Фото: Пресс- служба Премии Анатолия Зверева
Фото: Пресс- служба Премии Анатолия Зверева

В ноябре Анатолию Звереву исполняется 90 лет. Он давно стал частью большого мифа о художниках Советского Ренессанса, пришедшегося на середину 1950-х и длившегося вплоть до начала 80-х годов. Более того, как ключевая и харизматичная фигура оттепельного поколения, Зверев поразительным образом объединил вокруг себя целую плеяду художников, литераторов, коллекционеров, не желавших иметь ничего общего с советским официозом. 

Спустя годы благодаря самоотверженным усилиям, таланту и энергии двух женщин — Полины Лобачевской и Наталии Опалевой — удалось создать не просто частный музей им. Анатолия Зверева, а уникальную и единственную в своем роде культурную институцию, чьи многочисленные выставки, проекты, книги всегда ориентированы на диалог с сегодняшним днем. В разное время к этому диалогу подключались разные художники, но то, что произошло в 2021 году, явно выходит за рамки музейной жизни. Речь о Премии Анатолия Зверева, которая будет вручена победителю 3 ноября. Общий премиальный фонд составляет 1 миллион 750 тысяч рублей: Гран-при — 1 миллион рублей, второе место — 500 тысяч, третье — 250 тысяч. Все три места присуждает жюри. Планируется еще спецприз — от музея AZ, премия зрительских симпатий, а также приз от ИД «Коммерсант», ставшего стратегическим партнером музея. Это значит, что победитель унесет не одну статуэтку, а две. Во всяком случае, гендиректор и учредитель Zverev Art Prize Наталия Опалева такой возможности не исключает. 

Фото: Пресс- служба Премии Анатолия Зверева
Фото: Пресс- служба Премии Анатолия Зверева

При этом она уверена, что жюри окажется перед трудным выбором. Такой разброс жанров, художественных манер, стилей, школ — и как тут выбрать лучшего? Что является критерием? На помощь приходит все тот же Анатолий Тимофеевич Зверев. В конце концов, это премия его имени. Это он задает тон, диктует направление мысли, подсказывает верные решения. 

Даже девиз премии «Жизнь скована, искусство свободно», хоть и имеет мирискуснический провенанс (по легенде его придумал Евгений Лансере), неслучайно был выбран Зверевым в качестве эпиграфа к своим мемуарам. Жизнь, особенно сейчас, в ковидную эпоху, состоит из сплошных рамок, ограничений и предписаний. Но дух художника свободен, а полет его фантазии способен преодолеть любые барьеры и границы. 

На конкурс были поданы более 2 тысяч заявок из 169 городов России и 32 стран мира. Семь экспертов отобрали 50 работ. Собранные в одном пространстве на Винзаводе, они должны, по замыслу кураторов — искусствоведа Сергея Соловьева и итальянского знатока медиаарта Антонио Джеузы, составить цельную экспозицию, где можно проследить и внутренние связи, и новые смысловые рифмы, и тайные художественные коды. Дизайнерское решение взяла на себя команда под руководством архитектора Петра Толпина. 

Спрашиваю Наталию Опалеву о ее впечатлениях от контактов с современным искусством. Все эти годы она хотя и имела дело с авангардом, но все-таки принадлежащим другой эпохе. Да и художники, которые обычно выставлялись в Музее AZ, по большей части люди солидные, заслуженные, далекие от бурь и натиска contemporary art. 

«В сторону современного искусства я стала посматривать пару лет назад, — говорит Опалева. — И, надо признаться, с большим интересом. Пока это было возможно, постоянно бывала на разных художественных ярмарках в Европе. Стараюсь не пропускать новые выставки, слежу за творчеством нескольких художников. Конечно, я понимаю, что от того, что мне там нравится или не нравится, современное искусство не перестанет существовать. Оно бурно развивается, отражая время, в которое мы живем. Этим оно и интересно. Конечно, изначально моя душа настроена на искусство шестидесятников, ставшее важной частью моей жизни. Можно сказать, любовью навсегда. Я по-прежнему коллекционирую и ищу лучшие работы этого периода. Но это совсем не отменяет моего пристального внимания к тому, что происходит на территории современного искусства сегодня. Это особое ощущение, когда ты становишься причастен к созданию совершенно новых произведений. В соответствии с правилами, которые мы сами и придумали, на конкурс могли быть представлены только новые, никогда не выставлявшиеся работы. Зачастую нам приходили заявки или описания будущих проектов. На бумаге они выглядели восхитительно, но что из этого могло получиться в реальности, никто не знал. К тому же, чтобы сделать проект выставочным, требовалось дополнительное финансирование. В отдельных случаях мы шли и на эти расходы (в разумных пределах, конечно). При этом сама работа остается собственностью художника. Если Музей AZ или я захотим ее приобрести, то будем договариваться с автором».

Фото: © Музей AZ 2021
Фото: © Музей AZ 2021

Интересно, что для конкурсантов не было предусмотрено никакого возрастного ценза. Участвовать может, в сущности, каждый, чья заявка одобрена экспертным советом. И необязательно иметь за спиной какую-то галерею, агента или специальную институцию. Художники сами вступали в непосредственный контакт с кураторами. С одной стороны, это увеличивало нагрузку на экспертов, с другой — сводило к минимуму любые формальности, обычно возникающие на пути от художественного замысла до выставочного воплощения. Таким образом на конкурс попали и апокалиптические видения молодого живописца Ильи Туморина, и абстракции петербургского художника Влада Кулькова, и объекты инсталляции Аллы Урбан, чья выставка в Третьяковке недавно наделал немало шума. Обращает на себя внимание, что в своих заявках художники часто писали о связи своих работ с творчеством Анатолия Зверева. Например, на конкурс был представлен компьютерный проект с использованием искусственного интеллекта, который переработал сотни рисунков Зверева и на основе этой информации сделал нечто абсолютно оригинальное и новое. Или огромная работа Евгения Музалевского, которая называется «Жаль, что я не зверь», или остроумный комикс Лизы Плавинской «Зверев на Евро». Как известно, художник был еще и страстным футбольным болельщиком, но никогда не бывал за границей: получился как бы двойной подарок к его юбилею. 

Устроители решили представить в рамках проекта творчество не только соискателей, но и мэтров, членов жюри. Месяц назад в Музее AZ открылась выставка под ироничным названием «А судьи кто?», где можно увидеть художественные опусы Владимира Наседкина, метафизические композиции Франциско Инфанте, футуристические образы Сергея Шутова, космические фигуры Гриши Брускина и видеоинсталляции Аристарха Чернышева. Отдельным номером в этом авангардном действе, эффектно срежиссированном куратором всех выставок AZ Полиной Лобачевской, выступает новая видеоработа Сергея Браткова. 

На самом деле это сильный ход — уравнять мэтров и дебютантов, соискателей и признанных художников. Ведь по большому счету в искусстве нет ни рангов, ни призовых мест, ни начальников, ни подчиненных. Премия Зверева еще раз напомнила нам об этом. Хотя решения жюри все ждут с большим волнением. Не скрывает его и сама Наталия Опалева. Пока она не знает, будет ли у этой премии продолжение. Но уже 1 ноября мы узнаем, кто станет богаче на миллион.

Премия Анатолия Зверева / Zverev Art Prize
Выставка номинантов с 19 — 21 ноября
ЦСИ Винзавод, Большое Винохранилище. 4-й Сыромятнический пер., 1/8