Режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе с Никитой Кологривым и экранизации Пушкина
У меня есть гипотеза, что режиссеры на самом деле снимают кино, чтобы ставить зрителям свои любимые песни. Мне, например, очень понравился саундтрек вашего прошлого сериала «Лада Голд». Благодаря «Комбинации» в моду вернулись песни этой группы. Как вы относитесь к этой гипотезе?
Положительно. Музыка у каждого своя: человек помещает в нее свои эмоции и делится ими с другими. Музыка — это часть диалога. Кстати, ровно об этом «Комбинация». Как говорит у нас в сериале Александр Шишинин (основатель и продюсер группы «Комбинация». — Прим. ред.): «Все поют одни и те же слова, но каждый думает о своем».
Первые серии «Комбинации» больше рассказывают об Александре Шишинине, чем о группе. Почему вы решили именно так начать сериал про группу?
Название сериала — не равно названию группы. Это в каком-то смысле совпадение, что группа так называется. Мы сняли сериал о жизненных комбинациях, комбинации семьи и работы, которая у каждого своя. Зачастую семья и работа тянут в разные стороны: работа превращается в дом, домашняя жизнь становится работой. Сложно соединять хобби, которое ты по-настоящему любишь, которое стало твоим призванием, и дом, потому что одно забирает время у другого. Это очень сложная комбинация. С этим сталкивается Шишинин, а потом и все участницы группы, и композитор — у всех свои комбинации.
В «Комбинации» Шишинина сыграл Никита Кологривый. Мне кажется, это одна из лучших его ролей.
Это грандиозная роль Никиты! И те, кто посмотрели первые серии, когда зарождается группа, еще ничего не видели. Что произойдет с таким хорошим парнем, когда он воплотит свою мечту? Когда одна сторона в комбинации работы и дома начнет конфликтовать со второй, его персонаж раскроется. Наш сериал про рождение человека — и я не только про дочь Шишинина, а про него самого. Вот, у меня мурашки пошли (показывает на руку)! Я просто точно знаю, о чем я говорю.
Есть какой-то специальный метод, как вы работаете с актерами? Метод Власова?
Конечно, так я вам все и рассказал, чтобы потом все начали его использовать. (Смеется.) Мы добиваемся того, чтобы актер доверился нам, а затем работаем с тем, что у него внутри, что произошло в его жизни. Чтобы он свой личный опыт проследил и использовал во время съемок. Мне кажется, что в сериале большие-большие актерские работы у всех ребят, не только у Никиты Кологривого.
Вы не только сняли сериал «Комбинация», но и написали для него сценарий. Как вам пришла идея?
Мы написали сценарий вдвоем с моим соавтором Егором Чичкановым. Все началось с того, что я слушал American Boy — и подумал: а кто это создал? Почему до сих пор, через 30 с лишним лет, крутят эту песню? Я начал разбираться и узнал историю Шишинина: когда вышла эта песня, ему, как и мне на тот момент, было 30 лет. И он добился того, что через много лет его песни слушают, оставил после себя серьезное такое наследие. И тогда появилась идея рассказать о «Комбинации» именно через ее создателя. Правда, это только в начале — дальше фокус уходит и на девчонок, и на многое другое.
Егор тоже нашел очень много точек подключения к этой истории. В сериале есть сцена: Шишинин встречается с композитором и они говорят: «Мы покорим весь мир!» И это очень похоже на наши амбиции с Егором Чичкановым.
Сериал «Комбинация» — это же такое фанатское произведение. Вы давно слушаете эту группу?
Три года! До этого я знал какие-то хиты — American Boy, Russian Girls, «Два кусочка колбаски». Но когда мы работали над сериалом, я полюбил группу «Комбинация» — сейчас я знаю, кто в какой школе учился, кто с кем был в каких взаимоотношения, знаю все песни, могу из первого альбома спеть трек, из сольных проектов Татьяны Ивановой и Алены Апиной. Нужно невероятно любить то, чем ты занимаешься. Мы это передали через кино.
Что участницы группы сказали вам после того, как посмотрели сериал?
Я об этом их не спрашивал. Но я видел на показе, что они плакали и смеялись. Мы затронули их жизни — и для нас это высшая награда.
Насколько история, рассказанная в сериале «Комбинация», близка к реальной истории группы?
Очень близка — не без художественных допущений, конечно. Когда мы писали с Егором сценарий, мы созванивались по видео с участницами группы, встречались с ними, разговаривали — взяли очень много интервью. Не все сразу раскрывались, но в результате у нас как-то получилось существовать на доверии. Все прототипы героев нашего сериала читали сценарий и со всем согласились.
Плюс в сериале есть что-то из жизни людей, которые работали над ним. Некоторые сцены взяты из моей жизни, из жизней моих коллег. Например, когда Шишинин и композитор Виталий Окороков (его играет Владимир Канухин. — Прим. ред.) придумывают «Белый вечер» и разбирают, что это вообще-то из Бетховена пришло. Это сцена, которая произошла с нами на «Мосфильме».
Когда мы встречались на съемках «Комбинации», вы сказали, что очень похожи с Шишининым. В каком смысле?
Александр Владимирович Шишинин работал в ОБХСС, а потом решил, что будет продюсером и создаст русскую версию ABBA, чтобы зрители на концертах с открытыми ртами на них смотрели, — и бросил работу.
У меня такая же история: я работал в ВТБ-24, был менеджером прямых продаж. Ездил по ДК и предлагал зарплатные проекты. И вроде бы что-то даже получалось, но никакого удовольствия мне это не доставляло. И точно так же, как у Шишинина, был момент, когда меня осенило: хочу попробовать заниматься кино! После этого я поехал в Москву поступать во ВГИК.
Что стало решающим моментом, когда вы решили все поменять?
Я увидел по телевизору интервью Юрия Николаевича Арабова — моего будущего мастера во ВГИКе.
И потом попали к нему на учебу?
Да!
Невероятно!
Это мистика, знаки!
После того как вы отучились во ВГИКе на сценариста, вы поступили в киношколу «Индустрия» на режиссерское отделение. Зачем?
Когда я учился у Юрия Николаевича Арабова, он мне сказал: дорогой друг, тебе надо снимать по своим сценариям. Тут речь о чистоте передачи твоей личной истории. Если ты сценарист, ты пишешь текст и отдаешь его одному человеку, тот его правит, потом отдает другому человеку, тот еще правит — и на выходе ты можешь получить вообще не свою историю.
А когда ты и сценарист, и режиссер, только продюсеры могут внести коррективы в твой замысел. И твоя задача — по максимуму убедить их, что ничего менять не нужно. Крайне важно уметь искать диалог с продюсерами, заражать их своими идеями, как это делает и Шишинин. (Смеется.)
Российское кино, как мне кажется, очень ориентировано на столицу, в основном все снимают в Москве и о Москве. А у вас очень колоритные, необычные места и в «Ладе Голд», и в «Комбинации» — Тольятти, Саратов, Казахстан.
Я не из Москвы: родился в Воронежской губернии, а потом долгое время жил в ПГТ Лазаревское — в холодном зимнем Сочи до того, как это стало мейнстримом. (Смеется.) Я люблю эти земли, люблю Поволжье, знаю и чувствую их — и хочу показать их в кино.
Вот такая штука стоит в Тольятти (закатывает рукав и показывает татуировку) — это мозаика из миллиарда разных камушков, она посвящена празднику труда, созданию первой модели «Жигулей». Ее, к сожалению, скоро снесут. После съемок «Лады Голд» я перенес ее себе на руку, чтобы она сохранилась навсегда.
Просто магические истории вы рассказываете.
Вот еще одна: в «Комбинации» мы снимали одну из сцен на утесе Степана Разина, это 140 километров от Саратова, у нас была такая экспедиция в экспедиции. Это после того, как Шишинина избили. Он встречается с отцом, они разговаривают, и отец поет Yellow Submarine — The Beatles. То, что они поют конкретно Yellow Submarine, мы придумали уже на площадке. В сценарии было написано просто, что отец поддерживает сына и они вместе танцуют. И вот мы снимаем на этом огромном утесе, под нами широчайшая Волга — абсолютно пустая. И именно в тот момент, когда мы начали петь Yellow Submarine, выплыла желтая баржа.
Не может быть!
Да! Этого не было в сценарии.
Мне сцена на утесе напомнила «Слово пацана»: крепкие парни собираются в банду, вместе тренируются, бьют чужаков. Это отсылка?
Нет. Есть определенные приметы времени, мы не хотели их избегать. В Саратове действительно были любера — крепкие ребята, культуристы, которые вели здоровый образ жизни, тренировались, не выпивали. Москва уже тогда задавала тренды — и из Люберец это движение распространилось по Поволжью. Со «Словом пацана» это никак не связано — если бы люберов тогда не было в Саратове, я не показал бы их.
И «Лада Голд», и «Комбинация» — сериалы про 90-е. Почему вы снимаете про эту эпоху?
«Лада Голд» — это сериал про сегодняшний день, «Комбинация» тоже. Это абсолютно никак не связано с эпохой.
В «Комбинации» у нас была задача рассказать историю человека, у которого есть мечта, очень амбициозная. Это разделяют все люди на свете, потому что все о чем-то мечтают. И помимо этого, мы изучаем изнанку головокружительного успеха, потому что у всего, к сожалению, есть своя цена.
Вы хотели бы написать сценарий, чтобы кто-то другой его поставил?
Только если Егор Чичканов будет снимать, я ему очень доверяю. Хотя, возможно, это мог бы быть и кто-то другой, но я бы очень внимательно отнесся к выбору кандидатуры того, кто реализует мои замыслы.
Над следующим проектом вы тоже работаете с Егором Чичкановым?
Мы познакомились с Егором, когда я только переехал в Москву. Мы оба выиграли конкурс короткометражек от «Дисней», встретились с ним где-то в башне Москва-Сити — и друг другу не понравились, прямо как Иванова с Апиной. А потом нас жизнь вновь и вновь сводила. Например, на съемочной площадке у Андрея Першина (настоящее имя Жоры Крыжовникова. — Прим. ред.), где мы проходили практику.
И очень хочется продолжать работать вместе, потому что это приносит прикольные результаты. Егор как будто мой брат, которого знаешь не с рождения. Если можно было бы, мы бы друг друга покрестили. (Смеется.)
Но Егор ушел в режиссуру, и мой соавтор на данный момент — Александр Сергеевич Пушкин.
В каком смысле?
Сейчас у меня в разработке «Капитанская дочка», мы будем снимать по ней сериал. У Александра Сергеевича еще есть исторический труд «История Пугачева» про пугачевский бунт, к нему мы тоже обращаемся.
То есть после «Лады Голд» и «Комбинации» вы снимете историческое костюмное кино?
Точно! В бодром ключе, на нашем киноязыке расскажем эту историю — только VHS не будет, но я уже придумал, чем это заменить. Мы сейчас работаем над сценарием — замечательный автор Илья Тилькин адаптирует повесть Пушкина для экрана.
А как возникла идея снимать сериал по Пушкину? Это же совсем из другой оперы.
Почему из другой? Это тоже история взросления — там те же идеи, настроение, что у Артура и Паши из «Лады Голд». Шишинин взрослеет, пацаны взрослеют — то же самое в «Капитанской дочке».
Я очень люблю это произведение, оно проверено временем. Все читали «Капитанскую дочку» в школе, но если перечитать, ахнуть можно, как интересно. У меня растут свои дети, и я хочу, чтобы им тоже было интересно его читать.
Вы смотрите кино, которое сейчас снимают в России?
Конечно. Я стараюсь смотреть все, что выходит.
Как думаете, что сейчас происходит в российским кино?
Мне кажется, оно находится в поиске героя, который сможет объединить всех. Героя нашего времени! Как персонаж Сергея Бодрова из «Брата» — это же народный герой, русский код. Андрею Николаевичу Першину, наверное, удалось найти такого героя в «Слове пацана». Мы тоже очень старались вложить это в Шишинина, но у нас такой эффект возникает не сразу, все проявляется постепенно.
Вы скорее западник или чаще смотрите российское кино?
Я смотрю и американское, и наше кино. И хочу здесь делать фильмы, не уступающие голливудским шедеврам. «Инопланетянин» — это же великолепное кино. Когда мальчик на фоне огромной луны летит на велосипеде вместе с инопланетным другом — это просто вау, дух захватывает! Вот такое же хочу снимать здесь, в России.
Беседовала: Катя Загвоздкина