От теории к практике: как найти баланс в обучении
В теории нет разницы между теорией и практикой, но на практике она имеется. Еще в 2016 году опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что большинство работодателей (91%) признают недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Сегодня процент не изменился: компании все так же ждут выпускников, которые успешно могут применять свои знания на практике. Но значит ли это, что образовательные треки надо корректировать, увеличивая количество часов на практические занятия?
Обучение — это не зрелищный вид спорта. Учащиеся мало узнают, просто сидя в классе, слушая учителей, запоминая готовые задания и заучивая ответы. Они должны говорить о том, что узнают, писать об этом, соотносить это с прошлым опытом, применять это в своей повседневной жизни. Они должны сделать то, что изучают, частью своего личного опыта.
Проблема кроется в методологии разработки того или иного курса. Ученики теряют мотивацию из-за того, что сценарий образовательной программы и реальность не соответствуют друг другу. Задача современных педагогов — установить взаимосвязь между различными формами передачи знаний и найти баланс между теоретической и практической частями программы.
Теоретическая часть
Для того чтобы вывести формулу баланса, разберем каждый компонент по отдельности, начав с фундаментальных академических знаний.
Теоретическая часть в образовательном процессе обеспечивает студентам сложное и всесторонне концептуальное понимание вещей: как работают организации, общества, почему люди взаимодействуют тем или иным образом. Можно сказать, что теория предлагает нам «линзы», через которые мы смотрим на те или иные проблемы, фокусируемся на различных аспектах данных и создаем основы для проведения дальнейшего эмпирического анализа. Но точно так же, как нет единого способа понять, почему, например, культура сформировалась определенным образом, нет единой «линзы» для всех аспектов проблемы.
«Анатомия» хорошей лекции не должна строиться на пересказе информации из статей и книг. Следует синтезировать данные из разных источников, расширять и объяснять сложные теории и концепции.
Исследователи выяснили, что на 55% больше студентов терпят неудачу на лекционных курсах, чем на занятиях, хотя бы частично активных. В число классических общеизвестных методов активного обучения входят:
- инсценировка проблемной ситуации;
- геймификация;
- групповая и парная работа;
- методы проектов;
- дискуссии;
- театрализация;
- брейншторминг.
Также видеообучение может быть значительно эффективнее, чем «живые» лекции. В феврале 2021 года Американская ассоциация исследований в области образованиявыяснила, что студенты, проходившие теорию в формате вебинаров, повысили среднюю оценку с B до B+. Когда учащиеся получали видеоуроки в дополнение к существующим очным классам, эффект был еще более значимым — оценка повышалась с B до A. Студентам важно дать возможность самостоятельно управлять учебными материалами: когда учащиеся могут двигаться дальше без контроля педагога, у них гораздо больше шансов наверстать упущенный материал.
Важно понимать, что мотивировать кого-то к обучению равно получить выпускника, который не понимает, зачем он вообще прошел это обучение. Надо создавать среду, в которой человек сможет сделать осознанный выбор и захочет дойти до конца.
Практическая часть
Практические занятия помогают понять, как применять знания и навыки в той или иной ситуации. Любая теоретическая часть всегда должна быть закреплена практическим кейсом. В этом помогают проектирование конкретного кейса или разбор того, что может произойти в реальной ситуации.
Сегодня набирает популярность STEM-образование. Аббревиатура расшифровывается как наука, технологии, инженерия и математика (science, technology, engineering, mathematics). Сам термин сформулировали сотрудники Национального научного фонда США для обозначения новой образовательной парадигмы в 2001 году. Подход основан на сочетании теоретических и прикладных навыков.
Принципы STEM-обучения:
- проектная форма организации образовательного процесса;
- практический характер учебных задач;
- межпредметный характер обучения;
- охват дисциплин — от прикладных научных до современных технологичных.
Главной целью методики как раз является преодоление разрыва между академическим обучением и решением практических задач благодаря выстраиванию понятных междисциплинарных связей.
В России уже есть примеры средних общеобразовательных школ, где такой подход успешно интегрируется. В рамках проектных лабораторий школьники проектируют чат-ботов, запускают медицинские сервисы, учатся работать с большими данными. Проектная деятельность при этом позволяет прокачивать одновременно hard и soft skills.
Не забывайте, что практика должна быть регулярной. Процесс обучения не должен строиться строго на двух разрозненных частях — каждый модуль, каждое занятие должно включать в себя как теоретические, так и практические знания. При этом не обязательно каждый раз проводить масштабные практические задачи — важна регулярная тренировка, как в спорте. Время на решение таких задач может не превышать 20–30 мин.