«Яблоки»

Режиссер Варя Маценова

Лучший короткометражный фильм

Кадр из фильма «Яблоки»
Кадр из фильма «Яблоки» Фото здесь и далее: пресс-служба фестиваля короткометражного и дебютного кино «Короче»

В начале 90-х в психбольницу поступает новый пациент — тихий парень по имени Андрей (Антоха МС). Он влюбился в одноклассницу Олесю, решил с ней сблизиться и предложил ей яблоко, а получив отказ, замкнулся в себе. В больнице он знакомится с соседями по палате: один из них верит в пришельцев (Евгений Перевалов), другой (Илья Борисов) — в Бога. Вместе они разрабатывают план, как сделать так, чтобы Андрей и Олеся встретились, полюбили друг друга и поженились.

«Яблоки» сняты по рассказу «Героин приносили по пятницам», написанному Романом Михайловым. Режиссер Варя Маценова ставит не самую радостную историю практически в стилистике Уэса Андерсона: фильм поделен на главки, которые открываются анимационными заставками, пациенты одеты в яркую униформу, и даже психбольница на экране кажется не самым ужасным местом. Кроме того, «Яблоки» пропитаны своеобразным абсурдистским юмором Михайлова, который Маценова только усилила — в фильме много забавного и обаятельного (например, один из важных разговоров происходит во дворе больницы рядом со сделанным из шины лебедем и пальмой из пластиковых бутылок). Пожалуй, в рамках короткого метра литературному первоисточнику тесновато (для сравнения, спектакль Андрея Могучего по тому же рассказу в Театре Наций идет 3 часа 45 минут) — многое остается за кадром, некоторые линии скомканы. Поэтому будем ждать полный метр.

«Чистый лист» 

Режиссер Полина Кондратьева

Лучший полнометражный фильм

Кадр из фильма «Чистый лист»
Кадр из фильма «Чистый лист»

Папа (Дмитрий Куличков) во всем контролирует старшеклассницу Риту (Полина Цыганова) после смерти матери — и уже определил ее в фармацевтический колледж после школы. Но Рита не хочет учиться на фармацевта — она бросает школу и устраивается сиделкой к дочери своей преподавательницы (Елена Лядова) Саше (Зинаида Ястржембская), у которой тяжелая форма ДЦП. Рита пишет стихи и хочет попробовать сделать музыкальную карьеру — именно Саша становится первой слушательницей ее «демок».

Сценаристке Марии Гончаровой удается рассказать сложную историю, не скатываясь в мелодраматизм и не используя запрещенных приемов. В этом фильме отлично прописанные герои, которые достойно, даже стоически ведут себя перед лицом сложностей (прежде всего — персонаж Лядовой, которого ученики прозвали Танк). Сыгравшая Сашу Зинаида Ястржембская получила на фестивале награду за лучшую актерскую игру — но в не меньшей степени ее достойны Полина Цыганова, энергия которой оживляет этот фильм, и Елена Лядова в роли страдающей матери.

«Мусор»

Режиссер Никита Троценко

Лучшая режиссерская работа среди короткометражных фильмов

Кадр из фильма «Мусор»
Кадр из фильма «Мусор»

Тарас (Матвей Полевой) — победитель бильярдных турниров, который хамит соперникам и поклонникам, не принимает звонки от мамы и должен денег мафии. Однажды после пьянки он просыпается внутри мусорной машины, сотрудники которой, когда мусора станет много, должны включить пресс — тогда Тараса раздавит. Мусорщиков двое: новичок (Святослав Рогожан) и бывалый (Александр Баширов). От опытного напарника новичок получает не только инструкции, как управлять мусорной машиной, но и наставление, что мусорщики — это пчелки, которые собирают нектар города. Именно в их машину попадает Тарас.

На «Короче» в этом году была целая делегация учеников из последней мастерской Сергея Соловьева (самому режиссеру во время фестиваля могло бы исполниться 80 лет, в честь этого на «Короче» прошел вечер памяти). Никита Троценко — один из них, он снял фильм на основе реальной истории (запись звонка мужчины, попавшего в мусорную машину, звучит на финальных титрах). В фильме Троценко не две, а три сюжетные линии: кроме главного героя и мусорщиков в нем рассказано о сотруднице службы спасения, которая увидела на тесте на беременность две полоски. Все три истории любопытные, хотя они и соединены в один фильм отчасти механически. Мир, который создает Троценко, — загадочный, мистический, населенный ночными существами со своей философией. Поездка по городу с Башировым, который учит молодого напарника находить красоту в мусоре, — уже то, ради чего стоит этот фильм посмотреть.

«Последний фильм о любви»

Режиссер и сценарист Сергей Малкин

Лучший сценарий короткометражного фильма

Кадр из фильма «Последний фильм о любви»
Кадр из фильма «Последний фильм о любви»

Три подруги — Даша (Даша Кортелева), Женя (Женя Кузнецова) и Васса (Васса Бокова) — собираются вместе, чтобы отметить день рождения Жени. Но у Вассы совсем не праздничное настроение: ее только что бросил парень. Подруги стараются ее утешить, уверяя, что настоящая любовь обязательно найдется — возможно, даже этим вечером.

«Последний фильм о любви» (название ироничное — он не был последним даже на фестивале) — это разговорное кино, основанное на остроумных диалогах и комических сценках, есть даже шутка про Сарика Андреасяна. Диалоги удивительно меткие, особенно если учесть, что сценарий о жизни трех девушек написал мужчина. «Последний фильм о любви» ощущается как фрагмент из жизни героинь — он настолько живой и естественный, что хочется узнать, что же произошло у них дальше.

«Втроем», полный метр

Режиссер Александра Сарана

Кадр из фильма «Втроем»
Кадр из фильма «Втроем»

Дарья (Ирина Старшенбаум) — чиновница из пермского Минкульта бросает нелюбимого мужа, напивается в баре, а наутро просыпается в машине, которую ведет незнакомый мужчина (Сергей Кузнецов). Он напоминает Даше, что ее отправили в командировку по Пермскому краю — где-то от лица властей нужно открыть здание музея после ремонта, где-то — передать музыкальной школе баяны. На все вопросы Даши он отвечает, что она заплатила ему за то, чтобы он был ее водителем в этой поездке.

Первый приз фестиваля «Короче» вручили еще перед его началом, и он достался не актеру или режиссеру, а региону — Пермскому краю — за развитие кинопроизводства. Кто бы мог подумать, что лучший ромком за последнее время снимут именно там. Главная сила «Втроем» — в сценарии с отличными диалогами и действительно смешными шутками (чего стоит диалог после конкурса по метанию коровьих лепешек). При этом сценаристам удается избежать излишней приторности, которой грешат многие ромкомы. Это роуд-муви по сути разыграли двое актеров, и с ними действительно хочется отправиться в дальнюю поездку: Ирина Старшенбаум — замечательное кастинговое решение на роль чиновницы из краевого центра, а за карьерой дебютанта Сергея Кузнецова после этого фильма мы будем пристально следить. Истории главных героев развиваются во время поездки по Пермскому краю на фоне осенних пейзажей завораживающей красоты — и это лучшая тревел-реклама региона. В фильме есть всё, чтобы стать хитом, — осталось дождаться, когда он выйдет в прокат.

«Внимание!», короткий метр

Режиссер Семен Шомин

Кадр из фильма «Внимание!»
Кадр из фильма «Внимание!»

У главного героя (Шомин) — актера в провинциальном театре — черная полоса в жизни. Его не берут сниматься даже в сериалы про полицейских, а на сцене в театре он играет червей. Кризис еще заметнее на фоне того, что его жена, актриса в том же театре, делает успехи в режиссуре — ей поручили поставить новый спектакль. Когда главному герою предлагают сыграть в этой постановке не главную роль, а одного из трех коней (тех самых, которые уносят в звенящую снежную даль), он не выдерживает.

«Внимание» — режиссерский дебют актера Семена Шомина, который сам же сыграл в нем главную роль. Это фильм в жанре внутрицеховой шутки — возможно, не самой оригинальной, но едва ли на каком-то другом фильме этого фестиваля зал смеялся так много. Режиссера после показа упрекали за то, что это слишком «зрительское» (то есть рассчитанное на широкую публику) кино. Странно, впрочем, считать это недостатком: если бы награды вручало не жюри, а зрители, Шомин (судя по тому, как встречали фильм) вполне мог бы взять награду.

«Сафари», короткий метр

Режиссер Анастасия Соколова

Кадр из фильма «Сафари»
Кадр из фильма «Сафари»

Туристы приезжают в саванну, чтобы посмотреть на диких животных в их естественной среде обитания, — и оставляют после себя горы мусора. Животным, наевшимся пластиковых пакетов и бумажных оберток, становится плохо. Спасти их от гор мусора — и самой причины их появления — берется жук-навозник.

В конкурсе короткометражного кино на «Короче» показывали не только игровые, но и анимационные фильмы. «Сафари» Анастасия Соколовой — один из них. Это очень красочное, необычно нарисованное кино, которое, несмотря на яркий визуал, говорит о важной проблеме — загрязнении планеты. Говорит очень понятно, с юмором и — в отличие от многих других фильмов про эту проблему — без дидактики. И если выбирать между «Сафари» и фильмом «Говорит Земля» на ту же тему, который показали на «Короче» в полнометражном конкурсе, «Сноб» отдает свой голос за «Сафари».

«Я беру с собой», короткий метр

Режиссер Денис Лупандин

Фильм показан во внеконкурсной программе

Двое — мужчина и женщина — едут в машине и играют в «Я беру с собой в поход». Но веселый разговор прерывается, когда женщине звонят — сначала мужчина спрашивает, кто ей звонил, затем требует отдать ему телефон. А когда узнает, что ей — актрисе — предложили большую роль, требует отказаться и сидеть дома.

На фестивале «Короче» в этом году помимо основного конкурса короткометражек были и внеконкурсные программы, за которыми, впрочем, следить было непросто — показы шли параллельно с конкурсом полнометражных фильмов. Один из таких внеконкурсных фильмов — «Я беру с собой» Дениса Лупандина. Это черный-черный (и в прямом смысле тоже — герои едут ночью, и свет фар выхватывает из темноты дорогу) фильм про домашнее насилие, снятый на видеорегистратор. «Я беру с собой» буквально воплощает идею о том, что абьюзер — это совсем другой человек, не тот, с которым жертва была в нормальных отношениях раньше.

Автор: Екатерина Загвоздкина