями и трудностями нуждаются в специальных условиях, особом образовании, социализации и лечении, поэтому для них есть специализированные учебные заведения, например речевые детские сады или школы. Но все больше наблюдается тенденция к созданию инклюзивной среды, чтобы дети с ОВЗ учились в обычной среде со сверстниками.
Развитие и обучение детей с особыми образовательными потребностями является серьезным вызовом человечеству. Системный подход, который позволяет идентифицировать таких детей в раннем возрасте и начинать помогать им раньше, даст лучшие результаты. Помощью в этом может стать международный опыт.
А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект "Сноб” — Личное». Присоединяйтесь