Гид по «Прекрасной эпохе французского кино. Эпизод 2» в «Художественном»
«Дьяволицы» (1954)
Режиссер Анри-Жорж Клузо
Директора частной школы Мишеля Деласаля (Поль Мёрисс) не выносят все окружающие — не только коллеги и жена (Симона Синьоре), но даже любовница (Вера Клузо). Ненависть к Деласалю становится для бывших соперниц поводом для примирения, они решают объединиться и утопить его. Но после того, как женщины приводят свой план в действие, труп Деласаля исчезает, а в их жизнях начинается настоящий кошмар.
Жанр «Дьяволиц» — в какой-то степени спойлер: это не мистика, как намекают название или краткий пересказ сюжета, а психологический триллер. Фильм снят по мотивам романа Буало-Нарсежака «Та, которой не стало», до Анри-Жоржа Клузо его собирался экранизировать король саспенса Альфред Хичкок. Лента Клузо наполнена тревожным ожиданием, все здесь подчеркивает его: и открывающаяся со скрипом дверь, и проглядывающее из полутьмы лицо, и тянущаяся к дверной ручке призрачная рука, — недаром она считается классикой психологического триллера.
«Убийцы в спальных вагонах» (1965)
Режиссер Коста-Гаврас
В купе поезда Марсель — Париж убита молодая женщина. Полиция, которая расследует это дело, считает главными подозреваемыми ее попутчиков, которые ехали в том же купе, но они начинают погибать один за другим.
Триллер Коста-Гавраса снят по мотивам романа Себастьяна Жапризо «Купе смертников», который, в свою очередь, написан под ощутимым влиянием Агаты Кристи. Здесь есть и труп в поезде, как в «Убийстве в “Восточном экспрессе”», и случайно собравшиеся в одном месте люди, которые погибают друг за другом, как в «Десяти негритятах». И романы Агаты Кристи, и фильм Коста-Гавраса сейчас классика детективного жанра. Небольшую роль в «Убийцах» сыграл Жан-Луи Трентиньян, один из главных героев французской «Новой волны».
«Глаза без лица» (1959)
Режиссер Жорж Франжю
Дочь пластического хирурга выживает в автокатастрофе, но оказывается обезображена. Отец (Пьер Брассёр) решает помочь ей во что бы то ни стало. Он заманивает к себе в поместье миловидных девушек и пытается провести пластическую операцию, чтобы вернуть дочери лицо. «Глаза без лица» Жоржа Франжю — еще одна экранизация, снят по одноименному роману Жана Редона — классика фильмов ужасов в истории кино, прародитель жанра боди-хоррор, влияние которого ощущается до сих пор, его можно проследить и в «Коже, в которой я живу» Педро Альмодовара, и в свежей «Субстанции» Корали Фаржа.
«Взлетная полоса» (1962)
Режиссер Крис Маркер
Крис Маркер — известный документалист и новатор. На сеансе в «Художественном» покажут короткометражную «Взлетную полосу» — экспериментальную, состоит исключительно из статичных кадров, фантастику про выживших после Третьей мировой войны, обитающих в парижских катакомбах.
«Мадам Де…» (1953)
Режиссер Макс Офюльс
Графиня Луиза Де (Даниэль Дарье) — представительница высшего света в Париже начала XX века. Проигравшись, она оказывается вынуждена продать семейную реликвию — серьги, которые ей подарил муж (Шарль Буайе). Но сделка привлекает неожиданное внимание, и это приводит к драматическим последствиям.
Мелодрама Макса Офюльса — фильм снят по роману Луизы де Вильморен — больше всего отвечает названию фестиваля, время действия в фильме — та самая Belle Époque, о которой до сих пор грезят романтики, например герой «Полночи в Париже» Вуди Аллена. За работу художников по костюмам «Мадам Де…» была номинирована на «Оскар».
«История Адели Г.» (1975)
Режиссер Франсуа Трюффо
«История Адели Г.» Франсуа Трюффо — это биографическая драма, которая рассказывает о трагической судьбе дочери Виктора Гюго. Адель Гюго (Изабель Аджани) в юности влюбилась в британского офицера (Брюс Робинсон) и долгие годы преследовала его, переезжая за ним из страны в страну. Роль Изабель Аджани, на момент съемок начинающей актрисы, принесла ей номинацию на «Оскар».
«Карманные деньги» (1976)
Режиссер Франсуа Трюффо
Герой едва ли не самого известного фильма Трюффо «Четыреста ударов» (Жан-Пьер Лео) сталкивался с жестокостью учителей в школе и безразличием взрослых дома. Главные персонажи «Карманных денег», которые Трюффо снял 17 годами позднее, — тоже дети, но рассказывает об их жизни режиссер совсем иначе. Этот цветной, даже разноцветный фильм — комедия, ее герои — беззаботные и веселые, вместо уроков они ходят в кино, попадают в переделки и влюбляются.
Автор: Катя Загвоздкина