Острый вкус дикого васаби. Новый фильм Рюсукэ Хамагути «Зло не существует»
Одним абзацем
Титр с синим названием фильма «Зло не существует», где частица «не» окрашивается в красный, отражает основной мотив произведения: люди стремятся к добру и свету, но темная часть всегда будет в них жива. Экологический конфликт, развернувшийся вокруг постройки глэмпинга в горах, вскрывает устройство человеческого общества — жертвы своих собственных действий. Защищающие деревню от вредного строительства жители будто бы обрели счастье и гармонию, но режиссер Рюсукэ Хамагути показывает, что в глубине души они не счастливы, а лишь сбежали от вызовов жизни и боли куда подальше. В предыдущей картине Хамагути «Сядь за руль моей машины» от тяжелой травмы нельзя было избавиться — только принять и разделить ее с другими. В «Зло не существует» автор демонстрирует, что происходит с людьми, которые пытаются укрыться от самих себя. Их ждет бездонное чувство печали, которое может привести к саморазрушению и агрессии.
Подробно
Холодное солнце пробивается через мутное зимнее небо, его мягкой силы хватает, чтобы создать лунку посреди замерзшего горного озера. Неподалеку от водоема живет девочка Хана (Рэи Нисикава) с папой-лесником Такуми (Хитоси Омика): каждое утро он набирает из ручья воду и развозит ее жителям близлежащей деревни. Кристально чистая вода — одно из главных достояний поселения и камень преткновения в переговорах о строительстве глэмпинга. Промоутеры бизнеса по постройке лесного лагеря сообщают, что септик будет очищать 90% отходов, а остальные 10 якобы не сильно повлияют на экологию. На общей встрече Такуми вместе с соседями прямолинейно объясняет, как строительство испортит воду, уничтожит тонкую гармонию места, ставшего пристанищем для одиноких людей.
Рюсукэ Хамагути стал мировой звездой после того, как его предыдущая картина «Сядь за руль моей машины» (2021) сначала получила приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, а потом была награждена премией «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В тончайшей драме Хамагути показал, как два одиноких незнакомца становятся самыми близкими людьми и и помогают друг другу пережить тяжелое чувство потери. «Зло не существует» также пропитано глубокой меланхолией, спрятанной за почти безэмоциональными лицами деревенских жителей.
В новой работе Хамагути усовершенствовал свой поэтический язык и сообщает все важное о героях почти без слов и жестов. Хотя основная сюжетная линия посвящена экологическим спорам о вреде кемпинга, параллельно режиссер развивает драму поиска духовного спокойствия. Медленно тающий снег, застывшие в ожидании весны деревья, тишина горного поселения — спокойствие места иногда разрешается выстрелами в воздух, неподалеку охотники выслеживают оленей. Идеальная гармония так близка, но всегда чего-то не хватает. Через пейзажи, фоновые звуки и прекрасный саундтрек Эйко Исибаши режиссер передает внутреннее состояние людей, застывших в ожидании катастрофы.
Особый статус городка Такуми вместе с соседями объясняет во время презентации пиарщиков: оказывается, что деревня появилась после Второй мировой войны, государство выделило землю переселенцам для освоения. О том, кем же были родители Такуми, ничего не известно, важен факт сакральности места, статус созданного их руками убежища. Там каждый спасается от зла. Такуми спрятался в глубине леса от прошлого: о его супруге напоминают фотография, пианино и отказ вдовца от алкоголя.
Не только у каждого жителя своя тяжелая травма, но и у пиарщиков, приехавших в деревню и задумывающихся о переезде в провинцию. Всего в одной краткой сцене Рюсукэ Хамагути удается раскрыть их характеры: 30-летний Такахаши работал десять лет менеджером артистов и выгорел, сейчас безуспешно ищет жену, а его напарница Маюзуми была сиделкой, перешла в другую отрасль и остается в индустрии «моральных уродов».
Рюсукэ Хамагути интересуют темные пятна в человеческой психике, ее непостижимость и загадочное стремление к жестокости. В «Сядь за руль моей машины» один из персонажей, известный актер Кодзи (Масаки Окада), до смерти избил фаната, хотя со стороны казался самым обычным красавцем с обложек журналов. В «Зло не существует» долгий разговор вокруг очищения отходов в глэмпинге — это метафора человека, стремящегося к недостижимому идеалу. Хамагути показывает, настолько это желание очиститься и достичь абсолютной гармонии на деле выражает агрессивный страх людей перед жизнью, порой неидеальной и некрасивой, как отходы в септике. Пока взрослые суетятся и спорят, к решению всех проблем пришла девочка Ханна — она сама возвращается из школы, идя до дома через огромный лес. За это отец злится на Ханну, не догадываясь, что ребенок интуитивно нашел путь к освобождению от бремени жизни и зла — нужно исчезнуть и раствориться в пространстве.