
Что купить на книжной ярмарке non/fiction весна — рекомендуют редакторы издательств. Часть третья

Евгения Кононенко, бренд-менеджер издательства Corpus
Хавьер Мариас, «Томас Невинсон»
Перевод: Наталья Богомолова

«Томас Невинсон» — продолжение романа-бестселлера «Берта Исла», вышедшего прошлой весной в издательстве Corpus. Это, к сожалению, последняя работа испанского прозаика Хавьера Мариаса.
Главный герой романа — Томас Невинсон — агент британских спецслужб, которому поручают раскрыть личность террориста, виновного в смерти множества людей. В этом романе Хавьер Мариас, как и во многих других своих книгах, задается вопросами: можно ли бороться за справедливость, обходя при этом закон? Можно ли нарушать главные человеческие принципы и заповеди ради высших целей?
Наоми Хирахара, «Кларк и Дивижн»
Перевод: Эвелина Меленевская

Наоми Хирахара — автор психологических романов, в которых присутствует и детективный сюжет, и фрагменты личной истории автора. После атаки на Перл-Харбор семья Аки, главной героини романа, переезжает в Чикаго, где они узнают о гибели старшей дочери. Это история о том, через что проходили каждый день японцы, живущие в США, после Второй мировой войны. Рассказ о стойкости поколения, к которому принадлежит Аки и ее ровесники, о поиске правды и своего места в новом послевоенном мире.
Антуан Сенанк, «Пепельный крест»
Перевод: Елена Тарусина

«Пепельный крест» — подарок для всех поклонников романа «Имя розы» Умберто Эко. Увлекательный средневековый детектив с интригующей сюжетной линией, который переносит читателя в Европу XIV века. Прошла всего пара десятков лет после эпидемии чумы во Франции. Католическая церковь и инквизиция свято хранят свои секреты и хотят помешать приору доминиканского монастыря сохранить пергамент с записями воспоминаний мистика, обвиненного в ереси. Среди героев средневековой истории — и реально существовавшие, и вымышленные персонажи.
Екатерина Тарасова, управляющий редактор издательства Ad Marginem

Янис Варуфакис, «Технофеодализм. Что убило капитализм»
Перевод: Алексей Снигиров

В своей новой книге бывший министр экономики Греции, университетский преподаватель и автор популярных книг по экономике подбирает понятийный ключ к дивному новому миру, в котором мы живем. Стремительно меняющаяся реальность, постоянная только в том, что она по-прежнему подчиняется физическим законам, давно существует, по мысли Варуфакиса, по новым экономическим правилам. Капитализм умер! Да здравствует… феодализм. Облачный капитал, заменивший со временем капитал традиционный, вернул значимость ренты, теперь — облачной, именно ее мы платим за доступ к платформам и облачным хранилищам. Сегодняшние феодалы — Google, Apple, Amazon, взимающие облачную ренту и пользующиеся неоплачиваемым трудом «крепостных» интернет-пользователей. Поэтому нынешний феодализм старый, но с новым лицом — технофеодализм.
Варуфакис прослеживает формирование нового строя, анализируя историю капитализма, экономические кризисы XX–XXI веков, политические и социальные потрясения последних десятилетий. «Технофеодальные» механизмы известны Варуфакису по собственному опыту, не только как пользователю и теоретику, — с 2012 года он разрабатывает модели товарно-денежных отношений между фанатами популярных игр для корпорации Valve. Остается надеяться, что такая глубокая экспертиза «полевого» ученого поможет нам освободиться.
Ролан Барт, «Нулевая степень письма»
Перевод: Георгий Косиков

Уже много десятилетий идеи Ролана Барта являются значимой частью современного интертекста — без них немыслимы ни современные читательские практики, ни теория литературы. Современный гуманитарий, задумывающийся о восприятии им текста, кажется, и вовсе не различает собственные идеи и идеи Барта, разлитые в воздухе. В этом смысле сложно представить, что не так давно не существовало ни теории литературы, ни французской теории. «Нулевая степень письма» (1953), первая полноценная книга Ролана Барта, написанная под впечатлением от эссе Жан-Поля Сартра «Что такое литература?», стала одним из первых во Франции манифестов теории литературы — науки, в то время еще не имевшей ни названия, ни официального признания. В эссе Ролан Барт предлагает идею «нейтрального письма» или «нулевой степени письма», которое противостоит письму как механизму мифотворчества и преодолевает литературу с навязанными ею определенными способами использования знаков и приемов. «Нулевая степень письма» Ролана Барта на русском языке издана в легендарном переводе Георгия Косикова, много способствовавшего встрече французского исследователя и российского читателя.
Александр Родченко, «Опыты для будущего. Дневниковые записи, статьи, письма и воспоминания»

Сборник объединяет дневники, статьи, письма, стихи и манифесты Александра Родченко — одного из творцов русского конструктивизма. Это хроника его жизни и одновременно история направления в искусстве. Родченко, который с юности вел дневник и зачитывался мемуарами художников, воспринимал искусство неотделимо от творца, его мировоззрения и отношений с действительностью. Художник, по мысли Родченко, и режиссер, и участник произведения одновременно. Вся жизнь была для фотографа непрекращающимся творческим процессом, серией «опытов», которые отражены в его текстах разных лет. Родченко удалось очень точно передать ощущение современной ему эпохи революционных открытий, смелых экспериментов, для которой, как писала его жена Варвара Степанова, «будущее — единственная цель».
Сборник, составленный Александром Лаврентьевым и Екатериной Лаврентьевой — внуком и правнучкой Александра Родченко и Варвары Степановой, сопровожден их комментариями и замечательно проиллюстрирован работами Александра Родченко из «Архива А. Родченко и В. Степановой».

Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»
Александр Асмолов, «Психология достоинства. Искусство быть человеком»

Книга психолога и завкафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова — прекрасный пример психологической книги для здорового человека. Того, кто не пытается решить какие-то свои психологические проблемы, а задумывается о смысле жизни и своих целях на ближайшее будущее.
Лиля Град, «Год одиноких. Как перестать бояться быть без других»
Психолог Лиля Град написала книгу для тех, кого тяготит одиночество, кто мечтает поскорее от него избавиться, но в глубине души понимает, что общаться абы с кем только для того, чтобы не быть одному, неправильно.

Книга «Год одиноких. Как перестать бояться быть без других» о том, как привыкнуть к одиночеству и через эту привычку обрести свободу выбора — быть или не быть одному. Но делать это сознательно, а не компульсивно.
Нина Зверева, «Моя полосатая жизнь. Рассказы оголтелой оптимистки»

Нина Зверева — тележурналист и автор множества прекрасных книг — умеет рассказывать истории так, что невозможно оторваться. Здесь она решила написать о своей жизни и через этот рассказ убедить читателей, что оптимистичный настрой на будущее — это единственно правильная философия жизни.

Ирина Золина, бренд-директор издательства «Бомбора»
Елизавета Тюгаева, «Ять. Психотерапия русской сказкой, или Как жить лучше в опоре на наш культурный код»

Если любите смотреть, как солнце встает над лесом, туман плывет над рекой, летний ветер колышет травы, если сердце замирает от тоненькой струйки дыма, что тянется из трубы деревянного дома, если хотите ближе познакомиться с мудростью, которая помогала нашим предкам преодолевать невзгоды во времена, когда не было электричества, вам понравится книга фольклор-терапевта Елизаветы Тюгаевой «Ять».
Это интереснейший разговор о том, как опора на родной культурный код помогает улучшить качество жизни. Автор исследует фольклор русской деревни, старинные обычаи, традиции и показывает, как все это может работать на нас сегодня, здесь и сейчас — в мире вечной тревожности и бешеной скорости жизни.
Эта книга как дорога к себе, как возвращение с шумных проспектов к той самой избушке с резными наличниками и дымком. Уверена, она понравится всем, кто подустал от западной психологии, ищет осмысленную связь с традициями, хочет разобраться в стереотипах о русской культуре и открыть для себя ее истинную глубину.
«Москва в плакате, плакат в Москве. Более 150 графических работ из собрания Музея Москвы»

Первые плакаты появились в Москве в конце XIX века, и все важные события XX века нашли в них свое отражение. Самые яркие примеры собраны в этой книге-выставке плакатов Музея Москвы. Страница за страницей плакаты покажут, чем жила столица во время НЭПа, оттепели, застоя, перестройки, 90-х — и передадут дух прошедших десятилетий. В издание вошли работы таких мастеров, как Константин Коровин, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Александр Родченко — родоначальник дизайна и рекламы в СССР, Виктор Дени — признанный мастер политической сатиры. Иллюстрации дополнены рассказами хранителей Музея Москвы об истории плакатного искусства и том, как создавались самые его известные произведения.
Елена Крижевская, «За парадными дверьми: московские особняки в фотографиях и историях»

Думаю, многие неоднократно прогуливались мимо особняка Рябушинского на Малой Никитской или особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Но далеко не все знают, что в одном из них спрятана тайная моленная комната, а в другом воссоздан целый викторианский замок. Именно поэтому новая книга фотографа Елены Крижевской сразу запала в душу всей редакции «Бомборы».
Палаты Юсуповых, усадьба Кнопов, особняк Игумнова, Театральный музей имени Бахрушина: Елена Крижевская включила в книгу здания, построенные или перестроенные в период с 1870-х до 1910-х годов — всего 60 особняков и 900 авторских фотографий. Невероятные по красоте интерьеры переплетаются с увлекательными историями о московских купеческих семьях. А для тех, кто захочет копнуть глубже, в каждой главе есть список дополнительной литературы.

Адель Юсупова, руководитель пресс-службы издательства МИФ
Кирилл Светляков, «Советская культура»

Книга искусствоведа Кирилла Светлякова — удивительное путешествие в мир советского искусства. Рассказывая и анализируя культуру конца 1940-х — начала 1990-х годов, автор показывает мир и человека ХХ века. В каждом из периодов — сталинское время, хрущевская оттепель, эпоха застоя или перестройка — можно найти частички того, что сохранилось до наших дней, и понять, как эти культурные явления повлияли на нынешних нас. При этом книга не лишена персонального взгляда. Светляков переосмысляет советскую культуру через личный опыт и как искусствовед, и как человек, который вырос в СССР. Его взгляд крайне внимательно, но тем не менее легко скользит по ключевым пластам культуры, не упуская неочевидных парадоксов каждого из описываемых периодов.
Ислам Ханипаев, «Луна 84. В клетке»

Первая книга новой серии Ислама Ханипаева, которая изначально выходила в аудиоформате на «Яндекс Книгах». Это отличная история для тех, кому хочется почитать что-то в стиле «Голодных игр», но при этом менее подростковое.
Сюжет разворачивается в колонии «Мункейдж», куда попадает молодой хакер Дэниел Стоун, осужденный на Земле за свою деятельность. Тюрьма поражает его не столько насилием, сколько необычной системой клубов, в рамках которой каждый заключенный вынужден каждый день бороться за собственную жизнь. Все это выглядит словно умело срежиссированная игра: два сектора — мужской и женский, разделенные решетками под напряжением и негласным правилом не общаться и уж тем более не строить отношений.
Начиная свой путь как трус и предатель, готовый на все ради выживания, Стоун обретает друзей и любовь и преодолевает немало испытаний.
Маргарита Николаева, «Некрополи Петербурга»

Исследование кладбищ довольно мрачная тема, но интересная. Маргарита Николаева, создательница просветительского проекта о некрополях Whatiscemetery, рассказывает не столько о похоронной культуре, сколько о кладбищах как важной части городского ландшафта. Ей интересны и современные некрополи, и уже не так легко определяемые исторические, например допетровского периода. Маргарита показывает, что кладбища тесно связаны с городскими пространствами, а также историей города, на которую можно взглянуть по-иному через прошлое некрополей.

Евгения Ларина, директор департамента «АСТ нонфикшн»
Анна Петрова, «Тайны русской речи»

Увлекательный мир слова раскрывает профессор Школы-студии МХАТ Анна Петрова — признанный эксперт по сценической речи, чьи заслуги отмечены престижной Международной премией Станиславского и «Золотой маской». В своем исследовании Анна Николаевна создает яркую картину современного языка. Она виртуозно сплетает исторические нити с новыми тенденциями, размышляя о том, как слова формируют наше мышление и культурную идентичность. Первая часть рассказывает про устную и письменную речь. Автор подкрепляет свои наблюдения яркими примерами из классической литературы и современных медиа, показывая, как эволюционирует слово в повседневной жизни. Вторая часть книги посвящена ярким представителям театрального мира — от легендарных мастеров прошлого вроде Товстоногова и Кнебель до современных новаторов вроде Богомолова и Хабенского. Каждый из них делится своим видением того, как должно звучать слово на сцене и в жизни и из чего складывается искусство речи.
Екатерина Лаврентьева, «Искусство типографики. Визуализация: тренды»

Екатерина Лаврентьева, правнучка фотографа и первого дизайнера СССР Александра Родченко, предлагает совершить увлекательное путешествие по истории типографики. Она начинает свой рассказ о захватывающем мире книжного и визуального оформления с XX века, исследуя работы мастеров русского и европейского авангарда. Продвигаясь по пути эволюции шрифтов, автор приходит к сегодняшнему дню, когда типографика стала неотъемлемой частью современного искусства. Эта работа — не просто сборник модных тенденций, а глубокий анализ того, как типографика становится ключевым инструментом коммуникации в цифровую эпоху. Екатерина Лаврентьева описывает существующие тренды, приводит знаковые примеры и убедительно доказывает, что выбор визуального оформления текста влияет не только на его восприятие, но и на эмоциональное состояние читателя. Книга иллюстратора и искусствоведа способна стать своеобразным маяком, который поможет ориентироваться в море визуальной информации и создать действительно качественный и смысловой продукт.
Дмитрий Сарабьянов, «Модерн. История стиля»

Признанный специалист по истории русского и советского искусства Дмитрий Сарабьянов посвятил свою новую книгу стилю модерн, который получил распространение в конце XIX и начале XX века. Это не просто академический учебник, а увлекательная ретроспектива эпохи, когда искусство переживало одну из своих самых ярких трансформаций. Автор исследует то, как модерн нашел свое место в архитектуре, а затем в живописи, графике и скульптуре, каким образом проявился в культуре разных стран и в творчестве знаковых модернистов. Особенно ценно то, что Дмитрий Владимирович избегает сухого перечисления фактов и предлагает живой анализ стиля и отражения в нем социальных изменений в обществе. Это делает книгу не просто искусствоведческим исследованием, а глубоким размышлением о природе искусства во время перемен.

Дарина Якунина, главный редактор издательства «Поляндрия»
Елена Голованова, «Осколок Карафуто»

Искренний рассказ о том, как исторические события меняют судьбы людей, и о вещах, благодаря которым сохраняются наши детские воспоминания. Сюжет книги развивается в двух временных плоскостях: 1945 год, когда главная героиня Аяко вынуждена покинуть остров Карафуто и закопать свою любимую чашку глубоко в землю, надеясь в скором времени за ней вернуться; и наши дни, когда юная Мариша находит осколки той самой чашки. В невероятно пронзительных и прозрачных иллюстрациях Ульяны Агбан мы можем прочувствовать все эмоции, которые хочет нам передать рассказчица этой истории.
Вика Козлова, «Странная оранжевая косточка»

Этот рассказ Вики Козловой, который нам захотелось издать в экспериментальном формате дизайнерского зина. На его страницах распадается на части, растет переворачивается с ног на голову яркая эмоциональная история, очень актуальная и увлекательная. Мы наблюдаем, как главный герой внутри сражается со своей злостью и ревностью. А найденная им большая, ни на что не похожая оранжевая косточка словно «зеркалит» внутреннее состояние. Саня так устал, все от него что-то хотят, младший брат докучает своим плачем. Злость нарастает, а вместе с ней растет и косточка. Как глубоко она сможет пустить корни? Варвара Кабанова подобрала для зина очень необычный художественный язык, которые подчеркивает удивительную тональность истории.
Каролина Селаш, «Горизонт»

Именно этой книгой, выходящей в серии P.Art, нам хочется расширить границы представления юных читателей о том, что же такое искусство. Горизонт с нами каждую минуту, он может исчезнуть и появиться. Исследуя границу между небом и землей, мы можем насладиться красотой природных линий, но также вдохновиться на творчество.
Эта удивительная книга-картинка построена как сюрреалистическая игра противоположностей и точек зрения. С главной героиней мы попадаем в мир безграничного воображения и торжества фантазии, где нет преград для изучения мира вокруг.

Мария Закрученко, ведущий редактор издательства «Абрикобукс»
Елена Леденева, «Сохраняющая равновесие. Илуиты. Книга первая»
Иллюстрации: Татьяна Петровска

Приключения подростка Саши на тайном Кленовом острове, где живут люди-драконы илуиты, а у самой девочки обнаруживаются способности к владению всеми стихиями. Только Саша их пока не чувствует и не горит желанием спасать древнюю цивилизацию илуитов от уничтожения, но ей не оставляют выбора. Героине предстоит непростая подготовка к путешествию в параллельные миры с целью восстановить единство мира Иилу. Но чего хочет сама Саша и может ли она доверять своей новой команде?
Екатерина Огнева, «За край света»
Иллюстрации: Алена Завойская

Двенадцатилетний Лоссо, мечтающий о путешествиях, отправляется в путь на воздушном корабле в новые неизведанные места. Ему встретятся бродячий цирк и замок посреди пустыни, новые друзья и разбойники. Он узнает о том, насколько разнообразен мир, откроет тайну исчезновения родного дяди двенадцать лет назад и даже приручит ветер. В конце концов, лучшее путешествие — то, из которого можно вернуться домой.
Елена Трофимчук, «Сколько весит сердце жирафа»
Иллюстрации: Алена Завойская

За три дня, оставшихся до переезда в другой город, Тима пытается закончить несколько очень важных дел, когда случается кое-что необычное. Обстоятельства вынуждают мальчика проявить смелость и впервые посмотреть на давно знакомых людей по-новому. Нежная и добрая повесть о том, как найти самые верные слова, когда прощаешься навсегда.
Подготовила Анастасия Рыжкова
Что купить на книжной ярмарке non/fiction весна — рекомендуют редакторы издательств. Часть первая
Что купить на книжной ярмарке non/fiction весна — рекомендуют редакторы издательств. Часть вторая