«Воспоминания о море», Испания, режиссер Лаура Каррау Паскуаль

Кадр из фильма «Воспоминания о море»
Кадр из фильма «Воспоминания о море» Фото здесь и далее: пресс-служба кинофестиваля «Мир знаний»

Испанская документальная лента Лауры Каррау Паскуаль тонко и ненавязчиво связывает прошлое и будущее, соединяя вместе два нарративных ряда. В первом группа испанских экологов прибывает в Казахстан, чтобы исследовать углеродный след и его влияние на изменения климата. Для этого ученые отправляются в засушливую и покрытую солевой коркой местность, по которой когда-то разливались воды ныне мертвого Аральского моря, — поэтичный ландшафт, представляющий для ученых огромную живую лабораторию. Камера преследует экологов по пятам, документируя не только их тяжкий труд от заката до рассвета, но и печальные размышления о разрушительном влиянии человека на мир. Зрелище огромной, кажущейся бескрайней пустыни, бывшей четвертым по величине озером на Земле, в этом контексте превращается в видение возможного будущего нашей планеты. О ее прошлом рассказывает вторая сюжетная линия. Пока экологи изучают почву, местные жители предаются воспоминаниям о временах, когда воды озера подступали к самому дому. Высыхание Аральского моря — трагедия не только экологическая, но и социальная. Людям, веками жившим рыбной ловлей, пришлось изменить уклад всей своей жизни и сменить удочку на пастушью палку. Несмотря на это, местные жители не теряют надежды, что однажды море простит их и вернется. Их оптимизм уравновешивает пессимизм ученых. 

«Здесь выживут только сарлыки», Россия, режиссер Светлана Стасенко

Кадр из фильма «Здесь выживут только сарлыки»
Кадр из фильма «Здесь выживут только сарлыки»

Как и «Воспоминания о море», этнографический документальный фильм «Здесь выживут только сарлыки», название которого явно отсылает к вампирской любовной драме Джима Джармуша «Выживут только любовники», кроме прочего рассказывает о неразрывной взаимосвязи человека и среды его обитания. Режиссер Светлана Стасенко отправилась со съемочной группой к Монгун-Тайге — высочайшей вершине Восточной Сибири. В окружении Серебряной горы (так переводится название горы с тувинского) до сих пор, как и тысячу лет назад, обитают сарлыки (то есть яки) и пасущие их тувинцы-яководы. Местные жители существуют пантеистически слитно с природой, до сих пор поклоняются духам Природы и чтят шаманов, выступающих связными с другим миром. Человек в этом разреженном воздухе свободен не только от суеты больших городов и необязательных технологий, но, кажется, и от власти самого времени, которое здесь как будто остановилось. 

«Сквозь темную материю», Россия, режиссер Марьям Махиева

Кадр из фильма «Сквозь темную материю»
Кадр из фильма «Сквозь темную материю»

Большой адронный коллайдер был впервые запущен в 2008 году и вызвал массу споров, причем не в научной среде, а в самой широкой общественной. Слышались возгласы недовольства и обвинения ученых в безответственности. Жители не только городка Мейран, что располагается в швейцарском кантоне Женева у границы с Францией, но и всей Европы опасались отрицательного воздействия ускорителя частиц на окружающую среду. И их опасения вполне можно понять, ведь целью ускорителя частиц было воспроизведение Большого взрыва, в результате которого, по одной из теорий, родилась наша Вселенная. Об этом в числе прочего рассказывает документальная работа Марьям Махиевой, чей фильм «Нейтрино и Андыртау» в 2015-м получил сразу две награды «Мира знаний» — за лучший дебют и лучшую режиссуру. В новой работе Махиева, используя выразительные визуальные метафоры и доступ к ученым, развенчивает мифы об ускорителе частиц и погружает зрителя в повседневную действительность физиков из разных стран, бьющихся над загадками темной материи. Проводником в этот мир становится доктор философии и кандидат физико-математических наук Ирина Шрайбер, много лет проработавшая в Мейране. Вместе с ней мы движемся по истории исследований Большого адронного коллайдера — сквозь темную материю к свету знаний для всего человечества.

«Мир на ощупь», Россия, режиссер Валентина Коровникова

Кадр из фильма «Мир на ощупь»
Кадр из фильма «Мир на ощупь»

Сквозь тьму движутся и герои «Мира на ощупь» — слепоглухие люди, старающиеся жить обычной жизнью. Они сражаются за футбольные кубки,  участвуют в соревнованиях по парусному спорту, учатся, заводят семьи, путешествуют. В общем, всячески ставят под сомнение устоявшееся мнение об их неполноценности. Другой, абилитационный взгляд на положение слепоглухих в обществе представляет Денис Кулешов — создатель «Лаборатория Сенсор-Тех», молодой разработчик, занимающийся изобретением устройств, которые помогут этим людям адаптироваться к повседневной жизни. Похожий драматический конфликт показан в игровом фильме «Звук металла», получившем два «Оскара». В нем путь от попыток исправить свою глухоту с помощью внешних устройств до принятия себя проходит главный герой.

«Страсть на Земле», США, режиссер Майкл Ла Пойнт

Кадр из фильма «Страсть на Земле»
Кадр из фильма «Страсть на Земле»

В «Страсти на Земле» американский режиссер Майкл Ла Пойнт балансирует на грани научно-популярного фильма и документалистики, раскрывая неожиданные грани адюльтера — темы более привычной для игрового кино. Документальность проявляется в серии откровенных интервью с жертвами и акторами любовных измен из 40 стран мира с чрезвычайно разным социальным устройством. Яркие и запоминающиеся герои делятся своими историями, рассказывают о чувстве вины, о том, как скрыть измену, как она повлияла на их отношения, и о многом другом. Вместе с тем Ла Пойнт оперирует массивом данных о социально-экономическом статусе изменников, их уровне образования, религиозной принадлежности, уровне маскулинности общества и статистикой измен в разных странах, анализ которой заставляет сделать неожиданные выводы.

«Крионика. Дневники бессмертия», Россия, режиссеры Анастасия Кожевникова и Андрей Ананин

Кадр из фильма «Крионика. Дневники бессмертия»
Кадр из фильма «Крионика. Дневники бессмертия»

«Крионика» заявлена как фильм об истории крионики в России и в мире, но на деле дает гораздо больше. Документальный фильм представляет собой не столько исследование самого процесса крионизирования, то есть замораживания тела человека после его кончины, и поиск научного обоснования оптимизма трансгуманистов, мечтающих о том, что однажды человечество научится лечить смерть как простуду, сколько социологическое и психологическое наблюдение за основателями компании «Криорус», по ходу повествования из субъектов превращающимися в объекты исследования. Смерть, как показывает «Крионика», ужасное, неизбежное, но не худшее обстоятельство человеческого существования. 

Кинопоказы будут проходить с 19 по 22 сентября 

Для посещения нужна предварительная регистрация: https://nauka.world/film-programs