Яна Вагнер, «Тоннель» 

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

Издательство: «Редакция Елены Шубиной»

Книга Яны Вагнер, автора бестселлеров «Вонгозеро» и «Кто не спрятался», долгое время кочевала из одного списка ожидаемых книг в другой. Кажется, анонс того, что Вагнер пишет новый роман, появился еще пару лет назад, а права на экранизацию выкупили до момента публикации. На литературном обеде в ГУМе объявили, что «Тоннель» вошел в шорт-лист премии «Большая книга», а значит, он претендует на звание главного и лучшего произведения 2024 года.

Если говорить о жанре романа, то это герметичный психологический триллер, в котором нет одного главного героя, зато есть множество разных персонажей с историей. По сюжету в автомобильном тоннеле под Москвой-рекой застряло около 500 человек. По какой-то непонятной причине въезд и выезд оказались закрыты, и люди застряли в душной и страшной ловушке. У всех свои проблемы: кто-то с трудом выносит своих спутников, кто-то вообще случайно оказался за рулем машины, а кто-то просто легко идет по жизни и проблемы его не касаются. Кто-то из заложников — опасный преступник и психопат, который может стать причиной больших проблем.

История разворачивается медленно, но держит в напряжении, автор переключает фокус читателя с одного на другое, знакомит с героями и показывает, как быстро люди начинают терять человеческое лицо, когда оказываются вне закона. Казалось бы, всего лишь нужно объединиться и организоваться, чтобы не произошло непоправимого и не воцарился хаос, но многим хочется наконец-то почувствовать власть, стать в критической ситуации главным, принимать решения за остальных и распределять ресурсы на свое усмотрение. 

Агустина Бастеррика, «Нечестивицы» 

Издательство Inspiria

Издательство: Inspiria

Предыдущий роман аргентинской писательницы Агустины Бастеррики наделал много шума — «Особое мясо» выделялось из всего массива новинок жуткой и кровавой обложкой и не менее беспощадным содержанием. Это была знаковая антиутопия, выпущенная в России в 2020 году издательством No Age Polyandria. «Особое мясо» действительно требовало стальных нервов: в своей книге автор поднимала важные темы гуманизма и милосердия, социальной несправедливости и границ допустимого. Бастеррика написала такую мощную книгу, что невозможно не поинтересоваться тем, каким будет ее новый роман «Нечестивицы».

Писательница снова погружает читателя в мрачное и динамичное повествование, из которого нет выхода. «Нечестивицы» — очередная антиутопия, в которой из-за климатического кризиса стерта с лица флора и фауна. И если в «Особом мясе» просто не осталось неотравленного мяса и людей выращивали на убой, то в «Нечестивицах» свои ужасы. Главная героиня пишет дневник о происходящем вокруг: выжившие женщины спасаются в стенах заброшенного монастыря, в котором всем распоряжается сестра-настоятельница и некий «Он». Роман смогут оценить по достоинству и верные поклонницы Агустины Бастеррики, и те, кто любит «Рассказ служанки» и «Заветы» Маргарет Этвуд. 

Ярослава Пулинович, «Земля Эльзы» 

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

Издательство: «Редакция Елены Шубиной»

Молодой драматург Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, известна широко за пределами России: постановки по ее пьесам идут в Америке, Болгарии, Польше и Румынии. Впервые я увидела «Землю Эльзы» в московском Театре на Таганке много лет назад и обратила внимание на то, какой актуальный и пронзительный текст положен в основу спектакля. В современной литературе часто встречаются молодые герои, а вот пожилые и взрослые — намного реже. «Земля Эльзы» — центральная пьеса, по которой назван сборник Пулинович, — это история любви пожилых Ромео и Джульетты, встретившихся на закате жизни. Дети, родные, общество — все оказываются против них и пытаются вмешаться в их жизнь. Нечто похожее было у Герхарта Гауптмана в «Перед восходом солнца», но Пулинович рассказывает историю, погруженную в российские реалии. Мудрые и тонкие наблюдения, трезвый взгляд, мощный психологизм и умение вывести характеры, образы, небанальную сюжетную линию — в пьесах и монологах, включенных в сборник Ярославы Пулинович, здорово все, что позволяет считать эту новинку одной из самых интересных в сезоне. 

Наталья Мещанинова, «Один маленький ночной секрет» 

Издательство «Альпина.Проза»

Издательство: «Альпина. Проза»

Еще одна новая книга, которую нельзя пропустить, — это сборник драматурга и кинорежиссера Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет». Оглушительный успех «Рассказов» сделал Мещанинову суперзвездой в мире кино и литературы. А «Один маленький ночной секрет» — это авторский сценарий, ставший лауреатом премии «Белый слон» и впервые публикующийся в России. Как и всегда, Мещанинова обнажает человеческие страхи и несовершенства, вглядываясь в них порой с состраданием, а порой и просто с антропологическим интересом. Даже когда Мещанинова работает на прозаическом поле, в рассказах все очень зримо и кинематографично — даже если прочитать текст всего один раз, картинка надолго останется в воображении. 

Джон Бойн, «Путешествие к вратам мудрости»

Издательство «Фантом Пресс»

Издательство: «Фантом Пресс»

Ирландский писатель Джон Бойн, автор легендарного экранизированного романа «Мальчик в полосатой пижаме» и не менее любопытной «Лестницы в небо», написал новую книгу, в которой все, по классике, начинается с семьи и есть свои тайны. В издательской аннотации говорится, что этот мифологический роман с многообещающим названием «Путешествие к вратам мудрости» охватывает более двух тысяч лет и истории в нем множатся и отражаются «от далекой Палестины на заре первого тысячелетия до жизни в космосе в тысячелетии третьем». Перевод на русский выполнила Елена Полецкая. 

Анна Белышева, «За чертой»

Издательство «Самокат»

Издательство: «Самокат»

Бедность — серьезная социальная проблема. Ее истоки уходят корнями в далекое прошлое, а восприятие человечеством менялось со временем. Если в древности бедность часто ассоциировали с аскетами и религиозной сакральностью, то сегодня это результат несовершенства общества и ошибка, над искоренением которой ломают голову большинство стран. Под обложкой увлекательного комикса Анны Белышевой «За чертой» скрывается важное исследование низкого уровня жизни в разных уголках мира. Это совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и издательства «Самокат». Его цель — показать, «насколько неоднородной бывает бедность», и развеять устаревшие мифы.

Главный герой — черепашка Толик, оставшийся без единственного дома: панцирь забрали коллекторы за неуплату долгов. Оказавшись на улице и познав все тяготы, Толик отказывается покориться судьбе. Он решает выяснить, что можно сделать, когда ты беден? Для этого черепаха отправляется в увлекательное путешествие по континентам и странам: от России и Китая до Америки и Мексики. Беседуя с бедняками с разных концов планеты, Толик ведет дневник. Оказывается, в разных странах бедность и причины ее возникновения отличаются. А финансовая грамотность — то, что защищает людей везде одинаково. Комикс «За чертой» опровергает миф о том, что об экономике можно говорить только серьезными терминами, просто и доступно объясняет читателям одну из сложнейших современных проблем.