Профессиональный подход и никакой романтики. Интервью с заместителем губернатора Нижегородской области Олегом Берковичем
Пакгаузы, чудом оставшиеся от царской России, стали главным культурным местом на Стрелке Нижнего Новгорода и номинантом на премию «Сноба» «Сделано в России — 2022». Как появилась идея сделать из них арт-пространство и почему Нижний нравится молодым художникам, «Сноб» обсудил с заместителем губернатора Нижегородской области Олегом Берковичем
В прошлом году, после масштабного празднования 800-летия Нижнего Новгорода, многие высказывали опасения, что проекты реновации и бурное развитие культурной среды не получат продолжения. Удалось этого избежать?
Мы не мыслим категориями «избежать» или «опасаться»: поставили себе цель развивать и продолжать начатое. В прошлом году мы пригласили всех в Нижний под красивый подвод — и впечатлили. В том числе и федеральные власти, которые помогают нам финансированием продолжать проекты развития культурной и городской среды. Сегодня благоустройство продолжается, новые пространства появляются (пакгаузы достроили, 10-й корпус кремля освободили под галерею), жизнь кипит, гостиницы полны. Все лето проходил фестиваль «Столица закатов», который посетили более 350 тысяч человек. Событийная программа на год включает в себя более 60 крупных мероприятий. Треть из них осталась с 800-летия. По итогам года мы ожидаем 2,7 млн туристов.
Беспокойство было связано и с тем, что горожан и туристов, видевших Нижний с его юбилейными фестивалями прошлым летом, будет сложно удовлетворить «стандартными» ежегодными мероприятиями. Как городские власти подошли к решению этой проблемы?
У нас теперь новые стандарты мероприятий. Мы поставили себе довольно высокую планку. Не только в части организации, но и в плане идей мероприятий. Например, «Столицу закатов» мы переформатировали из многотысячных концертов в локальные. Идея в том, чтобы на благоустроенные к 800-летию пространства пришла жизнь. Организовали восемь площадок для выступлений артистов разных жанров. На набережных уличные музыканты за лето выступили 58 раз. Эту часть фестиваля мы назвали «Соло на закате». Там были и скрипка, и саксофон, и даже домра. Для любителей классики устроили симфонические вечера на уличной сцене «Ракушка», для ночных тусовщиков выступали рэп- и поп-исполнители на «Красной слободе». Концерты проходили с пятницы по воскресенье. И везде был аншлаг. Так что решение о смене формата стало удачным.
Остальные мероприятия проходили на том же уровне, что и в прошлом году. Они были не столь масштабными, но такими же качественными.
Одним из самых сложных и масштабных проектов, по словам губернатора Нижнего Новгорода, стало обновление «водных» объектов. О специфике реновации городов на реках много говорили и на прошлогоднем форуме, но тогда речь шла скорее о тесном сотрудничестве властей и малого бизнеса. А если говорить о культурной составляющей, которую курировали вы, что удалось сделать с набережными в этом смысле?
Набережные ожили. Во-первых, они стали удобной связной пешеходной сетью. Во-вторых, там интересно. Сейчас у реки круглосуточно что-то происходит. Утром на набережной Гребного канала люди тренируются — там зона воркаута, беговая и велодорожка, места отдыха. Летом здесь загорают на лежаках, пикники устраивают. На Нижневолжской мы благоустроили нижний ярус. Там тоже отдыхают, фотографируются, катаются на самокатах. Появились детская и спортплощадка. В центре набережной всегда собираются компании, сами себе досуг организовывают. А мы летом ставим там большой уличный экран для кинопоказов в рамках фестиваля «Горький fest». Люди с удовольствием смотрят кино на улице, укутавшись в пледы, на фоне закатов.
Плюс фестиваль «Столица закатов» добавляет набережным жизни. В этом году музыканты играли на набережной Федоровского, на Нижне-Волжской и Стрелке.
Слоган «Столица закатов» связан с одной из главных достопримечательностей города — Стрелкой. Вы неоднократно говорили о том, что так Нижний уже давно называют горожане. Теперь к ним присоединились и туристы. Расскажите, как удалось обычное природное явление сделать одним из символов города?
То, что идет из народа, обычно плотно цепляется в обиходе. Мы ничего не выдумывали, просто упаковали эту идею в бренд и потом проводили последовательную коммуникационную кампанию. Это просто профессиональный подход, никакой романтики.
Чуть менее популярное название Нижнего — «столица уличного искусства». О стрит-арте вы рассказывали много, сейчас хочется поговорить о «точках притяжения» современного искусства в городе. Сейчас это, без сомнения, Арсенал нижегородского кремля, и активно развивающиеся «Терминал», «Цех», студия «Тихая». Как город помогает галереям и чем привлекает модных молодых художников?
Город и правительство помогают тем, что не мешают. Мы даем художникам площадки для творчества, насколько возможно, помогаем финансово — и оставляем в покое. Молодые студии и галереи только развиваются, им надо дать время окрепнуть, ничего не требовать взамен. Думаю, именно эта атмосфера, эти условия привлекают молодых художников.
Одна из моих задач — формирование арт-кластера и развитие креативных индустрий в регионе. С 2019 года мы поддерживаем проекты грантами от правительства, в том числе их получали и художники. Приглашаем в регион и проводим разные мероприятия, дающие развитие нашим ребятам.
«Арсенал», филиал Пушкинского музея, — это наш «портал» в современное искусство, в его тренды. Помимо экспозиций там проводятся лекции и встречи с авторами, с приглашенными гостями международного уровня.
В Нижнем отреставрировали и превратили в арт-кластер пакгаузы. Переоборудование объектов индустриальных в арт-объекты — тренд не новый, но, кажется, пакгаузы в культурный центр до вас не превращал никто. Как появилась эта идея и что интересного происходит там прямо сейчас?
Рассказываю. 2019 год. Я стою между пакгаузами, буквально насквозь промок от хлещущего дождя. Под сводами ажурных конструкций мы строим сцену и зрительный зал для фестиваля искусств «Стрелка». Амбициозно и, надо признать, авантюрно. Погода была ужасной, но прекрасные певцы, музыканты и само место сделали концерт запоминающимся в хорошем смысле. Это была наша первая попытка запустить культуру на Стрелку, которая 80 лет прожила в эстетике, присущей промышленному городу, и была закрыта для людей. После фестиваля губернатор области Глеб Сергеевич Никитин предложил превратить их в культурные пространства.
Мы долго решали, как сделать современные концертные и выставочные площадки с широкими возможностями и при этом сохранить сам исторический объект. Пригласили Сергея Чобана из бюро СПИЧ, который предложил вписать внутрь пакгаузов зеркальные павильоны. Теперь здесь концертный зал с великолепной акустикой и панорамным окном за сценой. Кстати, панорамное окно — тоже идея губернатора. Артисты выступают на фоне естественных декораций. А рядом — многофункциональное выставочное пространство.
За последний год приезжающих в Нижний туристов стало в разы больше. Город был готов к этому и как справляется с таким наплывом гостей сейчас?
Работаем и развиваем отрасль гостеприимства. Ищем возможности для расширения номерного фонда. Появляется больше качественных ресторанов, растет уровень обслуживания. Поначалу, когда сняли ковидные ограничения и приехало много гостей, рестораторам было трудно. Но они быстро поймали волну и справились с ситуацией.
Развиваем систему транспорта: мы получили федеральную субсидию на строительство метро, реконструкцию общественного транспорта и дорог. Постоянно появляются новые междугородние железнодорожные и авиарейсы.
Много внимания уделяем грамотному планированию событийной программы. Чтобы гости не приехали одновременно, скажем, на крупный концерт, международную конференцию и знаковый футбольный матч.
Беседовала Ольга Обыденская