Пограничное состояние
В одной из ипостасей персонаж Кустурицы из нового фильма – монах, который ежедневно тащит на гору мешок с камнями, таково послушание бывшего воина. Образ не только переосмысляет миф о Сизифе, но и имеет вполне биографические черты. Во время съемок картины «Жизнь как чудо» (2004) Кустурица так впечатлился местами в окрестностях заброшенной железнодорожной станции Мокра Гора, что решил там поселиться. Отстроил себе дом на вершине горы, а заодно – туристическую деревню Мечавник, использовав при строительстве декорации к фильму. Мощенные булыжником улочки, деревянная часовня, домики, обшитые старыми досками, за их фасадами – номера для постояльцев, бары, кафе, ресторан, кино- и концертный залы, бассейн, сувенирная лавка: симпатичное местечко вдали от цивилизации, но со всеми ее атрибутами, есть даже вертолетная площадка.
На самом деле фантастически красивые окрестности Мечавника – горы, покрытые густыми лесами, долины, водопады, старые железнодорожные тоннели, река – в девяностые годы оказались забытыми Богом: напоминание о боснийской войне – многочисленные кладбища и захоронения вдоль дорог. Очевидно, что свой «сизифов труд» Кустурица нашел в том, чтобы вернуть этим местам утраченную гармонию, умиротворить их. Именно для этого был выстроен Мечавник (он же – Дрвенград), в котором ежегодно проводятся два крупных культурных события. С 2008 года в январе – международный фестиваль кино и музыки «Кустендорф», а в июле четвертый год подряд – фестиваль русской музыки «Большой» для учащихся музыкальных школ, колледжей, академий из Сербии и России, кстати, его почетной гостьей в предыдущие годы была Моника Беллуччи, снимавшаяся неподалеку в фильме «На Млечном Пути».
Кустурица, как известно, и сам музыкант, играет на гитаре, много выступает со своей фолк-рок-группой The No Smoking Orchestra, в их репертуаре – отнюдь не классика, в исполнении которой соревнуются участники фестиваля «Большой». «Все, на чем строится рок-н-ролл и современная музыка, можно услышать в мелодиях Чайковского или Рахманинова, других великих композиторов, их романтизм вообще очень близок нашему времени, – рассуждает режиссер. – Что-то шумное или яростное в исполнении рок-групп здесь будет неуместно. Ведь это заповедное место, классическая музыка гармонирует с ним, разнося по этим холмам правильное эхо».
Правда, в этом году все три дня фестиваля, будто в оправдание настоящего географического названия этих мест – Мокра Гора, шел дождь, и все концерты, как правило, проводимые под открытым небом, перенесли в зал. Так что конкурс производил впечатление чуть более строгого соревнования, но все равно, как признают и участники, и члены жюри, «Большой» – это нетипичный фестиваль. «Многое зависит от атмосферы, от того, как все организовано, ведь музыканты – тонкие натуры, – говорит пианист, председатель жюри конкурса Юрий Розум. – Они сразу чувствуют, есть ли враждебная конкуренция, а она часто бывает на конкурсах, или это скорее творческое общение. В Мечавнике очень важен дух фестивальной доброжелательности». Ну а что касается музыкального эха, то оно разносилось окрест все три дня – с раннего утра до глубокой ночи: репетиции, мастер-классы, выступления участников и мэтров, джазовые джем-сейшены и прочие импровизации.
По правилам фестиваля хотя бы одно из исполняемых произведений должно быть «русским». Юрий Розум считает такую конкурсную задачу своевременной: «Сейчас из-за политиков к российской культуре зачастую относятся враждебно. Важно напомнить, что русская музыка – это духовное событие в жизни каждого человека, что без Чайковского, Рахманинова, Мусоргского наша жизнь не полна».
Призами «Большого» являются матрешки – золотая, серебряная и бронзовая, которые присуждаются в двух возрастных категориях.
Первый приз в старшей категории достался сербскому баянисту Милославу Бойичичу, который, к чести российской педагогической школы, учится на третьем курсе Белгородского государственного института искусств и культуры. Его виртуозное исполнение произведений современных российских композиторов в первый день фестиваля произвело неожиданно сильное для детско-юношеского конкурса впечатление. Эту победу Юрий Розум назвал подлинным соединением культур: «Сербский музыкант, который учится в России, да еще в городе, название которого звучит почти как Белград». А сам победитель признавался в любви к России и российской баянной школе: «Таких баянистов, как у вас, больше нигде нет». Впрочем, Милослав Бойичич уже получил приглашение продолжить учебу в Вене, так что запомним это имя и будем следить за его успехами на европейских площадках. По итогам конкурса российской «сборной» досталась только бронзовая матрешка в младшей группе. Ее получила пианистка Екатерина Маслова из Детской школы искусств Ноябрьска. Конкурсанты из сибирских городов – не случайность: партнером фестиваля уже четвертый год является компания «Газпром нефть», а молодые российские конкурсанты как раз приехали из городов присутствия компании.
Впрочем, и само участие в фестивале многое дает начинающим исполнителям: где еще в такой непринужденной обстановке можно получить мастер-класс знаменитого музыканта? Именно их выступления составляют вечернюю программу. Большой концерт из произведений Шопена сыграл пианист Юрий Розум. Настоящим открытием стал симфонический оркестр «Большой», основанный в этом году под руководством дирижера Срболюба Динича, восхитивший публику ярким, слаженным звучанием. С оркестром «Большой» дали концерты тенор Зоран Тодорович и виолончелист Нарек Ахназарян. Но самые продолжительные овации достались скрипачу Неманье Радуловичу и его ансамблю Double Sens – виртуозам неакадемического исполнения классической музыки, любимцам Эмира Кустурицы: их эмоционально яркие, местами даже чрезмерно артистичные интерпретации произведений от Вивальди и Баха до Хачатуряна, увенчались овациями и многочисленными бисами. 6 сентября Радулович с симфоническим оркестром Белградской филармонии выступит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Еще один культурный проект Эмир Кустурица затеял неподалеку от Мечавника, но на территории Боснии. В старинном городе Вышеграде, знаменитом средневековым мостом над рекой Дриной (ему посвящен роман нобелевского лауреата Иво Андрича), режиссер отстроил целый квартал Андричград. Так называется и новый проект, обращенный к пятисотлетней истории этих мест, начиная со времен Византийской империи. Постройки стилизованы под разные эпохи: есть кинотеатр, выставочные залы, кафе, отель, закоулок с декорациями последнего фильма Кустурицы «По Млечному Пути».
Целый комплекс зданий Андричграда займет Академия искусств, где актерскому мастерству, режиссуре, операторской работе, монтажу будут обучать сам Кустурица и те, с кем он уже многие годы создает свои фильмы. Его идея – восстановить культурное единство территорий, разделенных боснийской войной на два государства. Кустурица любит сравнивать Мечавник с кораблем, который он, подобно герою фильма Вернера Херцога «Фицкарральдо», перетаскивает по суше с одной реки на другую. Отстроив Андричград, ему это удалось, и сообщение по новому маршруту станет регулярным: уже в октябре новая академия примет первых слушателей.Ɔ.