Иллюстрация: Дарья Орлова

История создания

Знаменитый киножурнал появился на свет в середине 1970-х. Алле Суриковой, режиссеру знаменитого фильма «Человек с бульвара Капуцинов», пришла в голову идея создать детский аналог киножурнала для взрослых «Фитиль». Тот выпускали с 1960-х в рамках борьбы с негативными явлениями в жизни страны: взяточничеством, бюрократией, пьянством и прочим. Детский аналог, под логичным названием «Фитилек», должен был продолжать борьбу на идеологическом фронте, но уже среди детей. Центральный комитет партии рассмотрел прошение Суриковой, предварительно одобрил идею и возложил ее реализацию на киностудию имени Горького. Заместитель главного редактора студии Александр Хмелик позвал в проект 25-летнего Бориса Грачевского, который в то время учился на заочном отделении ВГИКа. Его путь на киностудию был, мягко говоря, непростым. После школы Борис закончил техникум, где получил специальность токаря, и до ухода в армию успел поработать на заводе. Отслужил в армии, в результате несчастного случая пережил клиническую смерть, а после увольнения в запас устроился грузчиком на киностудию. Постепенно дорос до мелких административных должностей, но по всему выходило, что блестящая карьера его не ждет, и потому ухватился за предложение обеими руками. Хотя будущее проекта и выглядело слегка туманным. Грачевскому прямо сказали: первые пять сюжетов одобрены, а вот будет ли продолжение и вообще будете ли вы его снимать — там посмотрим.

Название «Фитилек» решили заменить на более яркое. Сейчас уже сложно установить, откуда взялся этот самый «Ералаш». По распространенной в СССР легенде, якобы среди зрителей был объявлен конкурс на лучшее название. Из множества вариантов выбрали то, которое предложила некая неназванная школьница в своем несохранившемся письме. Откуда у еще не завоевавшего популярность киножурнала взялись зрители, в легенде не объяснялось. Впрочем, в 2013 году в интервью Евгению Кудряцу Грачевский заявил, что вообще-то название придумала дочь главреда, а слухи они распускали сами, чтобы создать вокруг проекта атмосферу мифа и тайны.

Эволюция

Первое время «Ералаш» демонстрировался, как и «Фитиль», перед киносеансами. Журнал начал стремительно набирать популярность. Короткие смешные юморески веселили и детей, и взрослых, не сильно избалованных выбором. Это сейчас, в эпоху YouTube и TikTok, когда у любого школьника есть сотни вариантов зрелищ по душе, завоевать популярность «Ералашу» было бы крайне сложно. Но в то время, когда дети снова и снова шли на одни и те же киносеансы, чтобы в 20-й раз пересмотреть любимые фильмы, все воспринималось иначе.

В первых сюжетах было много сатиры, но при этом в каждой серии обязательно присутствовала мораль. Зритель должен был не только смеяться, но и иметь возможность посмотреть на себя со стороны. Понять, что хорошо, а что плохо. Что правильно, а что нет. В 1980-х, когда занавес цензуры приподнялся и стало возможно смеяться над тем, над чем ранее не позволялось, героями чаще становились пионеры, которые вроде как хотят творить добро, но из-за своей идеологической правильности превращают ситуацию в абсурд.

Но начались 1990-е, и пришла эпоха рынка. Кинотеатры закрывались и превращались в торговые точки. Реклама проникала во все уголки жизни, и платить деньги «Ералашу» за показ перед сеансами уже никто не собирался. А ведь съемки стоят денег, которые теперь нужно было зарабатывать. Во всех уголках жизни шел коренной перелом, который сильнее всего ударил по культурным проектам. Все, что не приносило деньги, закрывалось и останавливалось. Но киножурнал умудрился выжить. 

«Ералаш» ушел из кинотеатров и переместился в телевизор. Он сменил формат с киноэкранного 16х9 на 4х3 и прочно вошел в расписание телепередач. Телевизионная сетка — подвижный и живой организм. Что делать, если до трансляции футбольного матча осталось 20 минут, а прямой эфир из студии уже заканчивается? Не гнать же все это время рекламу? «Ералаш» стал приемлемым решением и помог разнообразить предлагаемый контент. Родители, услышав с детства знакомую мелодию и испытывая пронзительно чувство ностальгии, звали к телевизорам уже своих детей, а те смеялись и сами привыкали смотреть «Ералаш».

Грачевский в жестких условиях рынка так же жестко требовал от своих сотрудников идти в ногу со временем. В 1990-е герои «Ералаша» мечтают обладать джинсами и жвачками, а в одном из роликов даже обыгрывали стриптиз! Четкое следование за трендами дало свои плоды. Удивительно, но лихие 1990-е стали самым плодотворным временем для журнала.

Как только YouTube стал набирать популярность, «Ералаш» ушел в том числе в интернет. Сейчас их канал на платформе имеет чуть больше 3 млн подписчиков.

Оформление и формат

Самые первые выпуски выходили без коротких анимаций, но начиная с десятого в каждом «Ералаше» обязательно присутствует короткая рисовка, основанная на теме сюжета. И все это время над ней работал один и тот же человек — художник-мультипликатор Юрий Смирнов. Выпуск за выпуском, пять десятков лет он рисовал все анимации. Если художник болел, то монтажеры просто использовали старые рисунки. При этом удивительно, но за почти 50 лет работы над сравнительно однообразным проектом Смирнову не надоело сотрудничество. Единственное, от чего он бесконечно устал за это время, — это голубой фон.

Стихи «Мальчишки и девчонки, а также их родители…», по словам Грачевского, придумал Александр Хмелик. Мелодию сначала предложил Владимир Шаинский, однако композитор убрал из стихов большую часть слов. В итоге выбрали вариант Алексея Рыбникова. Первые 20 лет песню исполняла певица Елена Камбурова, а с 1997 года в выпусках появляются разные варианты песни в исполнении детского ансамбля «Непоседы».

Режиссеров же за это время сменилось несколько десятков. Съемочная команда «Ералаша» — это 25 человек. Для кино, даже короткометражного — абсолютный минимум. Зарплаты по московским меркам весьма скромные, но на все съемки в месяц уходит всего неделя — по два дня на каждый сюжет. Один из самых плодотворных режиссеров последних лет, Владимир Панжев разъясняет: «”Старую гвардию” это устраивает, а молодые, набравшись опыта, все равно убегают. Люди приходят в “Ералаш“, потому что им не дают работать в другом месте. Ни сериала снять, ни полного метра. А тут Грачевский гарантирует три минуты, дает попробовать».

Актеры

Точно так же Грачевский дает попробоваться и актерам. Для родителей, которые смотрели «Ералаш» в детстве, это мечта — пристроить ребенка в выпуск. Ведь это может стать началом настоящей карьеры! На деньги тут никто и не рассчитывает. Тем более что на одного актера потолок — пять-шесть сюжетов в год.

Именно с «Ералаша» начались многие актерские карьеры. Например, Матвея Новикова заметил Андрей Звягинцев и снял в своем фильме «Нелюбовь». Анфису Черных из киножурнала позвали в картину «Географ глобус пропил». Многие музыкальные исполнители также начинали там: Глюк’оZа, Влад Топалов, Сергей Лазарев и, как это ни удивительно, группа «Тату». Обе солистки играли в «Непоседах», а Юлия Волкова снималась в выпусках. «Ералаш» не стал полноценной «фабрикой звезд», но определенный след в истории шоу-бизнеса оставил.

«Ералаш» в истории

«Ералаш» умудрился пережить брежневский застой, развал СССР, 1990-е, 2000-е и продолжает выпускаться даже сейчас, ни останавливаясь ни на один год. Это удивительный рекорд. Меняется страна, идеология и система ценностей, а «Ералаш» все еще живее всех живых. Стартовав в далеких 1970-х, команда «Ералаша» придумала формат короткого скетча, который теперь завоевал мир через TikTok, шортсы YouTube. Тем удивительнее, что полноценных аналогов на зарубежном телевидении ему не найти.

«Ералаш» — уникальное достояние нашей культуры. Можно сказать, что он опередил время и предсказал будущее. Несколько поколений с первых звуков угадывают знакомую мелодию. Пара-пара-пам. Все!

Авторы: Семен Аксенов, Никита Дешевых