Одиссей, Медея и Орфей: современное прочтение древнегреческих мифов в кино
«Возвращение Одиссея» (2024)
Режиссер: Уберто Пазолини
Уходя на Троянскую войну, Одиссей (Рэйф Файнс) не предполагал, что снова окажется дома только через 20 лет. Вернувшийся в родную Итаку царь видит, что на родине многое изменилось, его жена Пенелопа (Жюльет Бинош) является пленницей в собственном доме. Единственное, чего Одиссей хочет теперь, — защитить свою семью и подарить мир любимой жене.
«Возвращение Одиссея» — это третий совместный проект Рэйфа Файнса и Жюльет Бинош. Ранее они играли вместе в фильмах 1990-х — «Грозовом перевале» и «Английском пациенте». Несмотря на то что с тех пор прошло около 30 лет, экранная химия между актерами никуда не делась. Вместо чудовищ в версии Уберто Пазолини Одиссей сражается с обидчиками семьи — тема семейная также была в фокусе режиссера, когда он работал над фильмом «Один на один». Мировая премьера «Возвращения Одиссея» состоялась на кинофестивале в Торонто — там картину высоко оценили критики.
«Я — капитан» (2024)
Режиссер: Маттео Гарроне
Сенегальские подростки понимают, что на родине у них нет будущего, поэтому в попытке обрести лучшую жизнь сбегают из дома в Европу. Путь к мнимой мечте полон опасностей и лишений: суровая пустыня, беспощадное море, коррумпированная полиция, жестокие преступники — с чем только не столкнутся подростки, чтобы стать ближе к мечте. Преодолевая опасную дорогу через полконтинента туда, где «холодно» и «люди спят на улице», парни сталкиваются с адом наяву, но при этом умудряются не сломаться.
Переложенный на новый лад миф о дальнем странствии Одиссея говорит не о возвращении на родину, а о побеге вовне, на так называемую новую родину: именно так поступают тысячи африканцев, направляющиеся в Старый Свет. За стремление понять чувства нелегалов режиссер Маттео Гарроне получил международное признание: «Я — капитан» номинировали на «Оскар» («Лучший фильм на иностранном языке») и «Золотой глобус», а также вручили несколько значимых призов Венецианского кинофестиваля, включая Серебряного Льва за лучшую режиссуру.
«Химера» (2023)
Режиссер: Аличе Рорвахер
Археолог Артур (Джош О’Коннор) и по совместительству расхититель гробниц обладает необычным даром: он чувствует где спрятаны ценности. Вместе с бандой кладоискателей ему удается выйти на раскопки, но если цель подельников — разбогатеть, то сам Артур ищет вход в загробный мир, чтобы встретиться с ушедшей возлюбленной. Прошлое и будущее, реальное и фантазийное, мирское и возвышенное, живое и потустороннее, совестливое и алчное — путь будет зыбким, как во сне.
Рорвахер снимает кино как бы между: в нем искусство перемешивается с бытом, вопросы о вечном — с мирскими заботами. Так, античные мифы об Орфее, Ариадне, история Данте и Беатриче воссоздаются на фоне колоритного итальянского городка 1980-х, где каждый вынужден зарабатывать на жизнь тем способом, который знает. А прустовские воспоминания и ускользающее время соседствуют с дурачеством, эксцентричным карнавалом и ускорением ритма на манер черно-белых комедий. Живописнейший магический реализм.
«Медея» (2021)
Режиссер: Александр Зельдович
Почти построчная экранизация трагедии Еврипида с поправками на современность — это новая трактовка «древнегреческого мифа о женщине, доведенной до грани одиночеством и предательством», где Медея (Тинатин Далакишвили) предстает одержимой любовью инфантилкой. Болезненная потеря заставляет ее искать новый смысл жизни, но вместо того, чтобы заниматься делом, она тратит время на деструктивный — зато потрясающе срежиссированный — беспорядочный секс.
Играя Медею, Тинатин Далакишвили излучает совершенно жуткую энергию — чистое безумие. Уравновешивают пугающий душевный дисбаланс героини изумительной красоты тихие статичные пейзажи. Прием высоко оценили в Локарно и наградили «Медею» «за эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики», а также «за эстетическую скрупулезность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста».
«Орфея» (2020)
Режиссер: Хавн
Орфей проваливает экспедицию в Аид, но судьба дает возлюбленным новый шанс, правда, для этого Орфей и Эвридика меняются полами. Отныне он — Эвридико, она — Орфея. И теперь он вынужден оставаться в подземном царстве, пока его не спасет из заточения возлюбленная. Но классический древнегреческий миф — лишь основа этого причудливого киноэксперимента. Сквозь призму узнаваемого сюжета автор рассуждает о культуре в широком смысле.
Постмодернистское полотно Хавна, представленное на 70-м Берлинском кинофестивале, сложно назвать интерпретацией знакомого мифа — скорее это поэтическое средство. Зритель видит события глазами Орфеи, которая комментирует свой спуск в царство мертвых. Действие при этом буквально разворачивается в съемочных павильонах и тесных помещениях. Уловить заложенные смыслы в фильме, тяготеющем к эстетике видео-арта, проблематично, но, кажется, все понятно без слов.