Чудеса на виражах. Кто придумал ранцевый парашют
Когда авиация только зарождалась, спасать пилотов в чрезвычайной ситуации не умели, и все происходящие в небе аварии заканчивались трагически. Выжить летчикам помог ранцевый парашют. Как его изобрели — рассказываем в новой серии сериала «Сноба» «Кто придумал»
В начале прошлого века авиация стремительно развивалась по всему миру. К уже привычным дирижаблям и воздушным шарам прибавились первые самолеты. Вместе с этим участились и случаи страшных аварий. Одна из них произошла 24 сентября 1910 года во время авиационных соревнований на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге.
Известный летчик, морской офицер Лев Мациевич, пытался подняться на рекордную высоту на самолете Farman IV. Через восемь минут после взлета аэроплан разломился пополам. Мациевич разбился, упав с высоты около 400 метров.
Среди свидетелей этого страшного события, кроме семьи погибшего и высшего военного командования Российской Империи, оказался актер и бывший акцизный чиновник Глеб Евгеньевич Котельников. Под впечатлением от аварии он стал изобретателем и два года спустя представил миру опытный образец ранцевого парашюта — приспособления, которое спасет жизни не одному поколению пилотов.
Глеб Котельников родился 30 января 1872 года. Его отец был потомственным дворянином, преподавал высшую математику и механику в Петербургском институте. С самого детства Котельникова интересовало искусство — он играл на мандолине, скрипке и балалайке, участвовал в любительских спектаклях, которые устраивали его родители. Параллельно будущий изобретатель занимался и техникой: например, в 13 лет сам собрал работающий фотоаппарат, имея при себе из готовых деталей лишь подержанный объектив — остальное подросток изготовил из подручных материалов.
По окончании Первой Санкт-Петербургской классической гимназии вместо театрального или технологического института Котельников поступил в киевское артиллерийское. Из-за смерти отца семья нуждалась в средствах, а достать их проще всего было на службе. В 1894 году Котельников выпустился из училища и три года служил в армии, после чего устроился в акцизное ведомство, где проработал следующие 10 лет. Уйдя в отставку в чине коллежского асессора, он вместе со своей женой Юлией Волковой переехал в Петербург.
Оказавшись в столице, Котельников наконец воплотил свою детскую мечту — устроился в труппу Народного дома и стал театральным актером. Одновременно он увлекся авиационными соревнованиями. На одном из них актер и стал свидетелем падения Мациевича, после чего твердо решил предотвратить подобные катастрофы.
Начало разработки
В 1910 году над изобретением ранцевого парашюта безуспешно трудились ученые Европы и Америки. Это была не первая попытка обезопасить пилотов — на самолеты тех лет крепились специальные куполы, напоминающие длинные сложенные зонты. Они выполняли функцию парашюта для всего летательного средства, но были очень тяжелыми и при аварии часто отваливались в первую очередь. Перед Котельниковым стояла задача создать простое в использовании приспособление, которое крепилось бы не к самолету, а к пилоту, было небольшим и эффективным.
Новоиспеченный изобретатель организовал мастерскую прямо в своей квартире. Он обзавелся книгами по летному делу и досконально изучил все, какие нашел, примитивные устройства, предназначенные для спуска людей с большой высоты. Котельников совершенствовал чужие чертежи, собирал по ним опытные образцы парашютов и проводил испытания на манекенах, сбрасывая их с крыши. Пробные полеты проходили неудачно — Котельников никак не мог понять, какой материал необходимо использовать для парашюта. По одной из версий, решение проблемы Котельников нашел в театре, где работал актером: там он увидел, как женщина в зрительном зале достает из маленькой сумочки большую шелковую шаль. Так вопрос материала был решен: сложенный парашют из шелка занимал мало места, был прочным и легко разворачивался из сложенного состояния.
Как устроен ранцевый парашют
По изначальной задумке Котельникова парашют должен был крепиться к шлему летчика, но изобретатель отказался от этой идеи, поскольку перспектива свернуть шею от резкого и сильного рывка была слишком реалистичной. К тому же управлять таким устройством летчик не мог. Да и площадь купола, чтобы спустить на землю 80-килограммовый груз, должна быть не менее 50 квадратных метров. Прикрепить столько ткани к шлему было просто невозможно. В конечном итоге Котельников разделил парашютные стропы на две части и прикрепил их к двум подвесным лямкам на спине. Так нагрузка при раскрытии аппарата равномерно распределялась по всему телу.
Чтобы воспользоваться парашютом, летчику нужно было дернуть за торчащий из рюкзака шнур — тот отпускал пружины внутри ранца, которые выталкивали купол наружу. Для случаев, когда пилот не мог раскрыть парашют, Котельников предусмотрел аварийный механизм. Рюкзак с парашютом крепился к самолету специальным страховочным тросом. В экстренной ситуации тот открывал ранец, после чего обрывался под тяжестью человеческого тела.
Испытания парашюта «РК-1»
Испытания своего изобретения Котельников проводил в новгородской глуши — подальше от глаз заезжих иностранцев, которые могли украсть незапатентованную технологию. Манекен с парашютом сбросили с 50-метровой высоты, и он успешно приземлился в полной сохранности. Повторив опыты несколько раз, Котельников решил как можно скорее зарегистрировать изобретение в Петербурге. В главном военно-инженерном управлении страны парашют Котельникова отвергли «за ненадобностью»: по стандартам 1911 года летчик мог покинуть самолет только с раскрытым парашютом. Считалось, что в ином случае он неминуемо погибнет от рывка при раскрытии купола. Убедить чиновников в своей правоте Котельников не смог и меньше чем через год, 20 марта 1912 года, запатентовал свою разработку во Франции. Но этого ему было мало.
Котельников хотел провести в России официальные испытания своего изобретения. Он считал, что, как только летчик с ранцевым парашютом успешно приземлится, разработку внедрят повсеместно. На новый опытный образец Котельников потратил несколько сотен рублей (сумма, сопоставимая с месячным жалованием) и даже влез в долги — своих денег ему не хватало, поскольку работать в театре он временно прекратил. После долгих споров официальные испытания парашюта все же разрешили провести, но сбрасывать манекен пришлось с аэростата, а не с самолета, поскольку последний, по мнению военных, мог перевернуться.
Испытания прошли 6 июня 1912 года в деревне Салюзи под Петербургом. Манекен прикрепили к корзине воздушного шара, подняли его в воздух и на высоте 200 метров трос обрезали. На глазах у затаившей дыхание публики кукла успешно приземлилась на ноги. Эксперимент несколько раз повторили, после чего об этом случае написали корреспонденты всех петербургских и многих зарубежных газет. Несмотря на произведенный фурор, изобретение Котельникова в России использовать отказались из-за резолюции великого князя Александра Михайловича. Он написал, что парашюты — «вещь вредная», поскольку с их помощью летчики, вместо того чтобы «выполнять долг перед Родиной», будут катапультироваться из аэропланов при первой же возможности.
Успех «РК-1» за рубежом
Услышав о революционном изобретении Котельникова, владелец столичных авиационных мастерских Вильгельм Ломач предложил конструктору изготавливать парашюты за частные деньги. От недостатка средств тот согласился. Опытные образцы парашюта представили на нескольких французских конкурсах, после чего правительство Франции разрешило испытать разработку на живом человеке. Прыгнуть с парашютом с моста через Сену в Руане вызвался русский спортсмен Владимир Оссовский. Испытание прошло 5 января 1913 года и завершилось очередным успехом. Уже в 1913 году усовершенствованные модели «РК-1» стали изготавливать по всей Европе. Интересно, что для российских летчиков в то время, наоборот, закупали французские парашюты Жюкмеса, которые крепились к пилоту только в одном месте и были существенно опаснее, чем «РК-1».
Признание Котельникова в России
В 1914 году началась Первая мировая война. В России появились тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец», столкновения в небе участились, и спрос на спасательные средства повысился. В то же время французские парашюты Жюкмеса показали себя очевидно неэффективными: пилоты, которые пытались ими воспользоваться, погибали. Военное министерство Российской Империи попросило Котельникова изготовить 70 опытных моделей парашюта для применения их на поле боя. Вскоре после этого производство Котельникова вновь прикрыли: заменять французское оснащение российским было дорого. Но тут случилась Октябрьская революция. Советское правительство посчитало изобретение полезным и внедрило его повсеместно, в том числе на фронте. Сам изобретатель продолжал совершенствовать свое детище: к 1925 году он выпустил модели «РК-2», «РК-3» и «РК-4», каждая из которых была эффективнее предыдущих. В 1926 году свои изобретения Котельников передал Советскому правительству.
Автор: Ольга Обыденская
В иллюстрациях использованы фото: SSPL / Getty Images; Universal History Archive / Getty Images; Post of Russia / Wikipedia
Проект создан при поддержке АНО «Институт развития интернета»