Начать блог на снобе
Все новости

#02 (86) апрель–май 2016

Журнальный материал

Майкл Каннингем: Мои персонажи ищут красоту

Если в романе «Снежная королева» ничего сказочного не было, то в новой книге «Дикий Лебедь и другие сказки» Майкл Каннингем решительно вторгается на территорию мифа. «Сноб» узнал, зачем Пулитцеровский лауреат решил переиначить самые известные сказки

16 мая 2016 14:45

Фото: Barbara Zanon


Ɔ. Я хотел бы начать с музыки, точнее, со звука. Мне кажется, само звучание языка, его мелодический рисунок – крайне важная составляющая вашей прозы. Смыслу у вас всегда предшествует звук. Слово как одна из форм звука, в свою очередь, не сводится к простому формулированию, доказательству мысли или образа, а вполне может существовать отдельно, самостоятельно, как бы вообще над всем остальным. Но это лишь частное наблюдение. Насколько в действительности для вас важен звук?

Невероятно важен. Вы очень точно сформулировали: «Звук предшествует смыслу», – пожалуй, лучше и не скажешь. Музыка – или звук, если угодно – существует в прозе наравне со смыслом, и одно от другого не так уж легко отделить. Если провести параллель непосредственно с музыкой… Скажем, «Реквием» Брамса и «Весна священная» Стравинского – они абсолютно о разном, и здесь как раз смысл выражен посредством звука. Точно так же рассказ Уильяма Фолкнера (ограничусь авторами, которых я читал на языке оригинала, а не в переводе) по смыслу будет сильно отличаться от рассказа Рэя Карвера – отчасти именно из-за мелодического рисунка, интонации, метра; это неотъемлемая часть истории как таковой. Я преподаю литературу и писательское мастерство и время от времени говорю моим студентам, что прозаическая фраза должна звучать как нечто самоценное – по крайней мере передавать настроение, атмосферу, – если прочесть ее человеку, не владеющему языком, на котором она была написана. 

Материал доступен только участникам проекта «Сноб»

Оформить подписку

или

Войти
Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться