Все новости
Журнальный материал

Михаил Воронин: У нас есть завтра

О российском бизнесе принято говорить или плохо, или никак. Хотя на самом деле именно сейчас в предпринимательской среде наметились вдохновляющие перемены. Появляется новое поколение деловых людей, которые верят в бизнес со смыслом. Один из них – основатель Российского Бизнес-Форума «Атланты» Михаил Воронин
14 сентября 2016 7:55
Фото: Роман Шмидт

В девятнадцать лет на мансарде площадью шесть квадратных метров он основал event-агентство с легкомысленным названием «Подъёжики», которое, тем не менее, вошло в число пятидесяти лучших в мире. Проработав много лет с ведущими брендами – от Сбербанка до «Мегафона», – Михаил пришел к выводу, что в центре внимания любой компании стоят клиенты, а не сотрудники, хотя во многом именно их лояльность помогает двигать бизнес вперед. Из этого наблюдения со временем вырос форум для HR-директоров и владельцев бизнеса People Management ReForum «Winning the Hearts», который в этом году в четвертый раз пройдет в  «Сколково» и расскажет, как завоевать сердца клиентов через сердца сотрудников. Идея другого проекта возникла, как часто бывает в жизни, случайно. «Однажды ко мне на парковке подошел дедушка и назвал казнокрадом, – рассказал Михаил. – Я был очень удивлен и расстроен. По мнению российского общества, большие деньги в нашей стране нельзя заработать честным путем. Российский бизнес крайне недооценен и даже имеет негативный окрас». Так возникла идея Российского Бизнес-Форума «Атланты», который в этом году соберет крупнейших российских и мировых топ-спикеров. «Мы хотим показать, что “Атланты”, современные предприниматели и топ-менеджеры, – это основная движущая сила развития общества», – рассказывает Михаил. Среди «Атлантов», которые соберутся на форуме, – Владимир Познер, Петр Авен, Давид Ян, Дмитрий Гришин, Владимир Алекно и другие.


Ɔ. Что, на ваш взгляд, было самым важным в российском бизнесе в 
последние годы?

На фоне сильнейшего чемоданного настроения появляются люди, которые, наоборот, начинают активно запускать новые проекты и развиваться. Их, естественно, гораздо меньше: вспомните производство парфюма, когда для десяти капель аромата нужна тысяча лепестков роз. Здесь ситуация аналогичная: выкристаллизовывается общество предпринимателей, которые трезво оценивают положение вещей, но при этом фокусируются на возможностях, а не на проблемах. Да, в нашей стране есть ряд сложностей, но так уж устроена человеческая психика: нам всегда кажется, что соседняя очередь идет быстрее. Лучший пример – это персональный ассистент. Такое впечатление, что его задача – сделать так, чтобы тебе не было понятно, чем он занимается. Проблемы начинаются, когда персональный ассистент уходит: вот тогда ты осознаешь весь объем той ерунды, которой, как тебе казалось, он занимался. 


Ɔ. В новых российских реалиях неизбежно меняется портрет современного бизнесмена, как 
бы вы могли его описать?

Я вижу очень много предпринимателей, для которых деньги – не самоцель. Да, они не верят в бизнес без денег, но больше всего их заводит сознание, что они изменяют мир. Что они делают не просто бизнес, а бизнес со смыслом. Второй важный параметр – экологичность: люди всегда делятся на завоевателей и открывателей, ресурсников и создателей. Достигать своих целей можно разными путями – разрушая или создавая: отношение, продукты, технологии. На мой взгляд, главная черта портрета нового предпринимателя – это именно желание создавать. И третий, но не менее важный пункт – это искренняя любовь к своему делу. Мой знакомый, создатель крупной компании «Фабрика окон» Артем Агабеков даже рутинное производство оконных рам сумел наполнить смыслом, а главным лозунгом выбрал «люби то, что ты делаешь».


Ɔ. Любовь к своему делу часто ведет к 
еще одному сегодня­шнему тренду – полному стиранию границ между работой и личной жизнью, когда работа продолжается в выходные, ночью, в отпуске. Как вы считаете, это повышает эффективность или, наоборот, ведет к быстрому эмоциональному и физическому выгоранию?

По-моему, в нашем обществе очень много стереотипов. И один из самых распространенных в последнее время – это work-life balance. Я бы сказал, что нужен не баланс, а точечная индивидуальная настройка, как если бы вы выставляли басы на музыкальном центре. Если говорить про меня, я получаю удовольствие от работы. Скажу больше: я получаю намного меньшее удовольствие, а иногда и вовсе не получаю, от того, чтобы выехать с друзьями на шашлыки. Я себя заставлял, ездил. Но если в выходной день я получаю гораздо больше кайфа от того, что занимаюсь Стратегией-2020, то выберу именно ее.


Ɔ. А если говорить про стиль управления, как он изменился?

Я как-то был на семинаре, и мне очень понравился вопрос: а что такое бизнес? Все начали отвечать: «Прибыль, финансы, продажи, бизнес-процессы…» А бизнес – это люди. Потому что люди делают прибыль, люди делают финансы, люди делают бизнес-процессы. И, по сути, навык управления является сегодня ключевым фактором успеха для бизнеса. А это все не про то, как бурить скважину, это про то, как управлять людьми или создавать технологии, которые позволят бурить скважину быстрее, чем твои конкуренты; как нанимать людей, как их удерживать и так далее. Сегодня от жесткой системы приказов многие приходят к твердой, но гибкой системе, когда руководитель уважает своих сотрудников и доверяет им сделать работу так, как они считают нужным, и взять на себя ответственность. 


Ɔ. Кто из современных российских предпринимателей, на ваш взгляд, может служить примером и эталоном?

Мне очень нравится Рубен Варданян. Вот он про смысл, про долгосрочность. Кстати, это тоже важное отличие старого и нового формата предпринимателей (и я здесь говорю не про возраст, а про подход). Старые стремятся отхватить здесь и сейчас, а новые думают в долгосрочной перспективе. Рубен – человек, о котором я не слышал ни одного негативного отзыва. Как он на такой высоте этого добился? Не знаю. А вообще, приятная тенденция, что таких людей становится все больше и больше. Мы неслучайно дали нашему форуму название «Атланты». Именно предприниматели и топ-менеджеры сегодня держат мир на своих плечах и меняют его к лучшему: создают новые рабочие места, технологии. Мы проводили масштабное исследование предпринимательской среды, и восемьдесят процентов респондентов признались, что им не хватает поддержки и энергии. И я хочу, чтобы человек вышел с форума с двумя установками. Первая – я знаю, какой мой следующий шаг: я хочу новую должность, хочу попробовать себя в международной компании, хочу жениться и т. д. И вторая – у меня есть энергия. Я чувствую внутреннюю силу и верю, что у меня есть завтра. Ну а дальше, если люди выходят с такими инсайтами, они получают новые должности и новые полномочия, создают новые продукты и технологии. Локально это влияет на улучшение их жизни, а глобально – на ВВП нашей страны. И я верю, что это похоже на эффект кругов по воде. Мы бросаем камень в воду и запускаем процесс изменений, а выходящие от нас люди являются теми кругами, которые в разных сферах развивают наше общество и делают нашу жизнь лучше.
Ɔ.