«VR Школа» — номинация «Теория и практика важных дел» — премия «Сноба» «Сделано в России — 2022»
Проект «VR Школа» — претендент на премию «Сделано в России — 2022» в специальной номинации «Теория и практика важных дел», которая проводится при партнерстве с платформой «Россия — страна возможностей». Подробнее о проекте читайте в материале «Сноба». Генеральный партнер премии — «Норникель». Стратегический партнер премии — «Национальные проекты России». Гастрономический партнер премии — «Мясной дом Бородина»
«VR Школа», компания «Цифровое пространство»
Иммерсивные уроки для закрепления школьных знаний
«VR Школа» — это набор школьных уроков, в процессе которых ученики, надев шлем виртуальной реальности, погружаются в смоделированную ситуацию и применяют теоретические знания на практике. Уже разработаны программы для виртуальных уроков по химии, физике, биологии, истории, географии, астрономии, ОБЖ и робототехнике.
Алексей Алаев, замдиректор компании-разработчика «Цифровое пространство», созданной победителями конкурса «Лидеры России» президентской платформы «Россия — страна возможностей»
По сути проект можно назвать игровым и в то же время полезным дополнением к традиционному школьному образованию. Привычный формат уроков никуда не исчезает. «VR Школа» — это внеурочная деятельность, которую иногда можно внедрять на уроках в классе.
Как все происходит: сначала дети делятся на команды и выполняют задания по карточкам, чтобы разобраться с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях или изучить необходимые химические формулы. Затем каждый участник команды по очереди надевает VR-шлем и погружается в конкретную ситуацию, которая позволяет проработать и закрепить полученные знания. Учитель в это время ведет занятие, используя ноутбук и показывая презентацию на экране телевизора или на интерактивной доске. Педагог заранее получает методические материалы, из которых узнает, как правильно вести иммерсивный урок.
Например, урок ОБЖ. Тема — бытовое возгорание. В первую очередь, учитель объясняет классу, как правильно потушить пожар дома. После дети получают карточки с теорией, чтобы закрепить услышанное. Затем каждый школьник по очереди надевает шлем и попадает в ситуацию: произошло возгорание подсолнечного масла на сковороде. Программа предлагает ребенку потушить пожар самостоятельно, используя любые подручные средства — от воды в чайнике до пшеничной муки. Если ученик все делает правильно, на экране появляется одобрительное сообщение вроде «Выбран верный способ тушения». Я описал сценарий только одного урока по этой дисциплине, но на самом деле их несколько. Каждый урок разработан при участии преподавателей-практиков, экспертов МЧС, МВД, ФСБ, Транспортной прокуратуры и институтов развития образования.
В шлемах школьники в качестве ученых могут отправиться на астероид, чтобы изучать новые металлы. Или стать исследователями кислотных озер и заняться изучением микроорганизмов, которые смогли выжить в агрессивной среде. Я бы очень хотел, чтобы во время моей учебы в школе уроки химии проходили так интерактивно.
Сейчас уроки с применением виртуальной реальности по нашему проекту «VR Школа» проводятся в образовательных учреждениях в 55 регионах России. Чтобы было легче контролировать процесс обучения, мы создали платформу дистрибуции контента. Она позволяет увидеть, какое количество учеников прошло определенный сценарий, и оценить, какие сценарии пользуются популярностью.
Идея создать подобный проект родилась еще в 2019 году, когда директор нашей IT-компании Михаил Евстифеев участвовал в конкурсе управленцев «Лидеры России» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Это мероприятие, на котором собираются целеустремленные, энергичные, проактивные люди. Благодаря конкурсу Михаил улучшил лидерские качества и собрал вокруг себя команду, с которой и удалось реализовать проект «VR Школа». Раньше у нашей компании тоже было много идей, но воплотить их не всегда удавалось. Все началось именно с команды. Появились единомышленники — стало проще.
Среди конкурсантов «Лидеров России» оказались люди, которые занимались пожарной безопасностью и охраной труда, а Михаил, в свою очередь, увлечен разработкой IT-решений. На стыке разных специальностей и родился наш проект для школьников. Сначала это были только уроки ОБЖ с моделированием чрезвычайных ситуаций, а теперь мы доросли до виртуальных уроков по химии, истории, географии и другим предметам. Но цель у нас всегда была одна — сделать процесс обучения интересным и запоминающимся. Прочитать теорию в учебнике — одно, а вот погрузиться в ситуацию и попытаться найти из нее выход на основании полученных знаний — это другой уровень образования.
«Лидеры России» — конкурс для действующих руководителей, управленцев и топ-менеджеров, а также флагманский проект платформы «Россия — страна возможностей». Для участников конкурс — это шанс получить оценку своих управленческих навыков от руководителей крупных компаний-партнеров проекта, открыть для себя новые точки личностного роста и продвинуть собственный проект. Финалистов награждают образовательным грантом в размере 1 миллиона рублей, они получают различные назначения на государственной службе и в крупных компаниях, а победители получают год наставничества у ведущих управленцев страны. В этом году конкурс «Лидеры России» прошел в четвертый раз.
В номинации «Теория и практика важных дел» «Сноб» отмечает самые интересные инициативы и проекты, которые делают нашу жизнь добрее, ярче и лучше. Номинация появляется на премии «Сделано в России» второй раз. В прошлом году за победу боролись 11 претендентов из четырех конкурсов и проектов платформы «Россия — страна возможностей», а также ее образовательного центра — Мастерской управления «Сенеж».
Прием заявок на участие в номинации продолжается: отправьте заполненную анкету на [email protected]. Подробнее можно прочитать здесь.