Специальный приз и награда от Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI)

«Семя священного инжира», режиссер Мохаммад Расулоф

Кадр из фильма «Семя священного инжира»
Кадр из фильма «Семя священного инжира» Фото: arte France Cinéma

Главным фаворитом критиков стал иранский фильм «Семя священного инжира» Мохаммада Расулофа, который лидирует в престижной таблице издания Screen Daily. Незадолго до начала смотра Расулоф чуть не попал в тюрьму: за отбор его картины Каннским кинофестивалем режиссера приговорили к восьми годам тюрьмы, но он успел покинуть страну. Внимание властей Ирана к произведению понятно — «Семя священного инжира» снято на политическую тему и показывает реалии протестов 2022 года, вызванных убийством в полиции 22-летней девушки Махсы Амини. 

В фокусе произведения семья чиновника Имана (Миссаг Зарех), чья жизнь превращается в ад после повышения до звания следователя. Он думал, что будет приносить пользу обществу, а вместо этого по приказу сверху подписывает сотни смертных приговоров в день. От новой работы страдает не только Иман, но и его близкие, прежде всего дочери, занимающие четкую антиправительственную позицию. «Семя священного инжира» может показаться классической социальной драмой, где семья разваливается из-за разногласий, но Мохаммад Расулоф создал психологический триллер. 

Иман получает служебное оружие, которое одной ночью исчезает из прикроватного шкафчика. Под подозрением оказываются все женщины семьи. Чтобы найти виновного, «все методы хороши». Из-за безумной паранойи главный герой с хладнокровной жестокостью допрашивает близких. Детальное изучение характеров, эволюция героев и трансформирущийся из одного жанра в другой сюжет выделяют работу Мохаммада Расулофа на фоне многих иранских фильмов, например «Вычитание» Мани Хагиги, предпочитающих через склоки между супругами шептать о проблемах в стране. Смелость Расулофа перед цензурной машиной Ирана достойна уважения, а художественный уровень картины — высших наград, некоторые из которых ей все же удалось заполучить.

Приз за лучшую женскую роль

Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес и Адриана Пас, «Эмилия Перес»

Кадр из фильма «Эмилия Перес»
Кадр из фильма «Эмилия Перес» Фото: Why Not Productions

Изредка Каннский кинофестиваль награждает в номинации не одного актера, а сразу целый ансамбль. В случае «Эмилии Перес» Жака Одиара лауреатами стали четыре актрисы: Карла София Гаскон, Зои Салдана, Селена Гомес и Адриана Пас. Это решение жюри можно назвать сомнительным, так как певице Селене Гомес досталась роль второго плана, не предполагающая от исполнителя пластичности в игре. 

Главная звезда картины — актриса Карла София Гаскон, играющая мексиканского наркобарона Хуана дель Монте, который решил наконец-то уйти из бизнеса, зажить своей жизнью и взять имя Эмилии Перес. Историю фантастической женщины Одиар облек в форму мюзикла, где юристка Рита (Зои Салдана) помогает бывшей мафиози загладить грехи и основать компанию по поиску пропавших людей. 

Карле Софии Гаскон нужно было сыграть человека с новой внешностью, помнящего повадки себя прошлого, показать их не только голосом, но и всей физикой тела. На фоне Гаскон блекнут другие исполнительницы, но это не помешало жюри разделить приз на четырех человек. 

Приз за лучшую мужскую роль

Джесси Племонс, «Виды доброты»

Кадр из фильма «Виды доброты»
Кадр из фильма «Виды доброты» Фото: Element Pictures

«Черная» комедия Йоргоса Лантимоса «Виды доброты» — одна из главных премьер Каннского смотра не только из-за звездного каста (кроме Джесси Племонса в ролях Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли и Хонг Чау), но и из-за прошлогоднего триумфа режиссера на Венецианском кинофестивале с сатирической комедией «Бедные несчастные». 

В «Видах доброты», разделенных на три новеллы, одни и те же актеры играют разные роли. Так Племонсу досталось амплуа работника крупной фирмы, который по приказу шефа должен попасть в аварию и убить водителя-курьера, полицейского, и одного из двух скаутов секты, ищущей пророка.

По стилю «Виды доброты» напоминают более ранние проекты Йоргоса Лантимоса, например «Лобстера», где на артистах будто надеты маски, через которые лишь изредка пробиваются нервные эмоции. Поэтому победа Джесси Племонса в номинации — очень спорная. Все-таки профессионализма в игре от исполнителя требовалось немного. Возможно, объяснить такое решение жюри можно скупостью интересных мужских работ в конкурсе, в котором доминировали яркие женские бенефисы.

Приз за лучший сценарий

«Вещество», режиссер и сценарист Корали Фаржа

Кадр из фильма «Вещество»
Кадр из фильма «Вещество» Фото: Universal Pictures

Хоррор француженки Корали Фаржа, снимающей в США, выстроен по всем законам фильмов о наркотиках: герой пробует по чуть-чуть, но затем идет во все тяжкие и уничтожает себя. В «Веществе» роль опасной субстанции выполняет шприц с зеленой жидкостью, укол которой вырастит из старого тела человека новое и молодое. 

На эксперимент идет Элизабет (Деми Мур). Когда-то она была голливудской звездой, но сейчас ее из-за возраста выгоняют с утреннего фитнес-шоу. Отчаявшаяся женщина впрыскивает под кожу странную материю, и мутировавший организм порождает Сью (Маргарет Куолли). Залогом ее существования является еженедельное переключение между двумя оболочками и подкармливание аватара спинной жидкостью оригинала. Конечно, жить семь дней в ожидании и другие семь дней наслаждаться молодостью — огромный вызов терпению, который Элизабет не проходит, а потому позволяет Сью эксплуатировать «старое» тело. 

Анализируя сюжетную структуру «Вещества», сложно сказать, чем же особенным с точки зрения текста выделяется работа Фаржа среди других. Может быть, в этом году приз за сценарий — это утешительная награда очень достойной жанровой картине, которой из-за «попсового» звучания побоялись дать что-то большее.

Приз за лучшую режиссуру

«Большое путешествие», режиссер Мигел Гомеш

Кадр из фильма «Большое путешествие»
Кадр из фильма «Большое путешествие» Фото: Cinémadefacto

Каждый год в основной конкурс Канн отбирают один фильм автора-интеллектуала. В прошлом году место занял Ван Бин с лентой «Молодость (весна)». В этом году — португалец Мигел Гомеш. Его игровое произведение «Большое путешествие» посвящено жениху Эдварду (Гонсалу Уоддингтон) и его невесте Молли (Кристина Альфайате): в первой части мужчина сбегает от своей любимой и ездит по странам Азии, а во второй она преследует его и рассказывает каждому встречному, что избранник ее не бросил, а просто отлучился. 

Любопытно, как оформляет Гомеш обычную мелодраму: иногда повествование ведется от лица будто книжного чтеца, заполняющего пробелы в событиях между отрывками сюжета. Главные эпизоды с диалогами героев показаны в черно-белом фильтре и воспроизводят реалии 1918 года — между ними вставлены цветные кадры, состоящие из современной хроники, которую Мигел Гомеш снял в 2020 году. Вместе отличающиеся друг от друга по фактуре материалы создают эффект чтения книги с фотографиями, где фантазии смешиваются с реальностью, а приключенческая колониальная история из начала XX века, вдохновленная путевыми заметками Уильяма Сомерсета Моэма «Джентльмен в гостиной», приобретает вечное звучание.

Приз жюри

«Эмилия Перес», режиссер Жак Одиар

Кадр из фильма «Эмилия Перес»
Кадр из фильма «Эмилия Перес» Фото: Why Not Productions

Француз Жак Одиар — один из тех интернациональных режиссеров-химер, способных реализовать разные истории в разных жанрах на родине и за границей. В его репертуаре есть драма о мигрантах «Дипан» (2015), вестерн «Братья Систерс» (2018) и даже романтическая комедия «Париж, 13-й округ» (2021) о молодых парижанах. 

Новое произведение Одиара «Эмилия Перес» — это классический американский мюзикл в мексиканских декорациях, где посреди диалогов люди начинают петь и танцевать. Постановщик не изобрел велосипед, а лишь обернул интересующий его сюжет в любимую многими китчевую эстетику музыкального театра. Говорить о политическом или социальном подтексте в «Эмилии Перес» не приходится. Автор по касательной раскрывает эти темы: его герои поют или напрямую указывают на коррупцию правительства, где заседают одни воры и подельники наркобаронов. 

Жака Одиара больше интересует обворожительный образ Эмилии Перес. Страсти, достойные уровня латинских теленовелл, мучения Эмилии, прячущей свое прошлое от близких людей, и визуальная мишура увлекают Одиара и будто кажутся ему главной ценностью произведения, которое имело потенциал стать глубинным изучением чувств взрослых изменившихся женщин по всему миру.

Гран-при

«Все, что мы представляем как свет», режиссер Паял Кападиа 

Кадр из фильма «Все, что мы представляем как свет»
Кадр из фильма «Все, что мы представляем как свет» Фото: Pulpa Films

Последний раз индийский фильм был отобран в основной конкурс Каннского кинофестиваля в 1994 году, поэтому второй по значимости приз для игрового дебюта Паял Кападии — это событие государственного масштаба. Предыдущая, документальная лента режиссера «Ночь абсолютного незнания» (2021) победила в неигровой секции смотра в Каннах: в сновидческом произведении хроника студенческих демонстраций 2014 года рассказывается через серию любовных писем. 

Такую же интимную и тихую интонацию можно увидеть в картине «Все, что мы представляем как свет», посвященной жизни двух медсестер разного возраста. Они вдвоем снимают квартиру в Мумбаи, а потому сполна разделяют печали друг друга. Старшая Прабха (Кани Кусрути) ждет возвращения мужа, который сразу после свадьбы уехал в Германию на заработки, а младшая Ану (Дивья Прабха) встречается с парнем-мусульманином и не может представить «иноверца» своей религиозной семье индусов. 

То, насколько спокойной и тихой Кападиа показывает жизнь мегаполиса, завораживает, большая часть действия картины происходит ночью и в помещениях, когда женщины находятся наедине друг с другом и могут искренне поговорить о беспокоящих их вещах. Спокойное повествование во «Все, что мы представляем как свет» позволяет зрителю услышать проблемы женщин и понять их не на интеллектуальном, а прежде всего на чувственном уровне. 

Золотая пальмовая ветвь

«Анора», режиссер Шон Бейкер

Кадр из фильма «Анора»
Кадр из фильма «Анора» Фото: Cre Film

Победителем смотра стал режиссер американского независимого кино Шон Бейкер, прежде всего известный фильмами о секс-работниках. Этой же теме он посвятил «Анору». Сюжет его новой ленты во многом напоминает «Красотку» с Джулией Робертс: эскортница-стриптизерша с узбекскими корнями Анора (Майки Мэдисон) знакомится с сыном российского олигарха Ваней (Марк Эйдельштейн) и выходит за него замуж. Родители парня не рады «позорному» браку, а потому приказывают своим людям в США взять ситуацию под контроль, пока они пересекают океан. 

Как и другие картины Бейкера, «Анора» — бодрое, полное жизни кино о людях, которые мечтают о любви и счастье, но получают в финале только разочарования. Уважение у мирового сообщества режиссер вызвал тем, с каким вниманием и любовью он показывает маргинализированные группы. Однако после вдумчивых лент, вроде снятого на iPhone 5S «Мандарина», новая картина Шона Бейкера кажется более поверхностной: большая часть сюжета посвящена поездкам охранников и Аноры, ищущих в Бруклине сбежавшего от родительского гнева Ваню.

Ссоры, драки, крики, шутки и ругательства на русском языке забивают основное действие, выгоняют на периферию героев, застывших в своем развитии. Каждый из второстепенных персонажей понятен с первого взгляда и олицетворяет клише, которые Бейкер мог бы разрушить к финалу, но вместо это он использует стереотипы о русскоязычных мигрантах в Америке: они обязательно пьют, орут, плохо и с сильным акцентом говорят на английском языке. То, что живущие в США переселенцы из стран СНГ не интегрировались в местное общество и потому не выучили язык, можно принять как правдивое отражение действительности, но изображение «русского» акцента слишком часто эксплуатируют в американских комедиях. 

За миф о глубокой и таинственной «русской душе» отвечает «гопник» Юра Борисов. В этом амплуа он уже появлялся в финском фильме 2021 года «Купе №6». На свою жену Анору его герой смотрит детскими наивными глазами и видит в ней отражение своих печалей. Картина «Анора» заряжена витальностью и энергией, полна запоминающихся актерских работ — Майки Мэдисон органично смотрится в каждом кадре, — но ей недостает эмпатии и глубины, присущих стилю Шона Бейкера.

Автор: Дмитрий Елагин