«Дьяволицы» (1954)

Режиссер Анри-Жорж Клузо

Кадр из фильма «Дьяволицы»
Кадр из фильма «Дьяволицы» Фото: Vera Films

Директора частной школы Мишеля Деласаля (Поль Мёрисс) не выносят все окружающие — не только коллеги и жена (​​Симона Синьоре), но даже любовница (Вера Клузо). Ненависть к Деласалю становится для бывших соперниц поводом для примирения, они решают объединиться и утопить его. Но после того, как женщины приводят свой план в действие, труп Деласаля исчезает, а в их жизнях начинается настоящий кошмар.

Жанр «Дьяволиц» — в какой-то степени спойлер: это не мистика, как намекают название или краткий пересказ сюжета, а психологический триллер. Фильм снят по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», до Анри-Жоржа Клузо его собирался экранизировать король саспенса Альфред Хичкок. Лента Клузо наполнена тревожным ожиданием, все здесь подчеркивает его: и открывающаяся со скрипом дверь, и проглядывающее из полутьмы лицо, и тянущаяся к дверной ручке призрачная рука, — недаром она считается классикой психологического триллера.

«Убийцы в спальных вагонах» (1965)

Режиссер Коста-Гаврас

Кадр из фильма «Убийцы в спальных вагонах»
Кадр из фильма «Убийцы в спальных вагонах» Фото: PECF

В купе поезда Марсель — Париж убита молодая женщина. Полиция, которая расследует это дело, считает главными подозреваемыми ее попутчиков, которые ехали в том же купе, но они начинают погибать один за другим. 

Триллер Коста-Гавраса снят по мотивам романа Себастьяна Жапризо «Купе смертников», который, в свою очередь, написан под ощутимым влиянием Агаты Кристи. Здесь есть и труп в поезде, как в «Убийстве в “Восточном экспрессе”», и случайно собравшиеся в одном месте люди, которые погибают друг за другом, как в «Десяти негритятах». И романы Агаты Кристи, и фильм Коста-Гавраса сейчас классика детективного жанра. Небольшую роль в «Убийцах» сыграл Жан-Луи Трентиньян, один из главных героев французской «Новой волны».

«Глаза без лица» (1959)

Режиссер Жорж Франжю

Кадр из фильма «Глаза без лица»
Кадр из фильма «Глаза без лица» Фото: Champs-Élysées Productions

Дочь пластического хирурга выживает в автокатастрофе, но оказывается обезображена. Отец (Пьер Брассёр) решает помочь ей во что бы то ни стало. Он заманивает к себе в поместье миловидных девушек и пытается провести пластическую операцию, чтобы вернуть дочери лицо. «Глаза без лица» Жоржа Франжю — еще одна экранизация, снят по одноименному роману Жана Редона — классика фильмов ужасов в истории кино, прародитель жанра боди-хоррор, влияние которого ощущается до сих пор, его можно проследить и в «Коже, в которой я живу» Педро Альмодовара, и в свежей «Субстанции» Корали Фаржа.

«Взлетная полоса» (1962)

Режиссер Крис Маркер

Кадр из фильма «Взлетная полоса»
Кадр из фильма «Взлетная полоса» Фото: Argos Film

Крис Маркер — известный документалист и новатор. На сеансе в «Художественном» покажут короткометражную «Взлетную полосу» — экспериментальную, состоит исключительно из статичных кадров, фантастику про выживших после Третьей мировой войны, обитающих в парижских катакомбах. 

«Мадам Де…» (1953)

Режиссер Макс Офюльс 

Кадр из фильма «Мадам Де…» 
Кадр из фильма «Мадам Де…»  Фото: Franco London Films

Графиня Луиза Де (Даниэль Дарье) — представительница высшего света в Париже начала XX века. Проигравшись, она оказывается вынуждена продать семейную реликвию — серьги, которые ей подарил муж (Шарль Буайе). Но сделка привлекает неожиданное внимание, и это приводит к драматическим последствиям. 

Мелодрама Макса Офюльса — фильм снят по роману Луизы де Вильморен — больше всего отвечает названию фестиваля, время действия в фильме — та самая Belle Époque, о которой до сих пор грезят романтики, например герой «Полночи в Париже» Вуди Аллена. За работу художников по костюмам «Мадам Де…» была номинирована на «Оскар».

«История Адели Г.» (1975)

Режиссер Франсуа Трюффо 

Кадр из фильма «История Адели Г.»
Кадр из фильма «История Адели Г.» Фото: Les Artistes Associés

«История Адели Г.» Франсуа Трюффо — это биографическая драма, которая рассказывает о трагической судьбе дочери Виктора Гюго. Адель Гюго (Изабель Аджани) в юности влюбилась в британского офицера (Брюс Робинсон) и долгие годы преследовала его, переезжая за ним из страны в страну. Роль Изабель Аджани, на момент съемок начинающей актрисы, принесла ей номинацию на «Оскар».

«Карманные деньги» (1976)

Режиссер Франсуа Трюффо 

Кадр из фильма «Карманные деньги»
Кадр из фильма «Карманные деньги» Фото: Les Films du Carrosse

Герой едва ли не самого известного фильма Трюффо «Четыреста ударов» (Жан-Пьер Лео) сталкивался с жестокостью учителей в школе и безразличием взрослых дома. Главные персонажи «Карманных денег», которые Трюффо снял 17 годами позднее, — тоже дети, но рассказывает об их жизни режиссер совсем иначе. Этот цветной, даже разноцветный фильм — комедия, ее герои — беззаботные и веселые, вместо уроков они ходят в кино, попадают в переделки и влюбляются. 

Автор: Катя Загвоздкина