Мария Богомолова, Агентство инноваций Москвы: Стартаперы — редкий вид людей, которые верят в свои мечты и делают их реальностью
Совсем недавно в Москве открылась «Академия инноваторов», куда можно прийти только с идеей, а выйти со стартапом и многомиллионными продажами. И. о. генерального директора Агентства инноваций Москвы Мария Богомолова рассказала «Снобу» о поддержке стартапов, работе с госструктурами и актуальных направлениях для инвестиций в Москве
Как вы помогаете стартапам найти стратегических партнеров и выйти на рынок?
Мы в Агентстве выстроили экосистему, работающую по принципу трех шагов: помогаем создать стартап; тестируем инновацию на площадке города (школа, больница, парк, музей) или бизнеса; связываем стартап с крупным корпоративным заказчиком или с городом и помогаем внедрить разработку в практическую работу.
Все наши проекты можно разделить на две большие группы. Первая — проекты для талантливых IT-специалистов или изобретателей, которые потенциально могут основать технологические стартапы и создать новые востребованные продукты. Вторая — для стартапов с готовым продуктом или прототипом, которые выходят или вышли на рынок. Мы помогаем стартапам на любой стадии развития: от идеи до выхода на новые рынки.
Расскажите про проекты подробнее. Как они устроены?
Для тех, кто еще только собирается основать стартап, у нас есть три масштабных проекта: конкурс «Лидеры цифровой трансформации», где разработчики со всего мира создают цифровые решения по заказу города и крупного бизнеса; конкурс «Новатор Москвы», где можно получить премию Мэра Москвы в том числе за идею перспективной инновационной разработки; и Академия инноваторов — программа непрерывного развития технологических команд от идеи до стартапа. В Академии будут обучаться стартаперы, у которых есть только идея бизнеса или проект на самой ранней стадии развития. Мы вместе с ними доработаем идею и, в идеале, поможем создать первый прототип продукта и запустить стартап.
Для тех стартапов, у которых уже есть готовый продукт и его необходимо проверить в реальных условиях, работает Программа пилотного тестирования инновационных решений. В программе уже 229 коммерческих и городских площадок, которые готовы и тестировать инновации, и внедрять их в свою работу. За четыре года в рамках программы было протестировано почти 300 технологических решений от стартапов со всей России. По результатам тестирования площадки закупают каждую третью разработку, подтвердившую свою эффективность в рамках пилота. А еще с прошлого года московские стартапы, пилотирующие свои решения на городских площадках, могут получить гранты в размере 2 млн рублей на компенсацию затрат в ходе испытаний.
Если у стартапа есть задача найти крупного корпоративного заказчика, он может стать участником нашего проекта «Технологические конкурсы». А если цель — внедрить свой проект в городскую структуру, у нас есть сервис «Городские запросы», где можно посмотреть, какие инновации ищут различные столичные департаменты. Сейчас на сайте размещено более 50 актуальных запросов.
Все эти проекты представляют собой понятную систему, в которую стартапер заходит с идеей проекта, а выходит с устойчивым бизнесом, городскими и коммерческими заказчиками и хорошими перспективами.
Например, победителями нашего хакатона 2022 года «Лидеры цифровой трансформации» стала команда Максима Кирилюка. Максим — студент ВШЭ, которому на момент участия в конкурсе только исполнилось 18 лет. Его команда на хакатоне выполнила задачу от Центра диагностики и телемедицины, разработав прототип сервиса, который с помощью алгоритмов компьютерного зрения и искусственного интеллекта позволяет в разы ускорить разметку медицинских изображений (МРТ, КТ, рентген). Сейчас это делается вручную врачами и занимает очень много времени. После победы Максим с нашей помощью основал стартап Future of MedTech, доработал прототип технологии и сейчас участвует в нашей программе пилотного тестирования инновационных решений, чтобы испытать разработку в реальных условиях.
Какие самые яркие инициативы вам запомнились?
Расскажу о проектах, за которыми мы охотились. Первый — РОББО из Санкт-Петербурга. Это российская платформа, на которой могут обучаться дети с 5 лет. Они создают 3D-модели роботов, распечатывают эти модели на 3D-принтерах, создают свои собственные уникальные технологии и обмениваются ими друг с другом. И благодаря этому учатся программированию и созданию робототехники. В сентябре мы запускаем пилотное тестирование инновации в одной из столичных школ.
Второй проект, который, думаю, вскоре может стать известен во всем мире, — «Тест здоровья». Это технология, которая по белкам крови человека может выявить самые ранние проявления болезни Альцгеймера. На данный момент эту болезнь определяют, только когда у человека есть ее видимые проявления и сделать уже практически ничего нельзя. В рамках нашей программы пилотного тестирования эта технология испытывалась в одной из московских больниц. Пилотирование доказало ее эффективность, поэтому больница продолжает тестировать технологию, увеличивая выборку пациентов. А «Тест здоровья» готовится к получению государственной регистрации разработки в качестве медицинского изделия и внесению его в клинические протоколы. Когда это произойдет, можно будет говорить о том, что в нашей медицине совершен еще один важный прорыв. Так что мы скрестили пальцы и ждем.
Судя по этим примерам, приоритеты для инноваций в Москве не изменились за несколько лет — медицина и образование.
Да, конечно. И, думаю, не изменятся. Эти направления в тренде для любого человека, а значит, и для города, и для государства. У нас есть аналитический центр, который постоянно проводит исследования трендов развития технологий и компаний в различных отраслях, а также рынка венчурных инвестиций. Если говорить о трендах, то в последние два года мы видим, что инвесторами становятся бывшие стартапы, выросшие в большие компании. А приоритетными направлениями, помимо медицины и образования, становятся ПО и HR-технологии. В последний год усилился тренд на импортозамещение, и, как следствие, увеличились инвестиции в хардовые проекты — которые создают само «железо»: роботов, умные станции или беспилотники.
Может, у вас есть кейс, связанный с хардовым проектом?
«Дронопорт». Это станция, на которой автоматически базируется дрон, где он заряжается и откуда улетает на объект для выполнения задач по заданной программе. Разработка успешно пропилотирована на площадке Департамента строительства: с помощью дрона операторы, сидя в кабинете, могли видеть, что происходит со стройкой в реальном времени. В данный момент решение уже используется на некоторых московских стройках.
Еще одно решение предназначено для градостроительства — цифровая маркировка. Компания Bimar создает цифровой двойник объекта, который будет строиться, а затем маркирует все детали на площадке. С помощью камер и считывающих устройств информация передается на мобильные устройства операторов, которые могут контролировать процесс строительства в реальном времени. «Газпромнефть», «Метпром», «Евраз», «Истра ЗМК» и другие уже пилотирует эту технологию, сейчас ищем заказчиков на федеральном уровне.
А что с культурой, искусством, развлечениями?
Креативные индустрии очень нам интересны. Сейчас, например, у нас проходит технологический конкурс «Медиаиндустрия» для стартапов со всей России. Мы получили больше 150 заявок. Из них мы вместе со стратегическими партнерами конкурса — крупными игроками отрасли выбрали около 30 самых перспективных, и в течение месяца стартаперы будут участвовать в питч-сессиях с партнерами и мастер-классах с нашими экспертами. В финал попадут 10–15 проектов. В результате стратегические партнеры выберут проекты для дальнейшего сотрудничества. Финалисты конкурса также смогут стать резидентами МЕТМАШ — одной из площадок крупнейшего в России киномедиакластера, который скоро откроется в столице.
Из самых интересных кейсов в этой отрасли в голову приходит три истории. Одна, конечно, про робота. Компания «РобоХуд» из Санкт-Петербурга представила на конкурс «Медиаиндустрия» робота-художника. Он пишет картины на любых поверхностях: сам смешивает цвета, убирает лишнее с кисти, работает по заданному алгоритму и создает как копии знаменитых классиков, так и авангардные постмодернистские вещи. Все зависит от того, кто задает программу рисования. Робохудожник помогает реализовывать творческий потенциал каждого, кто с ним работает. Например, они часто становятся «руками» людей с ограниченными возможностями. При этом человек сам выбирает идею картины и ищет подходящие референсы в интернете. После этого выстраивает алгоритм работы и наблюдает, как машина осуществляет творческую задумку, перенося ее на холст, лист бумаги, ткань или другую поверхность.
Второй кейс был запущен в рамках программы пилотного тестирования инновационных решений в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Это инновационное устройство NeuroAir, в которое устанавливается от 2 до 12 картриджей с ароматами. Специальные алгоритмы распыляют ароматы в определенной последовательности, чтобы создать особое настроение у посетителей галереи. Также, в рамках пилотного проекта, каждый посетитель может стать участником исследования влияния ароматов на собственное восприятие, посетив специальную зону, где желающих подключат к датчикам и проверят реакции тела на ароматы. Так разработчики смогут создать палитру ароматов, соответствующую базовым эмоциям. Кроме того, в галерее пройдет выставка, экспонаты которой будут оснащены устройством, распыляющим тот аромат, который наиболее гармонирует с изображением.
А третья история — про вдохновение. Полтора года назад к нам в программу пилотного тестирования инновационных решений пришла волгоградская компания «Виринка» с проектом дополненной реальности «Оживающая технология VIRINKA». Мы тестировали ее на ВДНХ: на стенах павильонов разместили маркеры, при наведении на которые рассказывалась история этих павильонов и интересные факты о них. Пилот прошел очень успешно, и после этого компания решила применить технологию в сфере моды. Они стали делать молодежную одежду с дополненной реальностью: принты на ней оживают в тот момент, когда на них наводишь камеру телефона. Решение показалось нам очень интересным, и мы пригласили «Виринку» принять участие в Московской неделе моды, где наше Агентство сделало отдельную зону про технологии в моде: новые ткани, цифровая мода, мода в метавселенной и так далее. Разработки привлекли большое внимание зрителей, и, вернувшись в Волгоград, ребята организовали Комитет легкой промышленности при Торгово-промышленной палате региона, создали чат, где объединили все предприятия легкой промышленности города и области, организовали молодежную студию, где подростки шьют одежду с дополненной реальностью, и теперь мечтают сделать Волгоград центром российской моды.
Совсем недавно они снова пришли в программу пилотного тестирования с инновационной модификацией своей разработки, мы одобрили им грант на пилотирование — и в сентябре они будут тестировать свою технологию в одной из московских школ. Пилот пройдет в рамках уроков по мировой художественной культуре, на которых ученики смогут разработать собственные проекты по дополненной реальности с использованием произведений искусства.
Иногда разработчика надо просто вдохновить, показать, что его инновация нужна людям и нравится им.
А почему к вам приходит крупный бизнес?
Крупный бизнес постоянно находится в поисках новых технологий и решений. Мы же, со своей стороны, собираем вокруг себя новые команды и стартапы из самых разных сфер. Ну и кроме того, мы прекрасно понимаем, как работает крупный бизнес и в каких решениях они нуждаются сегодня больше всего.
Поэтому, например, мы заменили проект «Московский акселератор», который работал у нас до этого года, на «Технологические конкурсы». Принцип у двух этих проектов один и тот же: мы собираем пул стартапов по отраслям, а крупный бизнес выбирает самые интересные решения и внедряет их. Но у «Московского акселератора» была большая образовательная программа для стартапов, поэтому каждый трек длился несколько месяцев. Сегодня бизнес не готов так долго ждать и хочет работать с готовыми технологиями, которые можно быстро внедрить в практику.
«Технологические конкурсы» — это программа, которая длится всего два месяца и объединяет самые перспективные стартапы с уже готовыми продуктами и разработками и крупных заказчиков в рамках актуальных трендов. Например, в этом году мы уже провели конкурсы по направлениям «Ассистивные технологии», «Беспилотники», «Еда будущего», начинаем конкурсы «Медиаиндустрия» и «Спортивные технологии», а осенью проведем еще один конкурс по технологиям в области экологии и устойчивого развития.
Стратегические партнеры конкурсов — ведущие игроки российского рынка в каждой из отраслей, а также крупные международные заказчики. Уже сейчас по результатам прошедших конкурсов мы видим, как они активно заключают договора, пилотируют или сразу внедряют наиболее понравившиеся им разработки. Например, в рамках трека по ассистивным технологиям наш проект «Говорящий город» (уникальная система звуковой навигации для слабовидящих людей) был выбран для пилотирования в Алматы. А по результатам трека «Еда будущего» индийская фармакологическая компания Dr. Reddy’s Laboratories готовится к совместной работе с проектом «Едим дома» — это будет сервис по планированию питания на основе алгоритмов ИИ, учитывающий все индивидуальные предпочтения пользователя.
А что, на ваш взгляд, самое сложное для бизнеса в работе с госструктурами?
Я уже больше 10 лет работаю в госструктуре и думаю, что самое сложное для бизнеса и инноваторов при взаимодействии с государством — это разные скорости работы. Согласования, отчетность — это то, что замедляет движение вперед. Именно поэтому в свое время были созданы такие структуры, как Агентство инноваций Москвы, где работает много профессионалов, которые пришли из бизнеса.
Если бы Агентство могло выбрать для сотрудничества любого инноватора за всю историю человечества, к кому бы вы пришли?
Я бы пришла к Генри Форду. Когда-то я очень много читала о нем. Думаю, что он не был стартапером в классическом понимании, но нашел инновационный подход к организации как производства, так и бизнеса. Его бизнес-практики актуальны и сегодня. Например, специалисты, которые отвечали за ремонт его знаменитого конвейера, получали оплату тогда, когда он работал. Как только на конвейере происходила авария, платить переставали до ее устранения.
Впечатляет Томас Эдисон. То, как он учился на своих ошибках и продолжал верить в свой успех, несмотря на все неудачи. Я всегда говорю ребятам на хакатонах: ошибки — это нормально и, возможно, даже лучше проиграть, чем выиграть, потому что ошибки учат намного больше, чем победы.
Впечатляет сингапурское экономическое чудо. На этом месте было болото и громадная проблема с питьевой водой. И люди не просто системно ее решили — они выстроили современное технологическое успешное государство. Это был огромный вызов. И огромная победа разума и силы над бесконечным «а может не надо», «у нас ничего не получится», «лучше и не начинать». Поэтому так приятно работать со стартаперами. Это редкий вид людей, которые верят в свои мечты и делают их реальностью.
Какая технологическая тенденция сегодня самая перехваленная, на ваш взгляд?
Переоцененность технологий — спорный вопрос. То есть дело не в том, что технология менее ценна, чем ее хотят представить, а в том, что не нашлось еще компании, которая смогла бы сделать из технологии востребованный продукт. Рынки и образ жизни пользователей меняют не технологии, а именно продукты.
Например, такая простая и понятная для нас сегодня вещь, как QR-код. Мало кто знает, что первый QR-код появился в Японии еще в середине 90-х годов прошлого века. Его разработали в одном из подразделений Toyota. Сотрудники автоконцерна наклеивали QR-коды на запчасти автомобилей при транспортировке. Тогда казалось, что эта разработка очень узкоспециализированная и необходима только на крупном производстве. Но с появлением смартфонов и планшетов с хорошими камерами QR-коды вышли из тени и стали использоваться повсеместно.
Из последних примеров ярчайший — это ChatGPT. Сама технология, принцип, по которому она работает, известны давно, а первая версия GPT-1 появилась еще в 2018 году. В январе 2022 года модель уже существовала абсолютно аналогичная текущей версии GPT-3.5. Но миллионы пользователей ChatGPT привлек, когда стал продуктом с удобным интерфейсом. Это случилось спустя 10 месяцев.
На мой взгляд, на основе одной и той же технологии можно успешно или не очень успешно разработать продукт, который изменит нашу пользовательскую жизнь. И зависеть это будет не только от технологии, а скорее от способности команды «приземлить» ее в реальную жизнь, чтобы она решала актуальные проблемы людей и делала это эффективнее всех остальных вариантов.
Беседовал Иван Сурвилло