«Мы понимаем, что не станем суперзвездами». Хабаровский музыкант МА ГАК ПА — о новом альбоме «V», любви к хокку и пути к успеху вдали от Москвы
Альбом «V» хабаровского музыканта Севы Лужански, который он выпустил под псевдонимом МА ГАК ПА, — претендент на премию «Сделано в России — 2022» в номинации «Музыка». «Сноб» поговорил с Севой о том, в чем прелесть японской поэзии, стоит ли переезжать в мегаполис в погоне за успехом и как живут дальневосточные музыканты
«Пять (V) — это равновесие. Здесь пятеро учителей, которые позволили запечатлеть себя в звуке», — пишет о своем альбоме автор, музыкант из Хабаровска Сева Лужански, участник группы Rape Tape, которая уже съездила в тур не только по России, но и по Европе. Новый релиз его собственного проекта МА ГАК ПА в двух словах — это обволакивающий медитативный звук и философские тексты. В стихотворный фундамент альбома заложены хокку японских поэтов: в одних треках они цитируются дословно, в других Лужански сам стилизует свои рифмы под японскую поэзию. Альбом состоит не только из медленных бесед с так называемыми «учителями» — ветром, облаками, утром, — восточный транс порой прерывает бодрящий нойз-рок.
У альбома продуманная концепция: пять треков, пять учителей, в названии римская цифра V. Расскажи, как ты это придумал и что все это значит?
На самом деле эта концепция появилась случайно, я ничего не придумывал. Сначала всегда есть хаос, потом из него складывается что-то конкретное — так было и с альбомом. Все началось с того, что я сидел, как сейчас, на балконе и смотрел на трубу — я живу возле ТЭЦ и железной дороги. Здесь все гудит, шумит, и я решил это воссоздать в музыке. Я сделал бит и начал напевать стихи из подаренной мне на день рождения книги хокку, которая лежала рядом, — так получились некоторые песни. Больше всего мне нравится в хокку то, что при прочтении одного и того же стиха спустя время открываются новые смыслы. Японские поэты — небуквальные ребята.
Цифра пять тоже возникла случайно. Пятого мая должен был выйти релиз альбома, я долго не мог придумать название для него. И тут меня осенило. А «учителя» пришли из буддизма, который я изучаю. Согласно учению, все сущее — наши учителя. Я обращаюсь к «учителям», потому что текст наполовину не мой.
Что можно делать под твой альбом? Мне показалось, что лучше всего он подходит как раз для сидения на балконе и размышлений.
Думаю, его нужно слушать, выйдя на улицу. Включаешь его и смотришь на деревья, людей, крыши. Это саундтрек к жизни.
Ты из Хабаровска. Можно ли связывать этот факт с тем, что на твое творчество влияет культура Японии?
Я потомок коренных жителей Дальнего Востока: моя бабушка нанайка, а ее предками были айны, которые тысячи лет назад жили на территории Японии. Когда меня в турах спрашивали, откуда я родом, я всегда говорил, что я с земли Черного дракона — так называлась территория, на которой жили нанайцы (Черным драконом реку Амур прозвали нанайцы. — Прим. ред.). Так что, разумеется, мой дом и мои корни влияют на мое мировоззрение и творчество.
Сейчас все чаще говорят о децентрализации музыкальной сцены в России, все больше групп из регионов на слуху, хотя раньше многие стремились в столицу за успехом. Не было ли у тебя желания переехать в Москву или в Питер?
Да, было такое, но это пройденный этап. Я жил в Питере 3,5 года, участвовал в бесконечной гонке за успехом и получил, что хотел: опыт и друзей. Уже потом понял, что, как бы банально это ни звучало, не место красит человека и счастливым ты можешь быть абсолютно везде. В осознании этого очень помогают туры: когда едешь на «Газели» через всю страну, стирается грань между «мы» и «они» — по сути люди везде одни и те же.
Кого из дальневосточных исполнителей рекомендуешь послушать?
Год назад у нас образовалась «Странная дальневосточная волна» — объединение музыкантов Хабаровска и Владивостока, которые не боятся делать так, как у них получается, и не ориентируются ни на кого. Мы все понимаем, что не станем суперзвездами, и не смотрим на чарты. Поэтому для нас творчество — это как вести дневник. Вот несколько исполнителей, которых стоит послушать: «Фея нервных окончаний», «Бокал Терпкого», Лера и Робокоп, «Шизандра».
На Дальнем Востоке есть и коллективы коренных народов, но они в основном живут в селах, послушать их можно только на национальных праздниках. Я планирую это исправить. Буду ездить по селам, записывать народную музыку и издавать ее. Считаю, что без знания своей культуры музыка беспочвенна.
Что означает твой псевдоним МА ГАК ПА?
Это способность ума переживать все что угодно. Буддистский термин.
Беседовала Анна Воробьева