У ваших фильмов есть четкий визуальный стиль: как вы работали с командой операторов и монтажёров?

Оператор Ким У-хён снимал мой сериал «Маленькая барабанщица» (2018), а с режиссёром монтажа Ким Сан-бомом я сотрудничаю уже больше двух десятилетий. Вообще, монтажом моего первого фильма «Луна — мечта солнца» (1992) занимался отец Сан-бома, Хи-су, а теперь сын Сан-бома трудится у нас в команде в качестве ассистента по монтажу. Я работаю с обоими департаментами с самого начала производства и делаю подробный сториборд, в который уже заложен монтаж.

В основе фильма — роман «Топор» Дональда Уэстлейка, вышедший в 1997 году: как вы адаптировали оригинальную историю под современного зрителя?

Истории о людях, которые боятся потерять работу и семью, существовали множество лет, единственное отличие нынешней ситуации от положения дел столетней давности — раньше людям приходилось соревноваться между собой, с другими людьми, а сейчас появились способные их заменить ИИ и роботы. Мне хотелось как можно сильнее подчеркнуть связанное с этим чувство опустошения, доводящее до желания убить соискателя на вашу должность. Особо ярко эту проблему отражают две последние сцены в «Методе исключения», где Ю Ман-су покидает завод по производству бумаги в сопровождении роботов, и потом мы видим машины, которые срезают деревья и очищают их. Мне хотелось снять их будто бы в жанре сай-фай.

Вы очень точно отразили, насколько болезненно ощущается «падение» человека, привыкшего к сытой и богатой жизни. Ю Ман-су — типичный представитель среднего класса.

В «Методе исключения» видно, что произошло с семьёй после тринадцати месяцев безработицы отца, рассчитывающего, что он найдёт новое место за три месяца. За это время его семья была истощена, и это подтолкнуло Ман-су к мыслям о том, что у него нет другого выбора, и он обязан пойти на преступление. Мне кажется, что мы должны посмотреть на идею «отсутствия выбора» с критической точки зрения: мужчина мог бы заняться чем-то другим, физическим трудом, чтобы прокормить семью. Ман-су знает, что можно жить по-другому, но он не хочет по нескольким причинам: во-первых, он, как настоящий художник, заворожён процессом производства бумаги; во-вторых, он хочет сохранить привычный ему образ жизни.

На протяжении фильма мы видим, как меняется характер героя, и его трансформации отлично отображают сцены убийств. Первое убийство выполнено в комедийном жанре слэпстик; второе исполнено хладнокровно; третье в чём-то напоминает истории о «Техасской резне бензопилой» (1974).

В индустрии производства бумаги Ю Ман-су — огромный профессионал, но он ничего не смыслит в профессии киллера, ему нужно приобрести новые навыки, чтобы вернуться обратно в седло. Первое убийство Ман-су даже совершает не своими руками, так что ему повезло, что оно состоялось. Я не согласен с тем, что второе убийство было «хладнокровным» — он заставил себя нажать на курок, почти не сделал выстрел. А третье убийство уже было детально продумано, идеальное преступление. Так что Ман-су правда меняется, и это можно чётко заметить в разговоре с сыном, которого забрали на допрос в полицию. Ман-су даёт очень странный совет и говорит ему лгать во время дачи показаний, потому что мужчины якобы должны защищать женщин. Надо отметить, что Ман-су становится всё более и более уверен в себе, и происходящие события доказывают, что он обычный человек.

Вместо того чтобы выместить злость на владельцах компании и бороться с ними, Ман-су выбирает в качестве цели других безработных, таких как он, мужчин. Сейчас выходит много произведений, посвящённых классовой борьбе и ужасам капитализма. С каким чувством вы хотели бы, чтобы зритель покинул кинотеатр?

В моём фильме «Сочувствие господину Месть» (2002) я рассказал историю преступника, который хотел украсть ребёнка своего босса, но случайно взял в плен соседнего мальчика. В «Сочувствии господину Месть» гнев направлен в сторону работодателя, уволившего своего сотрудника — в «Методе исключения» на таких же соискателей, и в кино даже есть диалог, подчёркивающий нелогичность подобного мышления. В самом начале Ман-су готовит речь американскому менеджеру и говорит, что не будет бороться со своими подчинёнными, потому что они ему не враги. Я думаю, что при просмотре кино многие почувствуют, что какой бы сюрреалистичной ни казалась ситуация, для Ман-су все принятые им решения абсолютно логичны. По моему мнению, логичность поступков персонажа — это лучшее в оригинальном романе. Этот конфликт, в котором работники направляют оружие друг на друга, очень реалистичен, и в моём сердце он откликается.