Актер Кирилл Пирогов рассказывает о роли в сериале «Переговорщик» и цитирует Чехова
В ноябре в онлайн-кинотеатре KION вышел сериал «Переговорщик». Главного героя — блестящего психолога Александра Максимова, придумавшего свой метод ведения переговоров, — в нем сыграл Кирилл Пирогов. Известный по ролям в фильмах «Брат-2», «Жмурки» и спектаклях «Мастерской Петра Фоменко», Пирогов рассказал «Снобу» о режиссерских амбициях, любимых ролях и сегодняшних студентах
О популярности фильмов про психологию
Я в трендах, честно говоря, не очень разбираюсь — не знаю, что сейчас люди любят смотреть, что не любят. Но я так понимаю, что интерес к теме психологии есть, раз такие фильмы продолжают снимать. Сложные герои, которые оказываются в трудных обстоятельствах, вероятно, нравятся зрителям тем, что принимают нестандартные решения — часто в жизни на такие поступки не хватает смелости. Вероятно, поэтому такие фильмы нравятся публике.
О роли в сериале «Переговорщик»
Меня заинтересовал герой. Показалось, что будет любопытно поразмышлять над тем, почему человек в определенных обстоятельствах поступает так, а не иначе. Персонаж показался мне очень живым — надеюсь, получилось сделать его не стереотипным, не клишированным. Готовясь к роли, я общался с профессиональными переговорщиками и понял, что их работа похожа на актерскую: предмет один и тот же — психология человека.
Я был рад поработать с режиссером сериала Нурбеком Эгеном. Мы иногда, конечно, спорили о герое, о его характере, но в этих спорах, как и полагается, рождалась истина. Оба прекрасно понимали, что наш персонаж — существо противоречивое, и пытались делать его объемным. В работе с режиссером важно, чтобы он был надежным человеком — и Нурбек именно такой. Когда он руководит процессом, понимаешь, что не придется все делать самому, что есть товарищ, который тебя страхует. И еще есть замечательные партнеры, на которых ты можешь положиться, с которыми интересно играть.
О начале актерской карьеры
Я окончил школу в 1989-м, в 16 лет, решил поступать в театральный — и сразу поступил. Не могу сказать, что это было взрослое и осознанное решение, но желание у меня было твердое. До вуза я занимался в изумительной театральной студии, где мы всей группой очень дружили. На меня производило огромное впечатление, что люди совместно могут сделать что-то гораздо интереснее, чем по одиночке. Как у Чехова в «Трех сестрах»: «Два человека сильнее одного не вдвое, а втрое и даже больше». И это действительно так. Я уж точно пошел в театральный ради этого.
О сочетании актерских и режиссерских амбиций
Амбиции режиссера и актера прекрасно сосуществуют вместе, потому что цель у этих профессий общая — «попасть» в человека и его душу. Предмет театра — человек.
О главных проектах в «Мастерской Фоменко»
Главный наш проект — сохранить театр и весь репертуар. Последние несколько лет для нас — как, наверное, и для всех — очень трудные по разным причинам. Параллельно учусь режиссуре и работаю со студентами. Вот такие у меня сейчас дела.
Из крупных режиссерских проектов — спектакль по загадочной, зашифрованной чеховской «Чайке». Недавно у нас в составе произошла экстренная замена артиста — причем на одну из ключевых ролей — Треплева. Вход в такого рода пьесу требует больших внутренних затрат. Партнеры должны успеть перестроиться и почувствовать нового человека. Это может быть как удача, когда это дает новый воздух и новую энергию, так и провал, когда все расклеивается и рассыпается. И гарантий здесь нет. В этот раз все удалось — и спектакль продолжают играть в новом составе.
О любимых ролях
Я очень люблю играть в спектаклях Петра Наумовича Фоменко. Театр на них живет — эти спектакли до сих пор популярны и востребованы. Очень люблю последнюю нашу совместную работу — «Театральный роман», а еще пушкинский «Триптих», поставленный по трем произведениям: «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста» — и «Сказку Арденнского леса». Все эти роли составляют мою личность, мою жизнь.
О студентах
Отличаются ли они от нашего поколения? Наверное, отличаются, но мне кажется, это настолько естественно… Сейчас молодые люди очень инфантильны и как будто более закрыты, чем были мы в свое время. Еще удивительное дело: они выглядят взрослыми зрелыми людьми, у них осознанный взгляд, но на поверку это почти всегда дети.
Мне кажется, ребята, которые учатся сейчас в театральных институтах, поступили в очень трудное время — они не знают «нормального бытия студентом». На молодых людях сегодня лежит большая ответственность перед самими собой и перед тем, во что они верят.
Вообще, думаю, сегодняшняя молодежь вырастет в хорошем смысле «крепкой» и «закаленной» — это будет совсем другое, сильное поколение.
О том, как сегодня меняется кино
Мне удалось поработать с режиссерами совершенно разных поколений: Данелия, Балабанов, Серебренников… Очень многое меняется. Сейчас время бизнеса, сражений платформ за публику. Коммерческая составляющая в кино, конечно, была и раньше, но совсем не такая — если бы думали о ней, то не было бы кино хорошего, человеческого, а уж тем более авторского, потому что это совершенно убыточное занятие. По-другому не бывает.
Фильмы вроде «Восемь с половиной» Феллини пересматриваешь и сегодня: актуальности они не теряют. Наверное, поэтому я в таком восторге от ретроспектив, которые сейчас проводятся все чаще. Смотреть фильм в кинотеатре — совсем не то же самое, что дома. Ощущения перпендикулярные буквально. Я был несколько раз на кинопремьерах, где яблоку было негде упасть, где тысячи людей дышали в унисон. Это запоминается.
Беседовала Кристина Боровикова
Материал подготовлен при участии Анастасии Хаковой