Каннский кинофестиваль–2024. Британская драма «Птица» с Барри Кеоганом и Францом Роговски
Один абзацем
Британский режиссер Андреа Арнольд в своей новой картине «Птица» продолжает исследовать жизнь рабочего класса Великобритании, существующего в условиях бедности и социальной несправедливости. Живущая в сквоте с отцом и старшим братом 12-летняя Бейли привыкла прятаться от проблем за экраном телефона. От одиночества ее спасает знакомство с мужчиной-сиротой Бердом, который ищет своих родителей. Через дружбу двух аутсайдеров Арнольд показывает, как себя чувствуют миллионы оставленных детей, как они живут обрывками воспоминаний и борются с глубочайшими психологическими травмами. Хотя Арнольд известна по жестким, реалистическим картинам о повседневных ужасах, она всегда желает своим героям лучшего. Дает шанс на то, что случится чудо.
Подробно
12-летней Бейли (Никия Адамс) с малых лет известны кошмары реальной жизни: еще в малом возрасте от нее отказалась родная мать Пейтон (Жасмин Джобсон), она росла с отцом-сумасбродом Багом (Барри Кеоган) в сквоте и старшим братом Хантером (Джейсон Буда). Бейли посещает дом матери только для того, чтобы проведать младших сестер и брата, таких же беспризорных детей, как и она. Тяжелое детство закалило девочку, но хотя она повзрослела очень рано, еще не умеет справляться с гнетущим чувством одиночества и ощущением оставленности. Во время одной из прогулок Бейли встречает странного мужчину Берда (Франц Раговски): он приехал в город графства Кент на поиски своих родителей и ничего о них не знает, кроме старого адреса. Бейли обещает помочь ему, а он в ответ становится ее другом.
Андреа Арнольд обладает очень редким талантом в игровом кино конструировать почти документальную реальность. Ее метод обращения с окружающим миром вышел из манифеста Ларса фон Триера и его коллег «Догма 95» и с годами сильно эволюционировал. В холодном дебюте «Жилой комплекс “Ред Роуд”» (2006) не было закадровой музыки, искусственного света и компьютерных эффектов, только строгое наблюдение за рабочим районом Глазго посредством видокамер и глаз главной героини, которая следит за вышедшим из тюрьмы убийцей ее маленькой дочери. Ее предыдущая импрессионистская картина «Американская милашка» (2016) наполнена яркими деталями, хитовыми песнями и посвящена не смерти, а жизни. Сюжет рассказывает историю 18-летней бунтарки Стар (Саша Лэйн), сбегающей из проклятого дома и путешествующей на машине вместе с такими же как она потерянными подростками.
Интерес к маргиналам у Андреа Арнольд не связан с высокобуржуазным унизительным любопытством: она не снимает их с позиции сверху, потому что сама росла аутсайдером в семье матери-одиночки, воспитывающей четырех детей. Глубокое понимание проблем рабочего класса и бедняков позволяет Арнольд доставать самые темные сюжеты из повседневной жизни и показывать их как нечто обыденное. Ее ничуть не пугают погрязшие в алкоголе, наркотиках и любовниках матери, она не боится жестоких и одновременно слабых и трусливых мужчин и отлично понимает своих героинь, которые наивно хранят веру в светлое будущее.
Бейли в 12 лет четко осознает катастрофичность положения ребенка, который ни в чем не может рассчитывать на родителей: 28-летней отец хочет жениться на молодой девушке и планирует зарабатывать, продавая галлюциногенную слюну жабы, а мать увязла в абьюзивных отношениях и не может защитить ни себя, ни детей. Девочка хотела бы сблизиться со старшим братом Хантером, но у него есть друзья-бандиты, возомнившие себя робингудами, поэтому она замкнулась в себе и переживает эмоции через телефон. Бейли постоянно все снимает на видео и потом пересматривает ролики у себя в комнате на небольшом проекторе. Желание запечатлеть мир посредством камеры телефона — это не только механизм защиты от опасностей, создающий дистанцию между оператором и объектом съемки, но также попытка хоть как-то собрать воедино разваливающуюся жизнь.
Если героиня «Американской милашки» Стар убегала от прошлого и жила одним днем, то Бейли нужно как-то справиться с травмирующим настоящим. Ее глубинное чувство отчаяния и бессилия заглушают путешествия с Бердом, таким же выкинутым из нормального общества человеком. Она будто надеется, что если удастся исполнить его мечту, то и ее проблемы можно будет как-то решить. Андреа Арнольд любит своих героев, поэтому при всей катастрофичности их ситуации оставляет веру в светлое будущее. Такая позиция — не подслащенная пилюля, а часть реалистического видения режиссера. Ее мир не разделен на «черное» и «белое», а потому печальные события пересекаются со счастливыми, неприятные со стороны люди оказываются добрыми, а кошмар может превратиться в магическую сказку.
Фильм «Птица» был куплен для проката в России, премьера запланирована на зиму 2024/2025 года.
Автор: Дмитрий Елагин