Кадр из фильма «Джекпот»
Кадр из фильма «Джекпот» Фото: Mosaic Films

Игорь (Максим Стоянов) живет свою худшую жизнь: работает поваром в забегаловке, где жарит котлеты для бургеров, получает мизерную зарплату, да и ту почти полностью отдает сварливой жене (Ирина Пегова). Однажды банкомат по ошибке выдает ему почти 3 млн рублей. Игорь решает покончить с ненавистной прошлой жизнью и начать новую. Но на пути в аэропорт возникают непредвиденные трудности.

«Джекпот» — первый за три года фильм одного из самых известных российских режиссеров Александра Ханта («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»). В отличие от его предыдущей работы, «Межсезонья», это не драма, а криминальная комедия. Иронично уже название фильма: «джекпот», который внезапно сорвал главный герой, только сначала кажется ему большой удачей. В действительности с получения крупной суммы (время действия — 2011 год, 3 млн для Игоря, живущего на зарплату 10 тысяч рублей, — огромные деньги) для него начинается череда криминальных приключений.

Несмотря на серьезность происходящего, интонация фильма комедийная. Все персонажи — немного нелепые. Это и знакомый Игоря охранник в баре (Федор Лавров), и участковый (Кирилл Полухин), и проститутки (Ольга Озоллапиня и Ольга Богомазова). Да и сам Игорь, несмотря на брутальную внешность, очень наивен. Максим Стоянов (получил приз за лучшую мужскую роль на «Маяке») в «Джекпоте» выходит из привычного амплуа, как бы пародирует роли крепких мужиков, в которых его чаще всего видели зрители. Правда, с тем, что роль Игоря — стеб над узнаваемыми героями Стоянова, Хант не согласился. Режиссер говорит, что Стоянов — чуткий и нежный актер,  его амплуа гораздо шире и ему нужно больше главных ролей.

Кадр из фильма «Джекпот»
Кадр из фильма «Джекпот» Фото: Mosaic Films

Ключ к пониманию «Джекпота» в том, что это сказка, а главный герой — своего рода Иванушка-дурачок, чья наивность и искренность помогают ему избежать опасностей, в которые попадают другие, готовые на компромиссы с совестью. На это намекает и визуальный ряд. Российская провинция по цветовой гамме больше похожа на индийский фестиваль красок — Приморский край, где снимали «Джекпот», окрашен в оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой и другие яркие цвета. Оператор Даниил Фомичев уже работал с Хантом над «Витькой Чесноком». В фильме отлично подобраны локации, в кадр попадает и зимнее море — «Джекпот», вероятно, тоже мог бы называться «Межсезонье».

Криминальные сюжеты — едва ли не самые популярные в современном российском кино. Критики сразу начали проводить параллели — от находок «Папа, сдохни» Кирилла Соколова до «Климпейкеров» Константинопольского. Вспомнили и телесериалы вроде «Лада голд» Никиты Власова и «На автомате» Бориса Акопова. Увидели они и зарубежный след — сходство с фильмами Гая Ричи и Квентина Тарантино.

Похожие сюжеты («мужик в кризисе среднего возраста решает все поменять») были в кино уже не раз. Но сценарий, который написали Лидия Ярцева и сам Хант, во-первых, абсолютно жизненный и убедительный, во-вторых, очень остроумный (предсказываем, что шутки из него пойдут в народ). Хотя чувство юмора у Ханта местами довольно специфическое. Например, снятая с одной точки очень длинная сцена сексуальных приключений героя не смешная или нелепая, как, вероятно, задумали авторы, а просто неприятная.

Кадр из фильма «Джекпот»
Кадр из фильма «Джекпот» Фото: Mosaic Films

В сценарии есть и неожиданные, ломающие все клише моменты – прежде всего, размышления Игоря по поводу аварии на АЭС в Японии (она произошешла как раз в 2011 году), отголоски которой он замечает в своих приключениях. А также несколько по-настоящему магических сцен, в которых участницей криминальных разборок становится дикая природа (не будем раскрывать их содержание, чтобы не портить зрителям удовольствие) — похожее зрители видели то ли у Николаса Виндинга Рефне, то ли в индийскм блокбастере RRR.

За «Джекпот» Хант получил на фестивале «Маяк» приз за лучшую режиссуру, и это его лучший фильм — остроумный, яркий, образный, моментами смешной, а моментами трогательный. И джекпот — это не только пухлые пачки купюр, которые внезапно получил герой, но и вывод, в которому он приходит в финале: иногда, чтобы найти счастье, не нужно бежать в далекие края — нужно просто приглядеться.

Выход фильма в прокат запланирован на январь 2025 года.