
Детка, ты просто бомба. О блокбастере «Человек-бензопила. Фильм: История Резе»
Одним абзацем
«Человек-бензопила. Фильм: История Резе» — это красочное продолжение кровавой истории о никчёмном парне Дэндзи, с которым слился могущественный демон Почита. В аниме с сюжетами, где в протагониста вселяется и меняет его некое существо, обычно рассуждают о том, что главными монстрами являются обычные люди. В «Человеке-бензопиле» другая проблематика: Дэндзи жаждет тепла, но всех интересует только демон в его теле. При многих мизогинных элементах сюжета создателю оригинальной манги Тацуки Фудзимото удалось показать драму человека, который отчаянно хочет любить и быть любимым, а потому стремится к лучшему, несмотря на любые препятствия.
Подробно
После первых серьёзных операций по борьбе с демонами Дэндзи привык к своей работе в Бюро общественной безопасности. Благодаря службе у него есть дом, еда и друзья-коллеги Аки и Пауэр, а также возлюбленная — шеф Макима. Она обещала Дэндзи, что при хорошем поведении они пойдут на свидание, и это правда произошло. Только после долгожданного романтического вечера Дэндзи встречает загадочную красавицу Резе, которая будто бы взаправду влюбляется в него и делает его жизнь намного лучше. Эйфория кончается, когда оказывается, что Резе — демон-бомба и она пришла, чтобы вырвать из груди Дэндзи сердце, в котором живёт демон-бензопила Почита.Япония может казаться страной будущего, но это во многом консервативное государство. Поэтому аниме, как продукт массмедиа наподобие комиксов и ТВ-шоу, измеряет «среднюю температуру по больнице». В связи с этим в картине «Человек-бензопила. Фильм: История Резе» и самом аниме в жанре сёнэн (направленные на юношей 12–18 лет истории) много потенциально отталкивающих элементов. Основной — это разного рода мизогиния. В «Человеке-бензопиле» у главного героя Дэндзи есть несколько романтических интересов, основной из них — глава четвёртого спецотдела Бюро общественной безопасности Макима. Она контролирует наивного Дэндзи и других сотрудников, ведёт большую игру и многое скрывает (например, непонятно, с какими демонами она заключила договор и на что способна). Отношения Макимы и Дендзи не построены на любви: он хочет быть кем-то принятым и потому переоценивает любой жест внимания; она желает подчинения. Персонаж Макимы — это собирательный образ холодной манипуляторши.
Ей вторит второй любовный интерес Дэндзи, появляющийся в фильме, — демон-бомба Резе. В отличие от Макимы, она добра, любвеобильная, заботлива и эксцентрична. Персонаж Резе выстроен по архетипу героини «маниакальной девушки-мечты» (примеры — «500 дней лета» и «Энни Холл»): загадка для мужчины, неожиданный луч света в его унылой жизни. В контексте произведения «Человек-бензопила. Фильм: История Резе» женщина становится ещё и врагом, образ «маниакальной девушки-мечты» оказывается лишь эффектной приманкой для наивного и глупого парня. Превращение Резе в антагониста можно рассматривать с двух точек зрения: в этом можно разглядеть и саморефлексию автора манги Тацуки Фудзимото на клише «маниакальной девушки-мечты», и очередное «подтверждение» стереотипов, что все женщины только и могут, что манипулировать.
Как и подобает большинству сёнэнов, в «Человеке-бензопиле» основной герой — это пустая оболочка, о чьей биографии известна всего пара фактов (он сирота, до встречи с демоном-бензопилой пытался погасить долги отца перед якудза, продал несколько своих органов). Обычно мангаки стараются не развивать характеры протагониста (пример — Танджиро из аниме «Клинок, рассекающий демонов»), они максимально статичны на протяжении всей истории, но в «Человеке-бензопиле» можно увидеть критику подобного авторского подхода. Дэндзи страдает из-за своей никчёмности и осознаёт, что он был бы никому не нужен, если бы внутри него не сидел могущественный демон. Дэндзи мог бы отвергнуть своё человеческое «я» и полностью принять демоническое «я», но он не забывает, кем на самом деле является. Истории личностного поиска, где человек частично или полностью превращается в монстра, сводятся к рассуждениям о морали. «Человек-бензопила. Фильм: История Резе» — это одна из глав манги, до финала ещё далеко, но в ней уже можно рассмотреть драму о спасающей человека от тьмы невозможной любви. Невозможной любви к себе и любви к другому.