Кто и как выбирает музыку для кино и сериалов. Интервью с менеджером по синхронизации международной компании Believe
Как музыкальные треки попадают в кино и сериалы?
Музыка в кино попадет различными способами. Один из них — когда в музыкальный лейбл или компанию, которая непосредственно занимается синхронизацией, обращаются музыкальные продюсеры проекта с просьбой подобрать композицию к той или иной сцене в картине, или они сразу же обращаются за лицензированием конкретного трека, который уже выбран для проекта. Пожелания к треку на подбор абсолютно разные. Например, это может быть романтический эпизод, для которого нужна музыка с женским вокалом, похожим на Оливию Родриго. Кто-то, наоборот, ищет русскую певицу. Или трек определенного года выпуска, либо что-то контекстное. В этом плане выделю группу «Хлеб». У них очень клевая музыка, потому что у них есть песни про все — чай, баню и так далее.
На основании вводных данных начинается подбор треков. Чаще всего этим занимаются менеджеры по синхронизации или музыкальные продюсеры. Я работаю в международной музыкальной компании и занимаюсь задачами по синхронизации для наших артистов.
Как менеджер по синхронизации, я и сама могу найти интересный проект и предложить его авторам посмотреть музыку из нашего каталога, которая, на мой взгляд, может быть подходящей. Для синхронизации могут быть замечены треки как малоизвестных артистов, так и популярных.
Как вы выбираете композиции?
Конкретных критериев по выбору музыки у меня нет. Здесь больше влияет эмоциональный отклик — нравится или нет. Порой я могу посоветоваться с нашими менеджерами, которые работают с артистами и лейблами. Прослушав несколько композиций, я выбираю несколько из них или даже одну и отправляю команде проекта. Они могут не выбрать ни один вариант. Или выбрать, но на финальном утверждении отказаться. Трек может понравиться продюсерам, но не понравиться режиссеру.
Если песня подошла, то я связываюсь с артистом и мы с ним обсуждаем это предложение. У каждого музыканта есть свои красные флаги: в каких проектах они готовы участвовать, а в каких нет. В случае согласия мы уже обсуждаем стоимость.
Сколько музыкант получает за использование песни в кино или сериале?
Музыкант получает доход непосредственно от самой лицензии, а также «косвенный доход» в виде стримов от новой аудитории. Например, если трек часто добавляли в плейлисты. Все это отслеживается.
Еще на стоимость композиции влияют объем используемых прав, хронометраж фрагмента, тип использования и так далее. Суммы разные. Учитывается популярность исполнителя и трека, но это не значит, что нельзя получить популярную композицию за доступные деньги. Мы знаем случаи, когда востребованные артисты отдавали свои треки в кино практически бесплатно, так как им просто был интересен проект.
Что нужно сделать начинающим артистам, чтобы их музыку заметили?
Пошаговой инструкции нет. Большую роль в синхронизации играет случайность. Чтобы она произошла, музыка должна быть доступна для прослушивания на музыкальных платформах.
Если артист хочет, чтобы его треки попали в кино, он может поговорить со своим менеджером и озвучить желание поработать в направлении синхронизации. Еще ему важно держать связь с правообладателями авторских и смежных прав на песни, с которыми нужно будет договориться об использовании композиции в фильме и подписать договор. Автору, которому принадлежат и авторские, и смежные права, в этом плане легче. Помимо записанных песен артиста могут пригласить написать оригинальный саундтрек. Важно помнить, что от первого запроса до финального оформления может пройти несколько месяцев. К этому тоже нужно быть готовым.
Есть ли критерии, по которым заранее будет понятно, что саундтрек «выстрелит» и станет популярным?
Музыка дополняет изображение на экране и создает тот самый крючок, который позволяет вызвать у зрителей эмоциональное вовлечение. Станет ли трек популярным, нельзя определить заранее. Это зависит от зрителя. Мы можем найти классный трек, который хорошо подходит к сцене, но она окажется не кульминационной. И саундтрек не запомнится.
Если песня находится в топах музыкальных чартов, это не значит, что она будет успешна на рынке синхронизации. Бывает, что в кино попадает композиция, которая была выпущена давно и тогда не стала популярной. Иногда может выстрелить музыка, от которой мы этого не ожидали.
Не все треки можно использовать в кино. Например, если автор произведения недавно умер, то нужно дождаться, когда его наследники вступят в права. Только тогда музыку можно будет использовать. То есть спустя шесть месяцев.
В июне на платформах онлайн-кинотеатров «Кинопоиск» и Wink вышел сериал «На автомате», куда вы совместно с «Яндекс Музыкой» интегрировали треки артистов проекта «Искра». Как проходила работа?
«Искра» — это плейлист «Яндекс Музыки» с треками взлетающих артистов. Они становятся популярными у слушателей благодаря «Моей волне» — системе персональных рекомендаций сервиса. Редакция «Яндекс Музыки» регулярно отбирает в проект треки уникальных артистов разных жанров, которые заслуживают внимания слушателей.
Этим летом «Яндекс Музыка» и Believe работали над музыкой к сериалу «На автомате». Мы сформировали три основных музыкальных мира: мир молодежи — главные герои Рома, Женя и их друзья; мир взрослых — мама братьев, владелец ломбарда Альберт; третий — мир криминала. К этой концепции хорошо подошла музыка молодых артистов из «Искры»: Cold Carti, Alex Ricellow, «Второй Ка», Beautiful Boys. В проекте мы использовали разные треки для окраски мира каждой группы героев. Это и электронный пост-панк-данс — «Пермский край, Alex Ricellow», Untitled #13 и советское ретро разных лет, инди-рок нашего времени и инди-панк советского образца. Мы осознанно наполнили наш вымышленный мир оперными ариями — например ария Ленского, — которые соседствуют с отвязанными ребятами из проекта pluxurypurp. Все связалось в хорошую музыкальную канву. В этом нам помогал композитор проекта Андрей Тимонин.
Это не первый случай, когда проект «Искра» помогает молодым исполнителям попасть со своей музыкой в кино. Весной стриминг курировал создание саундтрека к фильму «Майор Гром: Игра» вместе с создателями картины. Тогда наряду со SLAVA MARLOW, GONE.Fludd, The Hatters и другими звездами треки к фильму записали молодые артисты — TMNV и AUM RAA.
Believe — международная компания. Можете ли вы привести пример синхронизации музыки российских артистов в международные видеопроекты?
Трек одного из наших артистов попал в фильм «Анора» (2024), который получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. К моей коллеге из США поступил запрос от создателей проекта, которые искали рэп из 2018 года, потому что действие фильма происходит в это время. Мы начали вместе подбирать песни, искать, что подходит по стилю, и предложили несколько вариантов. Среди них был трек Z-Pam российского хип-хоп-исполнителя Mnogoznaal. Его утвердила сторона продакшена «Аноры», и песня попала в фильм.
А может ли в нынешних условиях иностранный трек попасть в российские фильмы и сериалы?
Да, конечно, может. Музыкальный рынок за последние годы изменился, и иностранные треки в кино стали использоваться реже. Но тем не менее это возможно. Просто на согласование и оформление уходит чуть больше времени. Одним из таких наших кейсов был сериал «Балет», куда попал трек группы Blues Pills — I felt a change.
Есть ли сейчас тренды в использовании музыки в кино и сериалах?
Сейчас наблюдается тренд на локальную музыку. На рынке нереальное разнообразие музыкантов, которые пишут в разных жанрах. И это здорово, этим пользуются создатели проектов.
Еще в кино наблюдается интерес к музыке 1900-х годов и нулевых. И это даже не столько про музыку в фильмах, а в целом про интересы слушателей. Именно поэтому мы видим так много проектов, которые посвящены музыкантам того времени.
Вы по работе слушаете много музыки. Не надоедает?
Надоедает. В свободное от работы время я редко слушаю музыку. Могу включить ее, когда еду на велосипеде, например. Мне нравятся треки разных жанров, выбираю их под настроение. Особенно люблю рэп Фредди Гиббса. Из современных кинокомпозиторов выделяю Дмитрия Селипанова (фильмы «Лед», «Бешенство», Homecoming) и Андрея Тимонина («На автомате», «Контейнер»).
Можете назвать любимый саундтрек, который вы бы посоветовали послушать всем, даже отдельно от фильма?
Есть немецкий фильм про подводную лодку — Das Boot (нем. «Подводная лодка») 1981 года. Специально для него была написана электронная музыка. В целом эти треки могли бы играть и на дискотеке, к примеру в Берлине. Есть даже отдельный альбом, который доступен на стриминговых площадках. Он так и называется — Das Boot.
Беседовала Ирина Филиппова