
Режиссёр фильма «Здесь был Юра» Сергей Малкин: «Я не от головы снимал это кино»
Когда на фестивале председатель жюри Бакур Бакурадзе вручал приз твоему фильму, он сказал: «Вы, наверное, не удивитесь, кто победил». «Здесь был Юра» — абсолютный фаворит последнего «Маяка». Когда ты работал над фильмом, ты чувствовал, что это будет хит?
Мне казалось, что мы сняли крутое кино. В этом фильме очень много меня — моего образа жизни, юмора. Поэтому я был уверен, что он зайдёт определённой целевой аудитории, которая на меня похожа. Но я не ожидал, что это настолько зрительское кино. Я не видел ни одного плохого отзыва на фильм, у меня такое впервые в жизни.
Но пока «Здесь был Юра» показали только на фестивале, а там профессиональная публика. А хит это или не хит — покажет прокат.
Ты написал сценарий на основе реальных событий, которые с тобой произошли. Что в фильме взято из реальности, а что придумано?
Из реальной жизни взята завязка фильма: трое 30-летних недомузыкантов вынуждены в течение десяти дней присматривать за недееспособным дядей одного из них, такие обстоятельства я бы просто не смог придумать сам. Герои, характеры, взаимоотношения между ними тоже взяты из реальности — правда, у нас в коммуналке все были не музыканты, а режиссёры. Все остальные перипетии я придумал.
Что тебя так задело в этой истории, что ты решил снять фильм?
Эта история произошла, когда у меня был важный этап в жизни — я пытался понять, что значит быть взрослым. И мне кажется, что мои парни в этом фильме тоже проходят через этот этап.
Ты написал сценарий вместе с Юлианой Кошкиной. В чём заключалось её участие?
Мы с Юлей уже не первый раз работаем вместе. Я учился у неё в мастерской. После этого я предложил ей одну историю, и с тех пор мы вместе пишем. Процесс устроен так: мы вместе придумываем, «разгоняем», потом я ухожу писать, возвращаюсь и показываю Юле, что я сделал, мы обсуждаем, я снова ухожу писать — и так постепенно собирается сценарий. Юля для меня — полноценный соавтор, без неё я многое просто не смог бы придумать, но текст пишу всегда я.
Дядю Юру с особенностями развития в фильме сыграл Константин Хабенский, получил на фестивале «Маяк» приз за лучшую роль — и эта роль без слов. Он сразу согласился сняться?
Я сначала не думал про Константина Юрьевича, кто-то в команде предложил пригласить его на пробы, и я такой: «О, крутая идея, давайте!» Дальше всё было довольно прозаично. Мы отправили ему сценарий, ему понравилась история — он раньше такого никогда не делал. Мы встретились, поговорили и начали работать вместе.
Он не требовал огромные гонорары?
Это больше вопрос к продюсерам, но что я точно знаю — Константин Юрьевич пошёл навстречу команде по условиям, потому что ему правда понравилась история. Он не только большой актёр, но и режиссёр, и мне кажется, что по-режиссёрски он меня очень хорошо понимает. Иногда мы обсуждали, как лучше что-то сделать, искали решение той или иной сцены, но никаких сложностей не возникло, работать с ним было одно удовольствие.
Как ты подбирал актёров на роли парней, к которым попадает Юра? Мне они очень понравились — и по отдельности, и вместе, их ансамбль.
Для меня важно было показать на экране мужскую дружбу, чтобы между героями была химия. Оказалось, что Кузьма Котрелёв и Денис Парамонов (играют Серёгу и Олега — Прим. ред.) давно знакомы, у них много совместных проектов — и на экране это тоже видно, мне не пришлось ничего искусственно создавать.
Во время учёбы в Московской школе кино (МШК) мы снимали много документального кино, кино-наблюдения — когда ты следишь за персонажем. Я всегда стараюсь подбирать артистов, за которыми ты можешь просто следить — ты ставишь им задачу, они существуют в кадре, ты это снимаешь. Из-за этого возникает эффект документального кино.
Ты даже внешне похож на Кузьму Котрелёва, который сыграл одного из друзей. Кузьма — это твоё альтер эго?
Соня Райзман (режиссёр «Картин дружеских связей» — Прим. ред.), когда получала на «Маяке» приз за Машу Карпову (актриса, сыгравшая в «Картинах» главную роль — Прим. ред.), сказала очень правильную вещь: Маша Карпова — это мой ретранслятор. Так вот, Кузя — мой ретранслятор. Он второй раз у меня снимается (до этого — в коротком метре «Ветивер» — Прим. ред.), мы с ним совпадаем по внутреннему миру. Когда я писал сценарий, я представлял Кузю, от его лица фиксировал события.
На съёмках было много импровизации? Например, сцена в секонд-хенде, где ребята закупаются перед выступлением — у меня было ощущение, что они просто придумали то, что говорят, на ходу.
У нас были опорные точки, мы обсудили, что нужно в этой сцене проговорить в кадре. А дальше парни импровизировали, да. Есть сцены, в которых они произносят текст не по сценарию, есть сцены, где текста вообще нет, они всё придумывают на ходу. Таких эпизодов в фильме достаточно. И для них нужны артисты, которые умеют хорошо импровизировать, не теряются.
Некоторые сцены в фильме выглядят практически документально ещё из-за репортажной съёмки.
Мне нравится такая стилистика — если посмотреть мои прошлые фильмы, они похожим образом сняты. В этот раз мне хотелось сделать фильм похожим на документальное кино, но в то же время визуально выразительным. У оператора Филиппа Задорожного, с которым я всегда мечтал поработать, как раз большой опыт в документалке. Мы очень запарились над тем, как фильм будет выглядеть — в нём много длиннофокусной оптики. Исходя из такой репортажной стилистики подбирались люди, актёры, которые могут существовать в таких условиях.
Я от нескольких человек слышала, что «Здесь был Юра» — поколенческое кино, про потерянных 30-летних, повзрослевших хипстеров. Для меня многие кадры были просто абсолютно достоверными. Мне кажется, что я была в таких коммуналках, где лежит на полу матрас, а рядом стоит велик.
Это ещё вопрос, кто более потерянный — такие творческие ребята или парни того же возраста, но с нелюбимой работой и ипотекой. Я отношусь к первой категории.
Не могу сказать, что это поколенческий фильм — он про меня и про моё окружение, есть разные люди, не всё поколение такое. Но мне очень лестно слышать, когда такое говорят, возможно, мы смогли сделать слепок времени.
Кстати, тебе же ещё нет тридцати!
Мне 29 — год тут, год там.
Мне на ум приходит «Середина 90-х» Джоны Хилла — в том смысле, что там тоже про дружбу между парнями.
Мне кажется, наш фильм более тестостероновый, но вместе с тем очень нежный. Он на какой-то странной грани находится.
В твоём фильме очень правильная репрезентация людей с инвалидностью — он не давит на жалость, в нём нет нагнетания драмы, грустной фортепьянной музыки и так далее.
Я показал эту ситуацию так, как я её вижу. Я не хотел делать социальное, тяжёлое, слезодавительное кино. И я не от головы снимал этот фильм.
В фильме классная музыка. Как ты нашёл эти группы?
Я увлекаюсь тяжёлой музыкой. И мне кажется, что музыка, которая звучит в фильме — брянская группа Kick Chill, Пионерлагерь Пыльная Радуга — по духу ему подходит. Текст и энергия, мне кажется, коррелируют с фильмом. Когда я писал сценарий, я много их слушал. Помню, что песню «Не мой папа» я впервые включил, когда ехал в вагоне метро, и у меня просто неконтролируемо потекли слёзы. Я поставил её на паузу, приехал домой и там уже спокойно послушал. Я тогда подумал, что она должна быть в фильме. Мне кажется, что она дала герою Дениса новое измерение.
Благодаря фильму я познакомился с ребятами из этих групп — написал им в соцсетях и спросил, можем ли мы использовать их музыку в фильме. Ребята из Kick Chill даже несколько раз приезжали к нам на съёмки. Они были на смене, когда мы снимали концерт, ребята репетировали их песню «Море волнуется». И мне, и пацанам было очень тревожно — мне кажется, когда перепевают твои песни, у тебя внутри возникает какое-то непонятное чувство. Я очень переживал, что сейчас Вася из Kick Chill скажет что-то вроде: «Это вообще не то, перестаньте, не позорьте нас». А он подошёл к ребятам и говорит: «Слушай, это вообще первый раз, когда я слышу, что в этой песне кто-то попадает в ноты» (смеётся).
Я рад, что благодаря фильму больше людей смогут узнать про Kick Chill или Пионерлагерь Пыльная Радуга. Они супер, все их слушайте!
Что дальше?
Фильм ещё не вышел в прокат, сейчас нужно всё это пережить. Я надеюсь, что хороший сарафан благодаря участию в фестивалях и наградам поможет привести зрителей в кино. А потом надо ещё что-то снять — идеи есть.
«Здесь был Юра» в прокате с 5 февраля 2026 года.