«Чёрный кролик»/ Black Rabbit

с 18 сентября на Netflix

Удача наконец-то повернулась лицом к нью-йоркскому ресторатору Джейку Фридкену (Джуд Лоу). После восторженной статьи в The New York Times его бар «Черный кролик» стал невероятно модным заведением, куда с одинаковым удовольствием заглядывают и преуспевающие деятели совриска, и восходящие звезды хип-хопа. Добиться такого было непросто: Джейк буквально жил в своем баре, превращая его в место притяжения нью-йоркской богемы.

Внезапно в город решает вернуться мятежный старший брат Джейка — Винс (Джейсон Бейтман), наркоман и гемблер в завязке, некогда сбежавший из Нью-Йорка из-за долгов и оставивший после себя хаос в финансовой отчетности «Черного кролика», совладельцем которого он являлся. Несмотря на внушительный список грехов прошлого Джейк, скрепя сердце, решает принять блудного брата назад. Тем более что куда-то запропастилась своенравная звездная барменша «Черного кролика» Анна (Эбби Ли), место которой Винс с радостью занял.

Теперь воссоединившиеся братья Фридкены после угарной ночной смены в «Черном кролике» могут спокойно выпить и послушать unplugged Alice in Chains. В 1990-х они были многообещающим гранж-дуэтом и даже сейчас, в свои пятьдесят, не прочь тряхнуть стариной. Но, разумеется, все не то, чем кажется…

«Черный кролик» подкупает и умело подобранным саундтреком — помимо упомянутых гранжеров из 1990-х тут легко соседствуют The Strokes и Fontaines D.C., Pixies и Cold War Kids, — и неподдельной нуарной атмосферой со всеми обязательными ингредиентами: расцвеченные огнями ночные нью-йоркские пейзажи, затемненные лофтовые бары и увесистые барные стойки.

Джуд Лоу, как обычно, на высоте: в последнее время ему особенно удаются герои на изломе — посреди кризиса среднего возраста и на грани нервного срыва. А вот кто действительно удивляет, так это Джейсон Бейтман: бывшему комику неожиданно к лицу длинные гранжевые волосы, да и многослойная роль побитого жизнью, но неунывающего неудачника с тяжелым грузом психотравм из прошлого.

Благодаря убедительному дуэту Лоу и Бейтмана и нескольким по-настоящему непредсказуемым поворотам сюжета добрую половину сезона зритель смотрит на нерве — в напряжении, словно на краешке дивана, когда в любой момент может потянуть сквозняком из того самого «все не то, чем кажется».

Топ-10 выступлений на MTV Unplugged: легендарное музыкальное шоу выходит в современный стриминг 

«Подноготная»/ The Lowdown

с 23 сентября на FX

Искрометный бенефис Итана Хоука, который пару лет назад намекнул, что подумывает завязать с актерством. Но чем отчетливее на горизонте маячит отдых, тем бодрее он набирает обороты — и, кажется, останавливаться не собирается. Только за эту осень фильмы с ним выходили с таким постоянством, что только успевай смотреть: сиквел «Чёрного телефона», «Голубая луна» Ричарда Линклейтера и, конечно же, вишенка на торте — этот мини-сериал.

«Подноготная» — ещё один стильный неонуар в нашем списке, только на этот раз действие разворачивается не в чопорном Нью-Йорке, а в провинциальной Оклахоме — в городе Талса с его сомнительной репутацией. Хоук играет принципиального журналиста-расследователя Ли Рэйбона, который упрямо идет против местной системы — коррупции, невежества и аппетитов власть имущих.

Вечно похмельный и побитый жизнью (а порой и мелкими бандитами с нацистскими замашками), Рэйбон держит убыточный книжный магазин и едва сводит концы с концами — но это не мешает ему снова и снова ввязываться в опасные истории. В завязке «Подноготной» его настораживает самоубийство эксцентричного представителя влиятельной семьи Уошбергов (Тим Блейк Нельсон). Слишком уж удобно эта смерть ложится в интересы вдовы (Джин Трипплхорн) и брата покойного, который метит в губернаторы (Кайл Маклоклен). А сам умерший, будто назло здравому смыслу, регулярно выходит с Рэйбоном на связь — сюрреалистических деталей здесь хватает.

Рэйбон начинает собственное расследование и, по законам жанра, довольно быстро подбирается к самым высоким кабинетам — и не только к ним.

«Медленные лошади»/ Slow Horses

Сезон 5

с 24 сентября на Apple TV+

В пятом сезоне «Медленных лошадей» команда исключительно невезучих агентов MI5 под предводительством неряхи-гедониста Джексона Лэмба (Гари Олдман) продолжают всё так же спасать родную Британию от зловещих сил, путаясь в хитросплетениях мирового шпионажа.

Новая глава похождений Джексона Лэмба и его агентов-неудачников вышла гораздо более игривой и беззаботной, чем её предшественники, так что в наше непростое время очень серьёзных новостей это — разумная доза легкомыслия. И будто чтобы подчеркнуть, что это они так специально, создатели пригласили на одну из гостевых ролей Ника Мохаммеда, звезду «Теда Лассо», главного ситкома 2020-х.

Завязка у новых похождений медленных лошадей, как всегда, хитросплетённая. На этот раз Лэмб и его команда пытаются найти связь между участившимися в британской столице подозрительными происшествиями и тем фактом, что у самого нелепого представителя «Слау-Хауса» (Slough House) — айтишника Родди, мнящего себя ловеласом (Кристофер Чунг), — внезапно завелась девушка модельной внешности.

«Оно: Добро пожаловать в Дерри»/ IT: Welcome to Derry

с 26 октября на HBO Max

Главное событие прошедшего хэллоуинского стримингового сезона. Приквел хоррор-дилогии «Оно» (2017–2019), снятой по одноимённому роману Стивена Кинга — одному из самых увесистых в библиографии короля.

Разработкой сериала занимался режиссёр оригинальной кинодилогии Андрес Мускетти, он же снял первые четыре эпизода. Создатели приквела обещают раскрыть тайну возникновения зловещей сущности, убивающей детей в городке Дерри, — клоуна Пеннивайза, роль которого снова исполняет Билл Скарсгард.

События сериала не были описаны в кинговском бестселлере, но в качестве отправных пунктов для историй, разворачивающихся в «Добро пожаловать в Дерри», сценаристы использовали так называемые главы-интерлюдии из романа. Действие этих интерлюдий происходит в разные десятилетия прошлого века с периодичностью в двадцать семь лет — именно столько длится спячка у Пеннивайза, после которой злодей просыпается и начинает творить свои бесчинства.

Каждый раз пробуждение монстра сопровождается какими-то катастрофическими событиями. Причём сам Пеннивайз не принимает участие в этих кровавых событиях — их творят сами жители Дерри, но, по задумке Кинга, зловещая сущность подталкивает их к этим жутким действиям. Речь, в частности, идёт о взрыве на металлургическом заводе на пасхальной неделе в начале прошлого века, безжалостном линчевании добропорядочными горожанами гангстерской банды во времена Великой депрессии и пожаре в клубе для чернокожих солдат «Чёрное пятно».

В планах создателей «Добро пожаловать в Дерри» — три сезона, события каждого из которых будут развиваться в определённый год цикла Пеннивайза, а в их основе будет лежать одна из вышеперечисленных интерлюдий. Так как в дилогии Мускетти время действия по сравнению с романом-первоисточником сдвинулось на тридцать лет — с 1958 года на 1988-й, то и в сериале вся хронология интерлюдий-флэшбеков тоже изменилась: события первого сезона разворачиваются в 1962-м, а сюжеты второго и третьего, соответственно, будут развиваться в 1935-м и 1908-м.

“Есть очень важная причина, почему мы решили рассказывать эти истории в обратном хронологическом порядке”, — интригует Мускетти в интервью Collider. — “Финал первого сезона опустошит вас. Всё не то, чем кажется.” Судя по издевательскому шокеру в пилотном эпизоде приквела, который поверг многих зрителей в состояние ступора, режиссёр способен как следует удивить. Осталось только дождаться выхода всех трёх сезонов, чтобы оценить задумку в полной мере.

Итак, действие первого сезона «Добро пожаловать в Дерри» происходит за 27 лет до событий первого фильма экранизации Мускетти — в 1962 году. В центре сюжета — семья 12-летнего Уилла Хэнлона (Блейк Кэмерон Джеймс), переехавшая в проклятый Дерри. Отца мальчика, майора авиации Лероя Хэнлона (Джован Адепо), перевели служить на местную военную базу для участия в некоем секретном задании. Незадолго до приезда семейства Хэнлонов в городке начинают твориться очень странные дела — бесследно исчезает проблемный одиннадцатилетний Мэтти (Майлз Экхардт), а его единственная подруга Лилли (Клара Стэк) начинает слышать его голос прямо из слива ванны. Похоже, Пеннивайз снова проснулся и взялся за своё…

«Одна из многих»/ Pluribus

с 7 ноября на Apple TV+

Большое стриминговое событие уходящего 2025-го — первый за десять лет новый проект Винса Гиллигана, создателя «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». В нём шоураннер, начинавший как постоянный сценарист «Секретных материалов», возвращается к своим корням — жанру эксцентричного и сатирического сай-фая. Сюжет сериала строжайшим образом хранился в секрете до последнего — даже название нового детища Гиллигана было обнародовано незадолго до премьеры.

То, что Гиллиган и компания так усердно скрывали, оказалось эксцентричной и в некотором роде абсурдистской мультижанровой антиутопией, снятой в фирменном неторопливом темпе и рассказывающей об идеальном мире, в котором благодаря инопланетному вирусу все внезапно стали счастливыми, невероятно благожелательными, уступчивыми и совершенно не интересующимися личной наживой. Все, кроме главной героини сериала — циничной и разочарованной во всех и всем успешной писательницы женских романов Кэрол Стурки (Рэй Сихорн из «Лучше звоните Солу»).

Вечно хмурая и всем недовольная Кэрол вступает в открытый конфликт с внезапно осчастливленным человечеством, отчаянно пытаясь вернуть всё как было. Дружное человечество с радостью идёт на контакт с аутсайдершей, выдавая ей всё, что нужно по первому требованию. В том числе и почти любую информацию — заражённые, видите ли, совершенно не умеют врать. Героиня вскоре выясняет, что таких, как она — не заразившихся инопланетным вирусом счастья — на планете осталось ещё двенадцать человек. Но — о ужас — все они более чем довольны сложившейся ситуацией, каждый по-своему эксплуатирует новую реальность.

Очевидно, чтобы подчеркнуть состояние героини, в финале двухчасовой премьеры «Одной из нас» звучит кавер-версия песни Джона Леннона «Nobody Told Me» на турецком. В оригинале в тексте посмертного сингла Леннона, среди прочего, есть строчки: «Все болтают без умолку, но не слышно ни одного слова / Все занимаются любовью, но всем плевать друг на друга / Каждый день наполнен событиями, но на самом деле ничего не происходит / В небе над Нью-Йорком зависло НЛО, и я почему-то не удивлён / Никто не предупредил меня, что наступят такие времена». Леннон как всегда актуален как никогда.

Главная интрига «Одной из нас» заключается в том, что не вполне понятно, к чему клонят создатели сериала — на чьей они, собственно, стороне и не является ли Кэрол антагонисткой. По словам самого Гиллигана, на определённом этапе работы над проектом их сценарная комната раскололась на два противоборствующих лагеря. Среди авторов было двое сценаристов, каждый из которых придерживался полярной точки зрения. «Каждый из них семи пядей во лбу, и я невероятно уважаю обоих, — признаётся шоураннер. — Однажды один из них сказал: “Я начинаю думать, что то, что случилось с человечеством, — это и есть рай. Это вовсе не что-то плохое”. А другой ему отвечает: “Ты с ума сошёл? Это же сущий кошмар! Невозможно поверить, что кто-то в здравом уме по собственной воле сделала бы с собой такое”». Я слушал их и понимал, что они не злились друг на друга. Это был вдохновенный — не озлобленный — спор. Оба были уверены, что правы. Было восхитительно слушать их перепалку, и это именно тот результат, которого я добивался. «Я считаю это своей победой».

«Очень странные дела»/ Stranger Things

Сезон 5

c 26 ноября на Netflix

От апокалиптического финала четвертого сезона «Очень странных дел» в начале финальной главы главного хита Netflix не осталось и следа. Жизнь продолжается — несмотря на гигантский разлом, открывший проход из городка Хоукинс, где разворачиваются события сериала, в так называемую Изнанку — параллельное измерение, созданное злодеем Векной. На небе по-прежнему светит солнышко, а в молодых организмах так же бурлят гормоны. Все заняты своим делом.

Робин и Стив (Майя Хоук и Джо Кири) теперь работают на местной радиостанции, где крутят жизнерадостную классику лейбла Motown — лучезарные хиты юного Майкла Джексона и Дайаны Росс.

Джейн «Одиннадцать» Хоппер (Милли Бобби Браун) косплеит юного Джоша Бролина из восьмидесятнического блокбастера «Балбесы» и неуклюже бегает по полосе препятствий, заботливо сконструированной ее приемным отцом — экс-шерифом Хоукинса Джимом Хоппером (Дэвид Харбор).

Заметно вымахавшие друзья Майк, Уилл, Лукас и Дастин (Финн Вулфхард, Ноа Шнапп, Калеб Маклафлин и Гейтен Матараццо) всё так же продолжают противостоять школьным буллерам. Особенно преуспевает в этом последний — ему и достается больше всех.

Но не стоит обманываться такой повседневной оберткой Хоукинса: под ее поверхностью, как и прежде, творятся очень странные дела. В Изнанке теперь окопались военные во главе с доктором Кей (Линда Хэмилтон) — железной леди, которая не остановится ни перед чем, чтобы изловить Одиннадцать.

Жизнерадостная Дайана Росс по радио — это специальное зашифрованное послание, запускающее очередную вылазку Хоппера в Изнанку: цель — найти убежище Векны. Одиннадцать бегает в шортах поверх трико тоже не просто так — чтобы в будущем помогать Хопперу в его непростом деле. Дастин, разумеется, тоже не получает удовольствия от взбучки, которую ему устраивают школьные футболисты на могиле металлиста Эдди (Джозеф Куинн), погибшего в Изнанке в финале предыдущего сезона. Лучше всех устроился в новых условиях ушлый Мюррей Бауман (Бретт Гельман): он заделался контрабандистом и ловко проходит через военные кордоны в Хоукинсе, который теперь изолирован от всего остального мира.

Пятый сезон «Очень странных дел» пришлось ждать так долго, что создателям сериала потребовалось приложить немало усилий, чтобы сделать взросление юных актеров максимально незаметным. Продюсер сериала Шон Леви уверяет, что для этого не использовались возможности ИИ, но у любителей теорий заговора, понятное дело, на этот счет есть свое мнение.

Однако ожидание явно стоило того. Первая часть финального сезона вызвала нешуточный ажиотаж — причем не только на фанатских сайтах, но и там, где обычно собираются ценители «настоящего кино». Похоже, мы имеем дело с последним сериалом уже ушедшей эпохи престижного ТВ — тем, который с одинаковым удовольствием смотрят и массовый зритель, и киноинтеллектуалы.

Запоздалый последний вздох высокобюджетного сериалостроения получился по-настоящему впечатляющим — громким и протяжным. Ведь пока что это еще не конец. Что будет дальше в «Очень странных делах», увидим на католическое Рождество и в Новый год: именно тогда закончится история, растянувшаяся в нашей реальной жизни на целых десять лет.

Автор: Роман Дранников