Сцена без границ. Подборка необычных японских онлайн-спектаклей
«Хрустальный лабиринт», Акира Касаи
Танцевальный перфоманс «Хрустальный лабиринт» исполнен под неоконченное произведение Баха «Искусство фуги». Японский артист Акира Касаи в процессе танца заполняет собой каждый угол сцены. Его движения зависят от музыки: чем интенсивнее игра пианиста, тем быстрее колеблется тело Касаи. Так как фуга не была закончена композитором, мелодия внезапно прерывается, а перед глазами зрителей остается фигура артиста, который продолжает вечный танец на пределе своих физических возможностей.
«Зеленый стол», Монохромный Цирк
Монохромный Цирк — это танцевальная группа из Японии, которая специализируется на пантомиме. На сцене четыре молчаливых актера и пять дополнительных объектов: стол с выращенным на нем зеленым газоном и по одному стулу для каждого танцора, символизирующие собственное место, которое есть у каждого человека в этом мире. Группа взаимодействует с неодушевленными предметами с помощью пластичного танца, чтобы показать новую реальность, в которой материальные проблемы и человеческий быт смешались с живой природой, изображенной режиссером в виде свежего газона на кухонном столе.
«Станция воды», Кикаку Хори
Драматический спектакль «Станция воды» построен на темах жизни и смерти. Здесь у героев нет реплик, а их действия нарочно медлительны и пластичны. Перфоманс начинает безмолвный человек, который подходит к струе воды, прорывающейся из потолка, и наполняет сосуд, чтобы утолить мучительную жажду. Движения персонажей выражают неизбежность и тонкую грань между рождением и смертью. На протяжении всего представления поток воды, словно бесконечный водопад энергии жизни, продолжает падать с потолка театральной площадки, стекая в водосток на полу.
«Безмолвные цветы», Чон Енду и Дзюнко Маруяма
Спектакль «Безмолвные цветы» — это совместный проект одного из ведущих хореографов Кореи Чона Енду и художницы Дзюнко Маруямы, которая увлекается созданием арт-объектов из мусорных отходов. Чон был удивлен красотой цветов, которые получаются из полиэтиленовых пакетов, поэтому решил использовать необычную работу Маруямы для оформления сцены, а сам спектакль назвал «Безмолвные цветы». Сцена окутана теплым полумраком, актеры находятся в большом кольце из белых цветов. А когда свет становится ярче, на искусственных цветах становятся заметны красные лепестки.
«Красный дьявол», Tokyo Metropolitan Theatre
Драматичный перфоманс «Красный дьявол» впервые был поставлен режиссером, постановщиком и актером Хидэки Нодой в 1996 году. Современная постановка была создана при участии членов проекта Tokyo Theatre DoJo, который Нода запустил, чтобы создать команду из разножанровых театральных артистов. Притча-спектакль о красном дьяволе поднимает вопросы ущемления прав национальных меньшинств. Нода ставил перфоманс в Корее, Таиланде и Лондоне.
«Кофе», Нао Есигаи
«Кофе» — это документальный фильм режиссера Нао Есигаи, снятый по одноименной пьесе с использованием видеофрагментов из личных архивов театральных актеров. Пьеса стала визитной карточкой актерского коллектива «Ниброл» под руководством Микуни Янаихары. В фильме через интервью с танцорами и другими участниками проекта рассказывается о процессе возрождения постановки шестнадцать лет спустя. Четко прослеживается, как изменилось отношение участников коллектива к танцу и как изменилось их мышление в целом. Режиссер сравнил старые видеозаписи выступлений коллектива «Ниброл» и современность. В Японии приоритетны новые постановки, то есть один танцевальный спектакль редко показывают несколько раз. Но опытным хореографам важно воспроизводить шедевры прошлого, чтобы молодое поколение унаследовало легендарный профессионализм, — в этом основная мысль фильма Нао Есигаи.
«Счастливая песня», OiBokkeShi
Театральное объединение OiBokkeShi часто выступает в учреждениях по уходу за пожилыми людьми, приглашая бабушек, дедушек и социальных работников принять участие в новых спектаклях. Главному актеру труппы уже исполнилось 95 лет. OiBokkeShi проводят театральные мастер-классы по борьбе с деменцией с помощью специальных актерских приемов.
«Счастливая песня» — это перфоманс об отчаявшейся девушке по имени Мэй. В ее жизни будто наступила черная полоса: сначала в автокатастрофе погиб брат, потом девушка заразилась коронавирусной инфекцией. Из-за болезни Мэй вынуждена целыми днями сидеть дома в одиночестве, пока однажды в ее комнату не входит таинственный старик, утверждая, что это его дом.
Подготовила Мария Яковлева