
«Мы нашли ту самую грань между реалистичностью и теплом». Художник по костюмам Александра Филимонова
Вам достаточно было личных воспоминаний, чтобы передать атмосферу начала нулевых?
В первую очередь я, конечно, исходила из опыта собственной юности: я поступила в Театральный художественно-технический колледж в 2002 году, и именно начало двухтысячных — это время, когда формировались наши герои-подростки. И важным источником вдохновения стали личные воспоминания, переживания; очень хотелось создать мир, который был бы не только визуально достоверен, но и передавал эмоциональный фон того времени — ту смесь юношеской веры в счастливое будущее и ощущения, что за спиной сгущаются сумерки жизни, с её русской хтонью и надрывом.
Также я обращалась и к визуальным референсам: к фотографиям и фильмам – например, «Брат», «Брат 2», «Бумер» и сериалу «Эрик» с Бенедиктом Камбербэтчем. В этих работах очень точно воссоздан мир бездомных людей. Тысячи фотографий бездомных, которые я пересмотрела в разных источниках, буквально объяснили мне их технику — как они одеваются, чтобы нигде не продувало, чтобы было тепло, многослойно, с этим эффектом «капусты».
Что было самым сложным — найти подлинные вещи эпохи или стилизовать их под современный экран?
Скорее — стилизовать под современный экран. У всех наших главных персонажей — ребят-подростков, у Компота, у героев Пети, Антона, Слона, а также у героев, которые участвовали в драках, поездках, перестрелках — должно было быть по нескольку дублей костюмов. Иногда это доходило до трёх–пяти полных комплектов на одного персонажа.
Поэтому часть вещей мы шили, часть покупали и уже адаптировали под эстетику нулевых. Практически всё, что попадало в кадр, проходило через руки художников-фактуровщиков — они буквально «убивали» костюмы до нужного состояния — лёгкая засаленность, потёртости, въевшаяся пыль улиц. Это невозможно было нарисовать краской — это фактура, прожитая тканью.
Мы много покупали на Avito, искали детали на киноскладах, брали вещи в аренду, чтобы достичь нужного сочетания подлинности и кинематографичности. И, конечно, нам повезло — как раз в тот момент в моду начали возвращаться нулевые, и это сильно помогло. Оставалось лишь «состарить» вещи, подшить или перешить, потому что даже привычные джинсы того времени отличались — в длине, ширине, в самой посадке. Так что современная мода стала нашим союзником, но весь труд состоял в том, чтобы сделать эти вещи не просто стилизацией, а живыми, настоящими, будто они уже прожили в кадре свою жизнь.
Как вы определяли стиль Птахи? Есть ли у него «фирменная» деталь?
Птаха — это тот тип ребят, которых я очень хорошо помню из своего подросткового времени. Они были одновременно близкие и немного опасные, в них чувствовалась энергия, дерзость, уязвимость — всё сразу. Я словно знала его с детства.
Вдохновением послужили реальные образы тех «классных парней» и хулиганов, которых я встречала тогда: у них часто был свитер «лапша» широкой вязки с горизонтальной полосой посередине — именно такая деталь стала для нас символической, фирменной. К ней добавилась куртка и шапка, и из этих элементов постепенно сложился целостный образ.
На примерках этот вариант нам понравился, но ещё не «зазвучал» так сильно. А когда актёр вышел в этом костюме на площадку, со своими героями-друзьями, всё ожило. И этот образ стал одним из самых любимых у Птахи.