
Лучшие фильмы Венецианского кинофестиваля — 2025
«Помилование» (La grazia) — Основной конкурс
Итальянский классик Паоло Соррентино после нескольких драматических картин снял комедию в духе сериала «Молодой папа» (2016). Фильм рассказывает о последних месяцах службы президента Италии Мариано Де Сантиса (Тони Сервилло), которому перед уходом нужно подписать или отклонить два важных документа: запрос на помилование мужчины и женщины, убивших своих супругов, и закон об эвтаназии. Голова Мариано же занята другим: семь лет назад умерла его жена, и он не успел спросить, с кем она изменила ему сорок лет назад.
Фильм был куплен для показа в России.
«Голос Хинд Раджаб» (The Voice of Hind Rajab) — Основной конкурс
Режиссёр из Туниса Каутер Бен Ханья взялась за очень сложную тему: она посвятила кино пятилетней Хинд Раджаб, которую убили израильские военные 29 января 2024 года. Постановщица реконструировала несколько часов из жизни офиса «Красного Полумесяца» Западного берега, чьи сотрудники получили запрос о помощи девочке. В основу «Голоса Хинд Раджаб» вошли реальные записи телефонных разговоров, а также архивные видео.
«Завещание Анны Ли» (The Testament of Ann Lee) — Основной конкурс
Некоторые кинопроизведения общаются со зрителем не только посредством визуального и аудиального, но и при помощи касания — религиозный мюзикл «Завещание Анны Ли» будто бы предлагает петь и повторять движения ритмичных танцев. Конец XVIII века, после крайне неудачного брака, омрачённого смертями четырёх детей, глубоко верующая в Бога Анна Ли (Аманда Сайфред) решает основать свой орден, чьи члены соблюдают целибат и во время молитв входят в экстаз. В Англии церковь Ли пытаются уничтожить, а потому она вместе с посредниками отправляется в Северную Америку. Режиссёр фильма — Мона Фастволд, её муж — Брэйди Корбет («Бруталист»).
«Молчаливый друг» (Silent Friend) — Основной конкурс
Венгерка Ильдико Эньеди победила в Берлине с драмой «О теле и душе» в 2017 году, но потом исчезла с радаров после посредственной картины «История моей жизни» (2021). Её «Тихий друг» — прорывная работа, усложняющая и развивающая мотивы и приёмы, найденные в «О теле и душе». Кино разделено на три сюжетные линии, их действие происходит в одном месте, но в разные десятилетия. В университете Марбурга занимаются наукой три поколения биологов: в 1908 году Грете (Луна Ведлер) становится первой женщиной-студенткой; в 1972-м Ханнес (Энцо Брум) влюбляется в девушку, изучающую реакцию растений на внешние раздражители; в 2020 году профессор Тони (Тони Люн Чу Вай) изучает магнитные поля, исходящие от всех живых объектов.
«Метод исключения» (No Other Choice) — Основной конкурс
Новую работу корейца Пака Чхан-ука («Решение уйти») сразу после премьеры начали сравнивать с «Паразитами» (2019) Пона Джун-хо не без причины: оба произведения говорят о проблеме эксплуатации и неравенства в капиталистическом обществе. Только если у Пона была показана борьба между классами, то у Пака — внутри одного. Главный герой Ман-су (Ли Бён-хон) — менеджер завода по производству бумаги, его вместе с другими сотрудниками сокращают. Мужчина в панике — он обязан содержать семью из четырёх человек, платить за дом, поддерживать сытый быт представителя среднего класса. Вот только спустя несколько месяцев Ман-су так и не удаётся получить заветную позицию руководителя, и тогда в его голову приходит оригинальное решение проблемы — надо устранить других кандидатов.
Фильм был куплен для показа в России.
«Солнце встаёт над всеми нами» (The Sun Rises Above Us All) — Основной конкурс
Примерная мелодрама о тяжёлой жизни простых людей. Владелица магазина одежды Мейюн (Синь Чжилэй) хочет дышать полной грудью, но не получается. Она заботится об умирающем от рака муже Баошо (Чжан Сунвэнь) и пытается построить отношения с женатым мужчиной Куифенгом (Уильям Фэн), ещё не знающим, что его любовница забеременела. Кажется, что выход из сложной ситуации прост — нужно дождаться гибели супруга, но нет. За годы брака много всего произошло, а потому Мейюн постоянно чувствует себя виноватой и не заслуживающей счастья.
«Провод мертвеца» (Dead Man's Wire) — Вне конкурса
Мужчина взял в заложники богача и просит выкуп — история банальная, но Гас Ван Сент превратил её в оригинальный комедийный триллер и доказал, насколько важно в кинематографе мастерство монтажа. Тони Киритис (Билл Скарсгард) был обманут крупным банкиром М. Л. Холлом (Аль Пачино), и потому он отправился в офис компании для расправы над финансистом. М. Л. Холл не оказался на месте, был только сын-заместитель Ричард (Дэйкер Монтгомери). Поэтому именно на его шее оказывается проволока, к которой прикреплён дробовик.
«Наша земля» (Nuestra Tierra) — Документальное кино
Лукресия Мартель («Зама») известна своими медленными, философскими картинами, но «Наша земля» — это первая неигровая работа в её фильмографии. Она рассказывает историю убийства активиста Хавьера Чокобара, защищавшего права коренных жителей Аргентины, и последующего суда над преступниками, крупными землевладельцами. Лучшая часть произведения Мартель — это многочисленные интервью с представителями народа Чуча, которые показывают старые фотографии и вспоминают жизнь в городах. Они смеются над некоторыми событиями, хотя смешного в их рассказах мало — они полны драматических событий и примеров жестокой эксплуатации.
«Грустный район» (Barrio Triste) — Горизонты
Практически бессюжетное, но экспрессивное кино о судьбах подростков-гангстеров в городе Медельин, Колумбия. Режиссёр-аноним STILLZ (известен видеоклипами для музыкантов Bad Bunny и Rosalía) предлагает пуститься в путешествие по фавелам, где оставленные всеми дети тусуются в недостроенных домах, обсуждают следующие кражи, конфликтуют друг с другом и тихо умирают. Пусть «Грустный район» полон ярких сцен быта героев, каждый эпизод так и сквозит острым чувством одиночества.
«Память» (Memory) — Дни авторов
О чеченских войнах в российском кинематографе говорят крайне редко, большинство фильмов на эту тему были сняты в конце 90-х и начале 2000-х годов. Владлена Санду («Идентификация») родилась в Крыму и после развода родителей переехала с мамой в Чечню. Вскоре началась Первая чеченская война, во время которой девочка училась выживать, привыкать к постоянным обстрелам и страху умереть. «Память» — это кино на стыке видов кинематографа, в нём элементы игрового, документального и анимационного кино соединяются друг с другом, чтобы рассказать тяжёлую историю разрушенного детства.