С широко открытыми глазами. Сцены из жизни коллекционера Сандры Хегедус
Вопрос на миллион долларов — как коллекционеру распознать художника-гения? Для этого не существует идеальной формулы. Но есть некие указатели направления, которым можно следовать. Гений — новатор, смелый и амбициозный. Он отлично знает, что было сделано до него. Он не повторяет за другими и не старается нравиться. Он одинок, но не боится экспериментировать и нарушать правила. Гений предлагает новые эстетические, концептуальные и социально-политические основы. По-новому видит реальность и чувствует время.
Коллекционеру важно быть подготовленным знатоком, либо отлично знающим историю искусства, либо окруженным экспертами. Не бояться рисковать при покупке и не думать о мнении окружающих о коллекции. Выходить за зону своего личного комфорта, доверяя при этом своей интуиции. Нутром чувствовать время.
Идеальный этому пример сейчас находится в Fondation Louis Vuitton в Париже, где проходит выставка коллекции братьев Морозовых. Русских предпринимателей можно смело назвать провидцами. Они угадали в искусстве модернизма отражение эпохи индустриализации. Сандра Хегедус — современный коллекционер и влиятельная личность, ориентируется как раз на опыт русских коллекционеров — братьев Морозовых и братьев Щукиных.
— Они увидели то, что другие не сумели разглядеть. Были среди первых коллекционеров, поддержавших модернистов и авангардистов. Для меня это пример подхода к собиранию коллекции: провидец коллекционер покупает провидцев художников. Художники видят то, что большинство людей не замечает. Они пионеры, которые идут впереди и предупреждают о грядущем.
Сандра родом из Бразилии, из города Сан-Паулу. В двадцать лет решила уехать за границу — получить жизненный опыт. Хотела в Штаты, но от мамы-француженки достался французский паспорт. Это снимало административные барьеры и определило европейское направление. Так паспорт повлиял на судьбу. Оказавшись в Париже, она задержалась здесь надолго.
Сандра живет в Париже уже 31 год. Сначала создала свою компанию, потом встретила отца своих троих детей. Какое-то время Сандра была замужем за одним из наследников супермаркетов Auchan, что и позволило ей иметь достаточно средств для коллекционирования и меценатства. Сейчас она в разводе.
Представляется как бразильянка. Ведет блог в инстаграме на португальском. 70% ее подписчиков — бразильцы, живущие в Бразилии, Франции, Японии и по всему миру.
Постоянно путешествует и твердо убеждена: интересное современное искусство есть везде, а не только в основных центрах — Нью-Йорке, Лондоне, Париже.
По ее мнению, французская столица еще больше укрепила свои позиции после открытия Pinault Collection и Fondation Louis Vuitton.
Особое место она отводит Турину — городу слияния бизнеса и культуры, где живут известные художники и коллекционеры современного искусства. Фонды Giovanni Agnelli, Sandretto Re Rebaudengo, Mario Merz, музей Castello di Rivoli. Для Сандры эти успешные проекты — примеры для подражания, которые выводят Турин и Италию в авангард развития современного искусства.
Сандра начала собирать современное искусство семнадцать лет назад. Основным стимулом послужил переезд в новую огромную двухэтажную квартиру, где было много пространства и голых стен. Появилась уникальная возможность обустроить пространство по собственному образу и подобию. При этом ее коллекция постоянно пополняется. Сандра не может сказать точно, сколько там произведений. Каждое имеет смысл — все так или иначе связано с ее жизнью.
В гостиной трудно найти кусочек голой стены, но все выглядит гармонично. Искусством заполнены даже потолки и окна. На одном потолке работа художника Лориса Сеччини (Loris Cecchini) из галереи Continua — рельефы книг на книжной полке. На другом — звездное небо, работа Рено Августа-Дормьеля (Renaud Auguste-Dormeuil) из галереи In Situ. Сандра всегда советуется с художниками, как лучше разместить их произведения. Часто художники соглашаются с тем, что их творения лучше смотрятся снизу вверх.
Одно окно выходило на довольно безобразное здание — и Сандра нашла креативное решение. Пригласила художника Райна Франка (Ryan Frank), и он создал иллюзию морского пейзажа за окном. Иногда сами художники советуют, где расположить их работы. Но в основном именно Сандра интуитивно решает, как все должно быть развешено, что с чем вступит в диалог. При этом у нее целая команда, которая помогает размещать новые поступления. Часто только она сама может заметить незанятый кусочек стены, ведь это ее пространство. Квартира — сцена ее жизни, образ которой постоянно меняется с течением времени.
Из новых приобретений — концептуальная работа аргентинского художника Давида Ламеласа (David Lamelas). Надпись на стене и два циферблата, показывающие разное время. Here in this room, two people will never meet ("Здесь, в этой комнате, два человека никогда не встретятся"). Для Сандры это история случая, удачи, судьбы, невозможности диалога, неопределенности. Про людей, которые прошли мимо самого важного человека в своей жизни.
Однажды Сандра была в России с ознакомительной поездкой. Российский художественный рынок ей интересен. В ее коллекции есть несколько работ русских художников: Александра Косолапова и группы «Синие Носы». По мнению Сандры, наши художники неплохо представлены в парижских галереях. Например, Сюзанна Тарасиев (Suzanne Tarasieve) является агентом Бориса Михайлова и группы Recycle в Париже. В Situ Fabienne Leclerc можно найти работы группы «Синие Носы». Но этого недостаточно, считает Сандра. Русские галереи должны больше участвовать в международных ярмарках и показывать, что происходит с современным искусством в России.
Дельный совет начинающим коллекционерам от Сандры: сразу не бросаться покупать.
— Надо широко открыть глаза, много смотреть и не торопиться с покупкой. Ходить на все выставки в музеях и галереях, развивать вкус. Это может занять неопределенное время — все зависит от индивидуальности человека. А потом уже покупать. Причем покупать то, что подсказывает сердце, а не мода. Покупать, потому что настолько нравится, что без этого не можешь представить свою жизнь.
По словам Сандры, некоторым коллекционерам трудно собрать хорошую коллекцию, если нет времени или неверно выбраны ориентиры. Тем, кто еще слабо разбирается в современном искусстве, Сандра рекомендует взять арт-консультанта, который мог бы стать проводником или гидом в мире искусства. Но для начала стоит ответить себе самому на вопрос: зачем я трачу деньги на искусство? Можно потратить их и на что-то другое, что сделает вас счастливым.
Сандра уважает любой выбор и убеждена, что искусство — увлечение не для всех. Сама она не может представить своего существования без живописи, литературы, театра. «Если люди интересуются искусством глубоко, искренне, это делает их лучше», — уверена она.
Благодаря блогу в инстаграме, Сандре удалось пробудить интерес к культуре у многих подписчиков. Кто-то впервые сходил в музей, кто-то купил первую картину и начал коллекционировать, а кто-то совсем по-иному увидел жизнь…
На каком-то этапе Сандра поняла, что недостаточно просто покупать арт-объекты. Целый год размышляла, в какой еще форме можно заниматься коллекционированием. Тогда она решила создать проект поддержки начинающих художников. Попросила совета у французских меценатов, имеющих подобный опыт — Антуан де Галбер (Antoine de Galbert), Натали Вранкен (Nathalie Vranken). Их совет свелся к простой истине — делай проект, который будет особенным для тебя самой.
Сандра иностранка, поэтому ее SAM Art Projectsподдерживает интернационализм в искусстве. Грант состоит из предоставления резиденции и небольшой суммы для первого проекта. Студия в Париже позволяет художникам, приехавшим из-за рубежа, иметь идеальные условия для творчества. Бесплатные апартаменты и мастерская — это старт для продвижения своих работ в одной из главных художественных столиц мира. Сумма в 20 тыс. долларов США тоже будет не лишней.
В этом году на грант были выдвинуты пять номинантов — Джордж Сенга (Georges Senga) из Конго, Анн Ле Тротер (Аnne Le Troter) из Аргентины, Натанель Эрблин (Nathanaelle Herbelin) из Израиля, Дженни Фил (Jenny Feal) с Кубы, Далила Даллеас Бузар (Dalila Dalleas Bouzar) из Алжира. Четверо из них — художницы. И это не потому, что Сандра склонна поддерживать только женщин. Просто так вышло, что самые интересные проекты были у представительниц прекрасного пола. Победительница была объявлен 9 декабря после защиты проекта перед жюри. Ею стала Далила Даллеас Бузар с грандиозным проектом гобелена из черного бархата (30 метров в длину и 3 метра в ширину). Он будет вышит узорами, вдохновленными наскальными рисунками из пустыни Тассили в Алжире.
Члены жюри — авторитетные специалисты: кураторы, критики, директора музеев, ну и, конечно, сама Сандра.
— Мы часто были не согласны с друг другом — кому отдать первое место. Но в конечном счете все решается большинством голосов. Бывает, что грант достается совсем не тому, кого я продвигала и отстаивала. Но мне приходится подчиняться и доверять мнению большинства.
По иронии иногда выясняется, что именно выбор Сандры был верным. Но установленный регламент она принципиально не собирается нарушать.
Сандра должна была приехать в Россию в 2021 году со своим комитетом SAM Art Projects. Визит отложили из-за пандемии, но Сандра с нетерпением ждет лета. Кто знает, может быть, следующим лауреатом станет русский художник?