Джуд Лоу: Я счастлив, что у меня есть удивительная возможность сниматься в блокбастерах и инди-проектах
Как вы готовились к роли?
Я мало знал о жизни Генриха VIII и реалиях Англии XVI века, поэтому не был отягощен мыслями об исторической достоверности. А режиссера Карима Айнуза больше всего волновал мелодраматический аспект отношений правителя и его жены Екатерины Парр. Меня привлекло, что Айнуз на таком материале хочет раскрыть природу абьюза — как выживающая в токсичных отношениях личность уворачивается и предупреждает агрессивное поведение партнера.
Мне же пришлось придумать «человека-Генри»: есть множество портретов, записей о монархе, но они ничего не говорят о его характере. Для меня Генрих был безумным тираном, страдающим от психозов и алкогольной зависимости, он испытывал постоянную боль и разрушал себя. Воссоздать такого персонажа на экране — уникальная возможность для актера. Я хотел показать реалистичного, сложного человека, помнящего о золотой молодости. Много лет назад он прекрасно играл на музыкальных инструментах и отлично танцевал, был героем, красавцем с золотыми волосами, а превратился в ненавидящего себя монстра.
Думаю, что на поведение Генриха еще сильно повлияло отсутствие наследника. Для того времени продолжение рода было критически важно.
Да, я считаю, что частично из-за этого он сходил с ума. Осознание того, что твоя жизнь ничего не значит, если ты не можешь родить ребенка, пугало его до глубины души. Для меня Генрих VIII — такой средневековый гангстер, который убивал любого, кто сомневается в его величии. Все его существование посвящено охране богатства и земли, устрашению людей и консолидации власти.
Как можно бороться с таким всепожирающим эго?
Мне кажется, что мы все как-то справляемся с нашим эго каждый день. Я искренне верю в коллективную природу кинематографа, порой предотвращающую успех самовлюбленных личностей.
Кем быть сложнее — кинозвездой или королем?
Наверное, королем. В реальной жизни я бы провалился, прятался от проблем, отрицал их.
И тогда бы супруга правила?
Да, и этому никто бы не удивился. Мужчины уже столько всего натворили.
Вы упомянули, что Генрих увлекался музыкой. В фильме вы как раз играете на инструментах — тренировались ли вы для этого?
В XVI веке не было телевидения, радио и интернета, поэтому для развлечения при дворе держали музыкантов. Артисты постоянно сопровождали Генриха, даже во время походов в туалет. Это только усиливало манию величия. И сейчас в Великобритании есть огромное количество исполнителей, специализирующихся именно на музыке елизаветинской эпохи. Они помогли мне понять музыку тех дней и научили играть на блокфлейте и вёрджинеле. Без живого исполнения кино бы не получилось, исчезло бы чувство аутентичности.
Кстати, о туалетах. В картине мы пару раз видим голый зад Генриха VIII — это протез?
Конечно же, да. Я люблю магию кинематографа, когда деликатно создается иллюзия реальности на экране. Ради нее я трансформировал себя внутреннее и внешне, отказался от грима с накладками на лицо и набрал вес. Важно была передать, как тяжело из-за полноты и ран Генриху было передвигаться, как он чувствовал себя под слоями одежды, в крайне неудобной обуви. Мы обсуждали грим, парики, волосы на лице — все должно было работать на один образ.
Получается, что для вас вопрос аутентичности действия стоял на первом месте.
И не только для меня. В фильме мы хотели сохранить тактильные ощущения и запахи. На площадке играли реальные музыканты и одновременно говорили множество людей. К тому же Карим Айнуз любит снимать долгие кадры на несколько камер, поэтому у меня была редкая возможность слиться с пространством, раствориться в музыке, треске огня, шепоте людей и собачьей возне.
«Игра королевы» — одна из многих фестивальных картин, где вы снялись в качестве исполнителя главной роли. При этом вы продолжаете работать в большом кино, не так ли?
Я счастлив, что могу сниматься в блокбастерах и инди-проектах. Также нравится продюсировать, придумывать новое со сценаристами и режиссерами, развивать их с нуля. Я недавно пересек отметку в 50 лет и думаю, что это десятилетие будет очень плодотворным.
Нас также ждет фильм «Эден» с вашим участием, где снялись Ана де Армас, Даниэль Брюль и Ванесса Кирби.
Да, и я был крайне рад посотрудничать со столь талантливыми артистами. Я, кстати, познакомился с Даниэлем не на киноплощадке, мы встретились на футбольном матче «Барселона» — «Реал Мадрид».
Ждет ли нас продолжение франшизы «Шерлок Холмс»?
Ничего не могу сказать, потому что все зависит от занятости и личной воли Роберта Дауни — младшего. Я знаю, что сценарий третьей части написан.
При такой занятости как вы находите время для близких?
Я отношусь к работе в кино как к обычной работе. Поэтому по утрам общаюсь и делаю что-то с детьми, освобождаю от дел выходные дни и праздники. Мы уже запланировали отдохнуть вместе во Франции, там у нас частный дом.
Беседовал Дмитрий Елагин