Валерия Гай Германика: «Как испытывать любовь к людям? Они говорят, мои герои – быдло. А мои герои – это я. А они говорят: ну и ты тоже быдло!»

Бонус / Дополнительные материалы

Видео
Видео
Валерия Гай Германика на съемках «Школы»

Смотреть

Валерия Гай Германика на съемках «Школы»

Видео
Видео
Елена Егерева о Валерии Гай Германике

Смотреть

Елена Егерева о Валерии Гай Германике

+T -

Первый раз в истории России предметом публичных баталий оказался телесериал. Полстраны, включая премьер-министра Владимира Путина и депутатов Госдумы, обсуждают сериал «Школа» двадцатишестилетнего режиссера Валерии Гай Германики. Полстраны каждый вечер следит за тем, как подростки из спального района влюбляются, ненавидят, дерутся с кавказцами, защищают кавказцев, воруют, доносят, предают и сочиняют стихи – на фоне школы, где раздевалка защищена запирающейся решеткой, а учителя смотрят на учеников со смесью страха и отвращения. Поклонники считают Гай Германику чуть ли не первым русским режиссером, сумевшим снять честное кино о русской жизни. Противники обвиняют «Школу» в «очернении действительности» и требуют снять сериал с эфира Первого канала. От имени Русской православной церкви протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что авторы сериала «наживаются на самом низменном, что есть в людях». Писатель и актер Евгений Гришковец в своем блоге возмущается, что «ЭТО оказалось на наших экранах на Первом канале». А спикер Госдумы Борис Грызлов потребовал сделать в противовес «Школе» «Антишколу».

Поделиться:
Владимир Ушаков
Владимир Ушаков

Сама Валерия Гай Германика говорит, что сериал – «лишь жалкое отражение» реальной ситуации в школе. Это уже ее третий фильм про школьников. В 2005 году фильм «Девочки» получил приз главного русского кинофестиваля «Кинотавр» как лучший короткометражный фильм. В 2008 году вышел ее первый полнометражный фильм «Все умрут, а я останусь» про собирающихся на дискотеку школьниц и получил специальный приз конкурса «Золотая камера» Каннского фестиваля. В январе 2010 года состоялась премьера первого сериала Гай Германики «Школа». И Валерия Гай Германика заснула главной надеждой русского кинематографа, а проснулась врагом народа.

Борис Грызлов, Русская православная церковь, партия «Единая Россия», ректор МГУ, писатель Евгений Гришковец и даже известные сатирики – вот неполный список ваших врагов. Не слишком ли много для человека двадцати шести лет?

Грызлов? Это кто? Он чем занимается?

Правда не знаете? А то, что вашу «Школу» хотели запретить, что ее полстраны обсуждает, включая премьер-министра, – знаете?

Слушайте, я без понятия. Блин, шумно так в этом ресторане. Прям крикнуть хочется: «Тишина! Мотор!»

Среди критиков «кровавого режима» у вас тоже враги. Утверждается, что вы готовите страну к выборам: ваша «Школа», говорят они, заставила смотреть Первый канал тех, кто телевизор лет сто не включал.

Какой еще кровавый режим?

Вообще-то меня предупреждали, что вы примерно так и будете говорить: «какой еще Грызлов...»

Слушайте, я правда ничего не знаю. Мне тут позвонили, спросили: что вы думаете о новом президенте США. А я: «Кто? Где? Когда?» А вот, видите, там дяденька пришел? Он мне два года назад доказывал, что группа «Звери» – это не искусство, а я ему сказала: я вам докажу, что это искусство. А теперь, видите, ходит, сторонится. Странненько. Вообще все очень странненько.

В России в этом году Год учителя объявлен. Некоторые считают, что «Школа» по этому поводу госзаказ.

Откуда я могла узнать про Год учителя? Я телек-то не смотрю. А в прошлом году был Год ребенка. А три года назад – Год Свиньи. Лучше бы они мне скидку на квартиру сделали как матери-одиночке. Я дочери на день рождения квартиру покупаю – вот надо отрабатывать... Да ничего я не знаю про эту, как ее... социалку. Просто мне кажется, что люди боятся любить и сойти с ума.

Но кто-то же вам должен рассказывать про скандалы вокруг «Школы» – приятели, журналисты, не знаю.

Я в своем мире живу, понимаете? Нельзя за это осуждать человека. Нельзя! Я не закрываю глаза на правду. Я знаю, что в моем мире происходит. А в другом – не знаю. Все злые какие-то. Хотите шампанского? Мне с того стола прислали.

В том другом мире вы – враг народа. И некоторые ваши противники высказываются абсолютно в советском духе: я сериал не смотрел, но осуждаю. Точно так про «Доктора Живаго» говорили.

Какому народу-то я враг? Это я враг? Я? Я маленькая девочка. Режиссер начинающий. Снимаю кино. Какой же я враг? Я их развлекаю. Я шут гороховый на ярмарке.

Наверное, вы правы, наверное, это единственно верная для вас сегодня стратегия: я маленькая девочка.

Вы вообще понимаете, что я снимаю игровое кино? Мне позвонил тут Андрей Васильев (шеф-редактор «Коммерсанта». – Прим. ред.) и сказал: читаю, Лера, твои последние интервью – ты сдулась, где все? А как не сдуться, если все путают игровое кино с документальным? О чем тут можно говорить?

После того как ваш фильм про трех школьниц «Все умрут, а я останусь» получил специальный приз в Каннах, вы и правда были совсем другой – злой, веселой, но, главное, открытой. И после выхода первых серий «Школы» вы очень искренне защищали сериал. Говорили, что лучше критиков знаете, как на самом деле обстоят дела в школе. И этот фильм лучшее, что вы можете сделать для своей страны. А теперь как-то сникли. Что случилось?

Ну почему Володька сбрил усы... Мне вообще теперь на все насрать... (на весь ресторан) Дайте кипятка! ...Слушайте, да знаю я, конечно, кто такой Грызлов.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 128 комментариев

Лера, Вы - самая прекрасная! Удачи Вам!

Елена,

а она и правда прекрасная?? ,)

хотя витухновская в подругах какбэ намекает... берроуз, опять же...

мда.

наверное, я чего-то не понимаю ,)

у меня два плюс два не складываются...

меня всегда заботило как люди с таким пирсингом ковыряются в носу. ваще девка молодец, я правда сериала не видел - я люблю все серии разом - но фильм ее был очень хорош.

Рубен, ссылаясь в анкете на МГУ, - потрудитесь, пожалуйста, писать на русском языке...

да ведь, Игорь, русский язык очень богат! одно дело, когда человек им не умеет пользоваться, другое -  когда он выбирает определенную стилистику.

Что это Вы Рубену замечание сделали, а не интервьюируемой Валерии? Хотя я абсолютно уверен, что и Валерия прекрасно смогла бы говорить по-другому. Это не просто "имидж" -  это позиция: человек не хочет, чтобы  его смешивали с говорящими ложь на прекрасном литературном языке. Когда человека тошнит, он издает не совсем музыкальные звуки.

в датированном 1825-м годом письме бестужеву (о "горе от ума") пушкин писал, что любого автора "должно судить по законам им самим над собой поставленным". смею призвать вас к тому же: когда я ставлю перед собой задачу соответствовать устаревшим нормам т.н. литературного русского - я ее вполне успешно выполняю. увы - для вас, при написании комментариев на данном сайте, я ее перед собой не ставлю.

если вы сомневаетесь в моей грамотности - готов посоревноваться с вами в этой дисциплине. давайте назначим день, определим ставку, наймем преподавательницу с филфака и напишем диктант. кто сделает меньше ошибок - забирает деньги. для разминки можете объяснить всем - чё у вас там за тире стоит после слова "МГУ".

и какие законы, Рубен себе поставили?

прежде всего: не напрягаться. коммуникация - труд двоих людей, как того, который пишет, так и того, который читает. захотят - поймут и без недостающих запятых.

прекрасно.  тяжело затраченные усилия в коммуникации двух людей, которых читают другие? это, конечно, - не мешки какие нить ворочать, - конечно понимаю, Рубен.

А что именно понравилось в фильме Валерии Игоревны?

ну тут весь вопрос в количестве. столько мешков в мире нет, сколько в интернете заблуждающихся.

понравились простые, если не сказать банальные вещи. у нее соблюдены элементарные правила драматургии, есть завязка, развитие действия, кульминация, сразу обозначенная, финал; типажи сплошь узнаваемые; а еще, что выгодно отличает ее от, скажем, Леши Германа - который тоже снимает актуальные вещи, но в слишком ссыкливой манере, - есть конкретная привязка к осязаемому месту и более или менее настоящему времени. в принципе для хорошего фильма этого вполне достаточно. скорее удивительно, что все так не могут.

интересно, Рубен - нессыкливая манера, конкретная привязка, и элементарные правила драматургии, - и готов тв-продукт. замечательное такое новое телевиденье. пример для подражания детям и другим ссыкливым.

ну, если ваши дети смотрят телевизор, наверное, такова уж их судьба.

прелеестно,

да нет, мои нет, а вот у брата или еще кого из родных может и смотрят. и что теперь?

плохо, детей надо беречь. и телевидение лишь одно из длинного списка вещей от чего их надо беречь.

Эту реплику поддерживают: Надежда Кахро

А что именно понравилось в фильме Валерии Игоревны?

Ничего, что я влезу в чужой разговор?

спасибо ,))

сразу оговорюсь,

я люблю нетривиальные фильмы,

но вот предпринятая недавно (сознательно, кстати) попытка посмотреть "все умрут, и т.д.", успехом не увенчалась, минут через 15 фильм был выключен, желания продолжить не возникло (и, боюсь, уже не возникнет).

вместо этого был просмотрен гениальный "волчок" сигарева.

ps. ...а сериал я смотреть и не буду, это же точно не "твин пикс" (единственный, пожалуй, просмотренный мною сериал)...

А сериалы, кстати, иногда роскошные бывают. Caroline in the City, Ally McBeal (1 сезон).

сериалы, кстати, иногда роскошные бывают

да, наверное, бывают.

но сериалы - не моё это ,)

мне всегда времени жаль, его и так никогда не хватает...

я лучше книгу почитаю...

Лера, на мой взгляд, функция искусства должна хоть немного отличаться от функции зеркала - зеркало показывает все равно лучше...

И всегда есть два варианта:

- иду я по дороге, по весенней, - смотрю, лежит кучка .... дерьма

- смотрю чуть выше - на цветущей вишне замечательные бледно-розовые цветы...

У художника всегда есть выбор...

И я сейчас не о том, что всегда надо про цветы. Но тогда возникает вопрос - ЗАЧЕМ?!

Игорь, искусство все-таки не призвано отвечать на вопрос "зачем". Оно отвечает на вопросы "что", "где", "когда".

Запишите меня тоже в быдло, пожалуйста. Я совершенно потрясена вашим фильмом, это действительно прорыв, надеюсь, что показ продолжат.  А про дерьмо или про цветы - я в таком случае предпочитаю про дерьмо. А то некоторые от своего собственного дерьма нос вороотят. Искусство - это не про красоту, а про правду.

В общем, удачи талантливому и честному режиссеру. И наплевать на хулу.

Как же с Вами ... непросто! Вопрос - не про что, а ЗАЧЕМ?

Есть такая жизненная позиция - ПАНК. Она, наверное, ни ЗАЧЕМ. Скорее ПОЧЕМУ. Объяснить это сложно. Но она есть. Ну, может быть, как один из не очень удачных способов изменить окружающую реальность. Но, поверьте, Игорь, - это РАБОТАЕТ! Когда Свин спел: "Йа хачу стать гавном, чтоб валяться под окном" - это произвело  некий эффект на некоторую часть населения. А на другую его часть произвело "РозАвые розы Светке САколовой" спетую "Ласковым маем". Разве не в этом гармония мира??

По-моему, "Розовые розы" пел кто-то другой...

Сериал не смотрела, но скажу...:-) По-моему, ключевые фразы интервью: "Я и «Антишколу» могу снять. Пусть денег дадут только" и "Не знаю, мне все равно"

Подозреваю, что скандал вокруг школы - это "гнев Калибана, который увидел себя в зеркале"... Но так и хочется сказать, ну да, отосняли "зеркало", может теперь время "мечтать о чем-нибудь другом"? Создавать то зеркало, в котором отразится реальность?

Розовые розы спел Александ Добрынин (не путать с Вячеславом). Это бывший участник ВИА "Веселые ребята" (поздне-классический состав Буйнов-Глызин-Добрынин).

Саша, я когда делала это интервью, тоже думала о Свине. Забавно, что русские панки - дети из очень интеллигентных семей,да? В отличие от тех же английских

ей просто хочется плюнуть на хулу. ) Как и Германике хочется плюнуть в киноисторию.  

хороший вопрос :)

вот вы зачем живете?

Ответ:

Чтобы сделать мир немного лучше. Чтобы это было понято правильно, мир для меня - это родители, дети, любимая женщина. Это маленький, но интересный мир.

И как-то строить его мы пытаемся немного по другим представлениям о жизни, чем те, на которых основано "творчество" обсуждаемого здесь режиссера.

При том, что мне интересен Ваш сериал, Лера, и спасибо вам большущее за реальность, снятую талантливо, я всё же спрошу Вас: почему Вы снимаете одно, а говорите - другое. Ради фильма? Ради Эрнста?

Если бы она знала ))) "буду делать сегодня всё наооборот": у нее даже крестик на стигматичном платье - католический.

Валерия, Вы настоящий Панк. И это так здОрово!  Когда умер Свинья, я думал, что его место еше долго никто не займет. И совсем недавно я увидел Ваши фильмы. СПАСИБО!!!

У меня есть к Вам вопрос: Как Вы научились не стебаться над этой мерзопакостью, не пытаться что-то противопоставить из внутренней Себя, а просто ДОКУМЕНТАЛИЗИРОВАТЬ всё это адское дерьмище?

а я вот смотрю "Школу", по интернету ... и в блоге своем написал. Кстати, меня мои друзья за это ПОЧТИ презирают. Сейчас реже – времени нет, но пытаюсь наверстывать. Мне эстетика эта не очень... но реальность эта уж совсем не нравится. Но: если я смотрю (а больше ничего не смотрю ВООБЩЕ) , значит, хорошо сделано. Сюжет держит: что там с Аней Носовой произойдет, и с физичкой?... сюжет лихо закручен... одно за другое тянет, и люди становятся плохими или хорошими в зависимости от обстоятельств... дебиллизм, конечно, есть, не без этого.... а в России вообще дебиллизма много. На зеркало пенять не буду. Недавно с друзьями пересмотрели "Все умрут"на видео... потом неделю только друг с другом общались: "Ты че, блин, придурок что–ли? вали отсюда, овца (козел, баран) жирная!" и т.д.

Недавно с друзьями пересмотрели "Все умрут"на видео... потом неделю только друг с другом общались: "Ты че, блин, придурок что–ли? вали отсюда, овца (козел, баран) жирная!" и т.д.

как, однако, сильно на Вас действует искусство, Сергей! а после фильмов Куросавы по-японски порычать не тянет?

Владимир, ты не на яндексе и не в одноклассниках.  Посмотри, как называется этот сайт.

простите, Сергей, еще не овладел до конца языком снобов! все на одноклассников тянет - я ведь тут новичок. кое-что мне уже, правда, удается: овца, козел да баран выговариваются почти без акцента, но вот с выражением "че блин придурок" все как-то не складывается. клятвенно обещаю не бросать регулярной тренировки! глядишь, через пару месяцев Вы от меня еще не то услышите!  

 

Блестящий ответ, Владимир! Спасибо, порадовали! Я думал, у меня одного проблемы с ЧКистами. Ан нет, тенденция, однако. Это означает, что скоро нужно будет для общения искать что-то еще. Жаль клуб, ласковый был, хотя и хитрый.

да бросьте, Александр! без этого было бы скушно. Ей-богу, уходить не стоит. Столько интересных и приличных людей я в одном месте вообще никогда не видел -  даже как-то пугает! Что успокаивает - так это что приличные иногда не так уж интересны, а интересные -  не так уж приличны. Так это лучше, чем когда всего понемножку!

Согласен. Концентрация интересных людей здесь «страшно» высока. Но окрики и поучения, как плесень разъедает любое свободомыслие. Впрочем, «мыслие» и может быть только свободным. А не будет тут этого «мыслия», что делать тут? Общаться с гламуром? Слуга покорный.

гламура тут меньше, чем можо было бы ожидать!

мне кажется, окрики и поучения очень часто возникают от излишней эмоциональности - даже если я категорически не согласен, это мне ближе, чем лживая светская вежливость.

еще я думаю, что здесь много людей со "своей идеей", выстраданной и продуманной (безотносительно к тому, как я к ней отношусь), поэтому больные мозоли иногда покрывают значительную часть тела. И все равно общение с ними гораздо интересней, чем с аморфными особями.

«И все равно общение с ними гораздо интересней, чем с аморфными особями». Вы так говорите, как будто мир состоит исключительно из «ходячих мозолей» и «аморфных особей». Это не так. На СНОБе действительно высока концентрация интересных собеседников, и фантастически низкий уровень гламурности, не смотря на фантастически же топовый состав участников. И это замечательно! И пока это соотношение будет сохраняться – я самый преданный читатель. Но ровно до тех пор, пока сохраняется.

ну а кто это смотрит? дети у которых таких барьеров нет... отличный пример для подражания заложится.

ой!... эту песню мы уже слышали в советское время. 

о как. а в досоветское не слышали? ... хотя да, - там эстетика тоже не очень..

не надоело спрашивать себя - это еще искусство или уже ложь?

мне кажется, самое главное - это искренность, ее  катастрофически не хватает! только кто-то проберется на пару ступенек выше, глядишь -  уже ссучился! уже вещает с трибуны, уже нимб у известного дизайнера заказал поярче, уже всех поучает, уже даже не мэтр, а полтора мэтра.

а тут -  настоящая боль. Разве этого мало? искусных и так полно, зачастую не поймешь уже -  это еще искусство или уже ложь???  это вот бесыскусных и талантливых нынче днем с огнем не сыщешь...

а высокомерия-то сколько! вот, например, гениальную Лену Фролову как только обзовут "бардом" и ярлык приклеют - так думают, что смогут свысока смотреть на это явление. Нот не знает! Но она - грандиозное событие, это просто Шуберт (даже если у нее из ее сотен песен - больше 500 точно - только сто гениальных).

"Все умрут" произвел очень сильное впечатление. Сериал, конечно, не тот жанр, в котором такое воздействие возможно. Но главно, что Валерия дальше работает и остается собой.

да, цветочков не хватает -  и мне бы хотелось увидеть в этом сериале где-нибудь с краю, на самом горизонте, хоть кого-нибудь, кто бы глаза вверх поднял -  вот хотя бы такую, как сама Лера! 

Нервное, задерганное существо без капли мозга. Наверное, именно таким и должен быть настоящий Художник?

«Жить только чувствами, нервными срывами,

Ссорами, руганью, гавканьем с милыми»

Александр, не хватает Вашей интонации, чтобы почувствовать, в каком ключе нужно Ваше высказывание понимать! Я думаю, есть разные художники, менее и более интуитивные, и при этом все с большой буквы Х. Но я как раз думаю, что Валерия меньше всего думает об этой большой букве. И я не думаю, что у цитирующего Губанова  человека ничего нет за душой...

Да я и сам не знаю, как понимать. Если один человек может творить лишь под влиянием эмоций, не думая и несоизмеряя, значит и говорить о нем следует не задумываясь, искренне выдавая возникшую эмоцию. Такой подход мне представляется единственно возможным: говорить с человеком на его языке.

Что я в меру своих способностей и сделал. Не взыщите.

что ж, логично ))

а Вы основываете свое спонтанное высказывание на интервью, фильме или сериале?

как человек говорит -  это, конечно, показатель, но можно сильно обмануться...

Сериал не смотрел, если не считать пары брошенных на экран взглядов. После чего подумал: «в нашей столовке, как всегда примитивная тухлятина» и взгляды бросать перестал. Так что, только интервью. Правда, я считаю, что при известной сноровке (вспомните, например, правила чтения газеты «Правда»), текст может сказать гораздо больше, чем принято думать.

Я думаю, Валерию нужно оwенивать по фильму, а не сериалу. Как и других -  по лучшему.

Я вообще не оцениваю. Данный текст вызвал эмоцию и снял моральные барьеры по ее изложению. Всего-то.

И потом, если произведение действительно хорошо, то автор, понимающий автор, всегда скажет, что это не он, что это откуда-то извне пришло.

А если произведение плохо, обычно автора все хвалят, а он направо и налево рассказывает, какой он молодец и как он до всего допер…

Попадется – посмотрю. Но безотносительно личности автора. К хорошему автор не имеет отношения.

Вы почти правы! но если художник -  проводник, то он может быть совершенным проводником и несовершенным.

Если я общаюсь с Произведением - мне интересно Произведение, но тогда не интересен Художник.

Если я общаюсь с Художником - мне интересен Человек, но то тогда не интересно Произвдение.

Совмещать у меня не получается, впрочем, я и не стараюсь...

Вы почти перефоразируете любимого мной Бунина, который сказал, что в настоящем произведении искусства должна ощущаться только аура самого произведения, но не автора.

Простите, Владимир, случайно сплагиатил. Насколько я помню, я тоже когда-то любил Бунина, наверное, от него эта мысль и передалась.

Действительно, к хорошему никакого отношения. Но панк иначе жить не может. Сериал рекомендую посмотреть - он, на мой взгляд, способен вызвать эмоции и очень неплохо снят. Хотя, это конечно и копрофилия в самом прямом смысле слова.

Странная рекомендация. Скорее отталкивающая.

Именно в этом и смысл панка :))

Вовсе нет. У нее сейчас появилось какое-то внутреннее спокойствие. Это очень чувствуется по сериалу. А когда она снимала "Все умрут" - она, и это очень заметно, хотела всех поразить, что-то сказать. это самое ужасное: когда режиссер хочет что-то сказать своим фильмом, а не просто снимает хорошее кино и ловит от этого невероятный кайф.  

Александр, у меня точно такая же реакция была сначала: ерунда какая-то очередная, фильм "4", очередной экспорт дерьма, рассчитанный на Берлинский кинофестиваль, где такие фильмы про Россию очень даже нравятся (в той же Германии, скажем, документальные фильмы про русских алкашей входят в top10 немецкого телевидения). Но стоит посмотреть хотя бы 2 серии, и становится все понятно: Школа про другое. Там вообще очень точно соблюден  баланс между всем нам знакомой русской мерзостью, какими-то совершенно возвышенными делами и самой обычной повседневностью.    

Не знаю, как сериал, Елена, а вот статью Вы написали замечательную. Меня совершенно не интересуют представители творческого бомонда, но читать было почему-то интересно. Значит, статья не просто о режиссере сериала, тут есть что-то еще. Спасибо!

Лен, а где у Хржановского-то этот баланс нарушен? Мне лично так не показалось, когда я смотрел "4".

Гош, ходили на 4 с Волобуевым. Волобуев чуть ли не весь фильм просидел, смотря куда-то в сторону собственных носков. И все время спрашивал: их больше не показывают? Бабок в смысле. Помнишь, там бабки себя по сиськам хлещут и что-то такое особое гадостное с огурцами солеными делают, кажется? Хржановский рассказывал, что кто-то из актеров у него на съемках реально сошел с ума. Это к вопросу о балансе.

Но окей, так тоже можно. Просто разница в том, что "4" - это искусство такое специальное, а "Школа" не только искусство, но и журналистика что ли. Мне вообще кажется, что Германика сделала работу за меня, и за огромное количество журналистов, чья профессия, как мне кажется, вот в этом и состоит: изучение и отображение действительности. Этим вообще мало кто занимается, к сожалению. Новая драма, театр.doc. 

Надо, правда, сказать, что это не только ее заслуга, а и ее сценаристов - драматургов Клавдиева, Ворожбит, Дурненкова, Угарова.

Да, разумеется, это другой жанр. Просто мне кажется, что называть "4" дерьмом как-то незаслуженно. Качественная всё же работа, как ни крути.

Сценаристов в "Школе" было минимум шестеро. Я рад, что ты - в числе тех немногих, кто оценивает их вклад адекватно.

Дерьмо не фильм. Он, действительно, сделан профессионально. Я про, так сказать, объект изучения.   

Саша Копов Комментарий удален

Очень хорошее интервью: прекрасная драматургия, прямо по учебнику! Не знаю, какой ВГГ режиссер (сериал не смотрел, Все умрут... - не впечатлил), но пиарщик потрясающий! Сразу видно, девушка училась на лучших западных образцах. Не зря Мэнсона вспомнила! Или, скажем, Диснея: There is no such thing as bad publicity. Прям новый Михалков явился!

Ну а "враги" - скажем, Гришковец - почуствоввал, что его костноязычное кухонное бормотание уже де-моде, и его аудитория - недотраханные дамы за 40, вот и бесится... а официальные лица - так у них в инструкции по применению написано возмущаться... вспомним, как ЦК и ЧК слушали Высоцкого, но "не пущали". Та же схема.

В общем, спасибо! Отличный текст!

Виктор, мне кажется, не в моде дело. У ВГГ и Гришковца попросту программные расхождения. Пощечин общественному вкусу Гришковец в своих монологах никогда не раздавал, между тем все работы ВГГ - это " драмедия пощечин". В общем-то, это разное понимание искренности. У Гришковца она уклончиво-припудренная.

да в этом смысле германика больше мужик чем гришковец. впрочем, вполне в духе современных российских гендерных трендов.

ну Вы правы, наверняка правы... я писал стебный текст... просто ВГГ и шумиха вокруг нее раздражают (как и раньше шумиха вокруг Гришковца)... вот и позволил себе немного выйти за грань ))) почему-то не вспоминают, что за последнее время снято несколько фильмов про школу - два из них, кстати, так и называются Школа (особенно силен эстонский), а еще есть Гус ван Сант...но нам нужны свои Невтоны и чем экзотичнее, тем лучше)))

Ладно, не буду ворчать... но вот помяните мое слово - ооочень скоро станет в один рад с Федями и Никитами

Виктор, конечно, сама по себе тема не нова - заграничных "школ" хватает (как у того же Гаса Ван Сента). Не новы, конечно и формальные приемы - те же братья Дарденны замечательно работают этой псевдодокументальной манере. Но в том и дело, что это заграничные "школы", что это иностранные "братья" - с ними российский зритель себя не идентифицирует, как бы аутентична ни была среда, как бы ни была изобретательна камера. На мой взгляд, ВГГ исключительна тем, что она - "своя" (ее фильмы напоминают мне работы Асановой) и при этом вписана в мировой контекст - не зря ведь ее в Каннах заласкали. Редкое свойство - быть одновременно популярным и артхаусным, и своим, и не от мира сего. Надолго ли? У всякого таланта свой срок.

я не спорю - очень талантливая девушка, но на "Все умрут" у меня была мощная эмоциональная реакций отторжения...

В конце 70-х я играл в театре Студия на Красной Пресне. Руководил ей молодой и безумно талантливый Вячеслав Спесивцев. Это была потрясающая театральная школа, но долго я там не продержался... Но речь о другом - Спесивцев ставил вке, что продается - шукшинского Разина, васильевские Зори здесь тихие... а дл\ детей - Школа непослушания Михалкова (самого старшего)))

Я играл в Школе в массовке и как-то позвал на спектакль свою учительницу французского языка - необыкновенно интеллигентную даму "из бывших".. после спектакля она сказала мне: "Витенька, Вы были очаровательны, но я не могла это смотреть! - "Почему????" - "я когда увидел Мой папа козел! (там есть такая фраза) - мне стало нехорошо!"

Я рискую показаться старомодным идиотом, но я не могу слышать с экрана "Мама, пошла на хуй!"... может быть, такой шок и подразумевался, чтобы разбудить родителей ... но я не увидел в фильме муки, с которой таоке должно сниматься - только игру: Вот какая я! вот как я могу! и еще! я вам всем щас покажу!"

В искусстве нет запретов - вспомним "Salo" Пазолини... но важна эмоция автора..  отношение автора... а я тут смирения и ужаса не увидел - только удаль, ухарство...

Я сбивчиво объясняюсь... наверное, зря полез в эту тему... сорри

Есть авторы, которые просто не близки, как не близок мне, например, Пазолини (и в особенности "Сало"), что достоинств его, конечно, не отменяет))

Надо же, как интересно. Я как раз увидел этот самый ужас, нагой и откровенный. Мне показалость, что фильм очень сдержанный в выразительных средствах, и оттого страшнее...

Виктор Майклсон Комментарий удален

Как Вы строги, Константин. А сроки - у зеков в основном.

У Германики вообще все только начинается.

Елена Егерева Комментарий удален

цветы запоздалые

Константин, да! Но Вы-то пощадите художника! Мне просто кажется, что стоит кому-то в России сделать мало-мальски талантливое - на него сразу же обрушивается какая-то лавина ненависти, зависти. Об этом недавно Юля Латынина говорила, кстати, - в связи с выходом новой книжки Акунина. Что что-то такое случилось в последнее время: чужой успех стал всех раздражать.     

Елена, мне очень нравится ВГГ. Я довольно отчетливо об этом говорю. Что до срока таланта - да, у каждого он свой срок и я надеюсь, что ей будет что сказать еще очень-очень долго. Я очень на это надеюсь.

А успех всегда раздражает. Как и талант сам по себе. Я, впрочем, с удовольствием талантам радуюсь. Вот ВГГ, например))

Виктор, а какие, по Вашему мнению сверхзадачи обозначены у Германики в фильмах? За них тоже благодарите?

... да я стебался, конечно)

Сверхзадачи... ВГГ  слишком, на мой взгляд молода, чтобы осознавать свои сверхзадачи... в фильме "Все умрут..." меня поразила ее безответственность:  Что вижу - о том пою, песня акына... не знаю... не мог я это смотреть... Мама - пошла на хуй?... не мог...

Хотя мот друзья-киношники мне говорят, что Школа снята очень профессионально, и что актеры-дети играют фантастически... но после Все умрут.. ну не могу... как не могу смотреть фильмы Никиты после того, как он мальчика ногой по лицу 18-летнего ударил...

Скажете - разные вещи: не знаю.... не уверен...

снято - да, профессионально с новым и от киношников и от тв техники. но мне никто не объяснит, как можно такое делать для аудитории ниже 18 лет. почему в штатах более десяти категорий фильмов, некоторые просто - только для кинотеатра, и если до 18 - туда просто и не пустят, исполнив закон. 

а тут, что хочу, то и сниму. И основа проблема даже не столько в Валерии - для российского тв это некое вхождение в штопор или начала оного... Послекризисная ситуация - больше половины проектов просто закрыли, а тут бюджет небольшой, внимания много, рейтинги есть. Если можно было такое представить еще на НТВ, то если уже и Первый мог такое сделать.

... непонимаю

Да ну что Вы - не понимию! Константин Львович увидел талантливую девочку без тормозов, принципов и с именем, проконсультировался с Владиславом Юрьевичем, то сказал: Давай... (уж почему - остается только гадать Владислав Юрьич, уж на что Сусов наших дней, а умен, говорят чрезвычайно... и такие идеологические загогулины выделывает, что нам тут - пикейным жилетам - куда уж ).. и запустили  машинку... Рейтинги растут, интеллектуалы писают кипятком ((с) - бр. Стругацкие), и мы вот в 3 часа ночи всё успокоиться не можем))))

дауж. пошел я спать. привычка у интеллектуалов писать и все больше кипятком, чернила ж есть, а все кипятком и кипятком ))))

Виктор, рейтинги то весьма низкие были. Не понравилось народу. Говорят, что "не бывает так на самом деле". А в моей школе все именно так и было.

дим, если это публицистика (ка было на самом деле), то "душа у художника должна болеть"... а если художественное - то должно ли быть, как "в моей школе"?

есть понятие "магия кино". я магию ощутил при просмотре сериала. при просмотре "повелителей бури", к примеру, не ощутил, а у германики почувствовал.

дискуссия чудовищная. надо бало ограничиться прочтением интервью и закрыть страницу. стыд и срам!

спасибо! слушаюсь! больше не буду! обещаю!

Я ваще не при чем - Школу не видел... принеси - посмотрю....

Виктор, я не про тебя!))))) я вообще про весь этот ужас который тут накомментили.

очень интересно было бы узнать, какой такой ужас вы в обсуждении увидели. в некоторых других темах ужаса гораздо больше. И что значит  "надо было закрыть страницу". Кому надо?

Виктор, спасибо! А про Гришковца Вы прямо в точку, хоть и довольно жестко... В стиле Германики.

Елена, без дураков, Ваша работа мне ОЧЕНЬ понравилась.... журналистил когда-то, знаю, как сложно выдержать драматургию...

Эмоциональное интервью

А вообще девушку не красит весь этот мат-перемат и истерия...Что касаемо Школы - она показана такой какой есть-это сколок общества. А что вы хотели еще увидеть? У нс страшнейшая проблема - у нас плохие учителя, у нас деблойды с ярко выраженной агрессивностью, у нас абсолютная маргинализация... И конечно, не фильм ругать надо-а дискуссию проводить-что нам делать, как выходить из этого...

И еще. Страшно, если 1 канал ставит этот фильм только ради рейтинга и привлечения аудитории (доктор Курпатов-знает что он делает). Если цель такая-то это разрушение социума как такового- везде негатив  везде несправедливость и грязь. Но если мы на фоне Школы будем Решать дела, если родители проснуться, если семья обратится к Школе, если государство пересмотрит политику в области образования, школьные программы - у нас есть хороший шанс. И тогда миссия Германики будет выполнена на 100%

 Боюсь, у нее нет никакой "миссии". Просто это очень талантливый человек.

А вы считаете, что талант это флора или фауна?

если она талантлива и без миссии, - мы еще больше боимся

хотя боятся надо вам - вы о ней пишите

Совершенно согласна с Дмитрием - "неча на зеркало пенять коли рожа крива" - вот только вряд ли морально правданно,  что эту грязь мультиплицирует  убойная сила федерального канала.

Мне почему то кажется что она в годам 30 успокоится, и станет нашим Русским Тарантино.

Я сериал Школа не видел, но на Валерию смотрю с восхищением! Великий человек! И абсолютно независимый. Завидую ей. 

"Первый раз в истории России предметом публичных баталий оказался телесериал"

Не совсем так. Первый скандал был с сериалом "Зона".

Дмитрий, точно, было такое. Но я бы не назвала это скандалом. Я бы назвала это шумихой. Со "Школой", согласитесь, вышла совершенно иная история, масштаб иной. 

очень приятное интервью, умная девушка, качественный сериал.

телевизора у меня нет. сериал качаем с супругой по одной серии по мере появления их в сети.

Панки хой!

Панки хой!

все панки, Дмитрий, умерли...

в 1979 году...

О маленькой девочке и взрослых "дядях" Толстунове и Эрнсте

Занятное интервью. Возможно, не с той точки зрения, как рассчитывали интервьюер (глубокоуважаемая госпожа Егерева) и интервьюируемый (глубокоуважаемая госпожа Гай Германика), но занятное (так впрочем, часто случается с интервью).

Взять вот хотя бы первый вопрос. «Борис Грызлов, Русская православная церковь, партия «Единая Россия», ректор МГУ, писатель Евгений Гришковец и даже известные сатирики – вот неполный список ваших врагов»... Ведь если, предположим, из этого списка взять да и выбросить глубокоуважаемого господина Грызлова (Бориса), глубокоуважаемую партию «Единая Россия» и глубокоуважаемых известных сатириков, то ведь совсем другой смыл получился бы у вопроса! Я хочу сказать, что, поставив того же Гришковца (глубокоуважаемого) в один ряд  с Грызловым, интервьюер как бы говорит, что и Гришковцу  о нравственности рассуждать глупо и странно, равно как  и глубокоуважаемому господину Осадчему, и Русской православной церкви тоже.  Иными словами, что все, кому не нравится сериал «Школа» - ханжи и лакировщики действительности (видимо).

Вопросы глубокоуважаемой госпожой Егеревой вообще формулируются забавно. Вот этот, хотя бы, взять вопрос: «Вы меня совсем запутали. То вы сами как школьница разговариваете. То как Лариса Огудалова из «Жестокого романса». А то как шестидесятник какой-нибудь. Это же стихи Леонида Губанова?». Да помилуйте! Где ж здесь противоречие? Какая ж умненькая девочка-подросток, сорвавшаяся с катушек в мировозренчески-гормональный кризис, не увлекается стихами? Нет, не будем вслед за немного наивной госпожой Егеревой удивляться и не позволим ввести нас в заблуждение всяческими Берроузами. Ей Богу, облик глубокоуважаемой Гай Германики «слажен из одного куска». Я бы даже сказала, это у нас не Гай Германика, а чистый Холден Колфилд. Тут вам и «я – маленькая девочка» и «вон, дяденька пошел», и слезы оттого, что все – уроды, и «всех надо взорвать. Чтоб, на мир, блин,  упала огромная бомба»… (как вам, кстати,  это «огромная»?). Одно странно. Гай Германике 26 лет – возраст, как ни крути, вовсе не подростковый (какая тут к шуту маленькая девочка?). Ну, согласитесь, что если взять «Над пропастью во ржи» да и заменить 16-летнего Холдена Колфилда 26-летним Холденом - выйдет нечто странное и болезенное… Ну да ладно.

Или вот взять, опять же, Гришковца. Героиня на него, судя по всему, в страшной обиде. Говорит: «Что Гришковец в своем блоге пишет, видели?». Видели! (ответим мы глубокоуважаемой госпоже Гай Германике) Пишет он следующее:

 «Я уже давно понял, что факт жизни имеет малое значение, важнейшее значение имеет отношение к этому факту. Самым страшным (не в художественном смысле) и отталкивающим в работах ГГ, является её отношение к жизни. ГГ видит её таковой и радуется тому, что жизнь такая. Я надеюсь, что в этом ещё очень много юношеского, т.к. её радость, возможно, связана с тем, что ей по-юношески кажется, что она всё в этой жизни уже понимает. И каким бы отвратительным не было это понимание, само полное понимание часто доставляет неумным или совсем молодым людям большую радость».

(ну, там много еще чего есть, но тон – именно такой. Сами можете убедиться. Ссылка на полный текст Гришковца – вот: http://e-grishkovets.livejournal.com/96566.html)

Я, собственно, это все к тому, что на этот вот текст реакция вроде: «я рыдала – уроды, блин…  Сидит, блядь, псевдосраная интеллигенция, говорит о демократии, а им показываешь, блядь, демократичный сериал на Первом канале, как они хотели, и эти же самые люди начинают кричать: запретить, расстрелять! Это, блядь, демократия?» - выглядит не совсем логичной, а скорее  подростково-эмоциональной. Неадекватной, короче. Особенно со стороны человека, который не прочь на все человечество (включая глубокоуважаемого Гришковца) огрооооомную бомбу сбросить… (то есть, я хочу сказать, я, конечно, не против бомбы как таковой, но мне кажется странной такая гипертрофированная обидчивость со стороны «метателя бомбы»)

Или вот еще такой момент в интервью. Глубокоуважаемая Гай Геманика говорит: «Я знаю, что в те времена, когда снимал Тарковский, я бы кино снимать не смогла. Нет, смогла бы, но мне его в этом, блин, Госкино перехуячили бы и перемонтировали. А сейчас могу. Мне моя страна дает возможность работать. Люди вокруг меня ходят, которых я могу снимать. Пленки – во! И показывают это по Первому каналу». Что самое забавное,   говорит это она явно «в пользу» «сейчас». И в осуждение «раньше» - то есть времен Тарковского. Забавано! (как сказал бы в своем блоге Гришковец: улыбка)

Ну да Бог с ней, с 26-летней дамочкой Гай Германикой, подзастрявшей в подростковом возрасте. В конце концов она такая, какая она есть. Имеет, разумеется, полное право. Удивляет другое (то же самое удивляет, кстати, и глубокоуважаемого господина Гришковца): какой дурак запустил ее сериал в производство для Первого канала и поставил его в эфир, да еще и по два раза в день, в 18.20 (то есть для подростков, которые уже пришли из школы) и после 23.00, (то есть во «взрослый» прайм-тайм?) Ну нельзя же все объяснить только тем, что, мол, Гай Германика умело выстраивает сценарий, неплохо работает с актерами и монтирует тоже грамотно? Этого, как бы, все-таки недостаточно, особенно для Первого канала… (а были б господа Толстунов с Эрнстом генералами, они, спрашивается, Холдену Колфилду, может, кнопку ядерную доверили бы на том основании, что он ловко кнопки нажимает?)

Ведь что такое Первый канал? Вот посмотреть на долю аудитории, которая его традиционно смотрит по всей стране. Ведь речь идет о, допустим (точных цифр не помню) 80 процентах! Это ведь не просто один из телевизионных каналов, по которому смотрят всякие программы, если находят их занятными. Нет! Первый по всей стране смотрят просто так. Просто как канал. Что бы там ни показывали! Включают Первый, и смотрят именно его (а не, скажем, сам по себе сериал «Школа»). Я бы сказала даже, что Первый канал – это у нас такое звено, связующее страну. Закваска. Соль земли русской. Носитель национальной, я извиняюсь, идеи (уровень и содержание этой, я снова извиняюсь, идеи оставляю в стороне). И тут – бац!  На Первом – сериал «Школа».  И там, к примеру (я, в отличие от Гришковца, посмотревшего одну серию, посмотрела целых две, так что могу уже даже кое что и процитировать оттуда) такая есть сцена: знакомство юноши с девушкой. Юношу учитель, пользуюсь служебным положением, послал к себе домой за рубашкой. А там (дома) – девушка, внучка учителя. Она хотела вынести ему рубашку прямо в прихожую, но он этак раскованно и мило попросил кофе. И вот они пьют кофе и между ними завязывается разговор, который дает понять зрителю, что, дескать, между молодыми людьми зародилась первая симпатия. Прямо сцена из «Курьера!». С той лишь разницей, что в «Школе» разговор между юношей и девушкой  протекает примерно так (не дословно, но близко к тексту): «Привет» - «Привет» - «Почему ты дома сидишь?» - «Дедушка перевел меня на домашнее обучение, потому что я болею» - «А давай твоего дедушку замочим?» - «Ты серьезно? Ты что, сможешь мне в этом помочь?» - «Попробую»… Все. Молодые люди обмениваются взглядами, исполненными симпатией и взаимным интересом – и конец сцене романтического знакомства. Переходим, так сказать, к следующей сцене.

 Я не стану, пожалуй, тратить слова на то, чтобы рассказывать, как это все кошмарно и вряд ли (ой, вряд ли!) сильно правдиво (в том смысле, что вряд ли такая ситуация между внучками, пусть даже протубертатного периода, и их дедушками сильно распространена) . Я лучше соглашусь (мгновенно), что такой сериал – совершенно из области панковского искусства. И что глубокоуважаемая госпожа Гай Германика совершенно правильно делает, сравнивая свое кино с песнями Мэрилина Мэнсона.

Я, опять же, не против панковского искусства. Но, как бы это выразить… Панковское искусство – оно же не может быть массовым, согласитесь! И не может связываться с национальной идеей (а мы помним, что Первый канал – это у нас почти что национальная идея). Я хочу сказать, что американцы вряд ли возьмут какую-нибудь песню Мэнсона в качестве национального гимна. Вот представить, скажем, американскую олимпийскую сборную, вышагивающую с национальным флагом где-нибудь на открытии олимпийских игр под «Everything  turns  to  shit»… Ведь иной спортсмен и не захочет под это вышагивать! Да и сами панки или, скажем, эмо… Они ж вряд ли захотели бы, чтобы их образ жизни и искусство сделались мейнстримом. Вот, девочка-эмо Аня Носова (героиня сериала «Школа») – она ж небось не обрадуется, если ее дедушка и бабушка тоже сделаются эмо, соответствующим образом оденутся и накрасятся… А тут… Запуская на Первом канале не просто, предположим, фильм о панках (что было бы, кстати, совершенно нормально), а фильм, сделанный панком в системе панковских жизненных ценностей и координат,  Эрнст как бы заставил всех, всю свою многомиллионную аудиторию идти с флагом под «Everything  turns  to  shit». Иными словами: вся многомиллионная аудитория сидела и смотрела эпизод, где мальчик с девочкой влюбляются друг в друга, болтая о том, что, вот, дескать, хорошо бы убить дедушку с бабушкой… Фишка здесь в том, что снято это, будто в таком разговоре нет ничего странного. И что на Первом канале никто этому не удивляется, а значит и аудитории удивляться незачем.

Спрашивается, зачем? Спрашивается, что, Эрнст с Толстуновым (продюсером сериала) с ума, что ли, посходили? Что они, не понимали, что это даже Грызлову не понравится и «Единой России» (понятно, что на Гришковца им, в общем-то, наплевать)? А вот, похоже, не понимали. При том, что ведь явно не дураки…  

С глубокоуважаемым господином Толстуновым случай вообще занятный. Вот взять фильмы производства «НТВ-Профит» в лучшие для него времена (то есть в те времена, когда Толстунов продюсировал до фига фильмов). При всем жанровом разнообразии, все они (какой-нибудь «Русский бунт», или «Мама», или «Восток-Запад», или «Поклонник») объединены незримой печатью «сделано Толстуновым». Все они довольно респектабельны, благопристойны, довольно профессионально сделаны, но напрочь лишены живого чувства, нерва какого-то, каких-то вечных вопросов…  Короче, того неуловимого, что отличает искусство от коммерческой лажи. И вот теперь Глубокоуважаемый господин Толстунов, запустив Гай Германику, будто бы спохватился и играет теперь в этакого Сельянова (нашего главного некоммерческого продюсера (не в том смысле, что коммерцией он не занимается, а в том, что коммерцией дело не ограничивается), пытающегося заниматься искусством и иной раз тоже чернуху полную выпускающего). Но не вышло, как у Сельянова. Вроде бы то - да не то. Не выстраданный, зрелый  "Груз 200" (не говоря уж об "Антихристе" Ларса фон Триера). А панковская "Школа", снятая  Холденом Колфилдом (вот бы Сэлинджер удивился такому повороту сюжета: Холдена разыскивают где-нибудь в Центральном парке Толстунов с Эрнстом, дают ему в руки камеру и говорят: а теперь ты будешь снимать кино для Первого канала, а все будут, *****, смотреть, мы сказали будут, значит, будут!"). 

А возвращаясь к интервью Гай Германики… Там есть неглупые слова: «На самом деле нет сегодня никаких оппозиционеров. Какая может быть оппозиция, когда нет позиции?». Это правда. Остается только прибавить, что альтернативных режиссеров тоже нет. И. соответственно, никакой Гай Германика не альтернативный режиссер. Ее кино - не явление, лежащее в иной области, нежели вся та попсовая лажа, что вечно показывают на Первом (и которая, собственно, и составляет нынешнюю национальную идею), смысл которой как правило сводится именно к ненавидимым Гай Германикой буржуазным ценностям («хорошая работа», «удачный брак»). А только обратная сторона той же медали. («Плоть от плоти «попсы», как сказал Гришковец в своем блоге). В этом смысле весьма показательно, чем кончается интервью. А кончается оно рубашкой от Armani.

 

Напоследок, раз уж я все равно была так многословна, прибавлю еще, что если б меня спросили: так что же делать? Что показывать по Первому каналу, если не лажу попсовую и не сериал «Школа» - я бы сказала – а ничего не показывать. Года этак хотя бы, скажем, три. Пустой голубой экран. Изредка, если что-нибудь достойное вдруг снимут – можно показать (вот радость-то будет у граждан в такой день! Вот рейтинг-то будет! Вот же рекламы туда можно будет понапихать!). Например, того же Гришковца спектакль можно показать (изредка)… А тем временем люди бы, предположим, отдохнули бы, своими делами (предположим) немного занялись, на детей-школьников, может, внимание бы обратили. А тут, глядишь, и кинематографисты бы (тоже несколько отдохнув и опомнившись) додумались бы до того, о чем и как в нынешние времена возможно снимать кино, чтоб не лживая лажа и не панковская "правда" получились. Вот ведь нацпроект-то был бы!

я бы со многим согласился, если бы Вы не упомянули абсолютно неискренний, глупый, претенциозный и китчевый Груз200 и тоже асолютно сконструированный Антихрист с потрясающей первой сценой и надуманным и неубедительным, даже смехотворным  остатком.

да я и не спорю

Глубокоуважаемый господин Генин!

Владимир!

Да я и не спорю, во всяком случае насчет "Груза 200". Но это - неудача зрелого режиссера Балабанова , причем неудача ВЫСТРАДАННАЯ (как мне кажется). Насчет Антихриста" - сложнее. Тоже, конечно, не лучший фильм Триера, хотя смехотворным я б его не назвала. И все же оба этих фильма (Вы абсолютно правы - во многом надуанные и до "шедевров" явно не дотягивающие) для меня имеют несколько больше смысла, чем сериал "Школа". Ну, примерно так, как безобразная матерная брань пополам со слезами бессильной злобы со стороны сорвавшегося 40-летнего невротика отличается от матерка пополам с жизнерадостным гыгыканьем со стороны компании подростков у пивного ларька. И там, и там - матерная брань, однако ж разница есть, мне кажется. А, впрочем, это уже, конечно, чистая вкусовщина. Я только за то, чтобы и "Груз 200" с "Антихристом" на Первом канале отнюдь не показывалиь (а показывали их, к примеру, в час ночи по "Культуре")

Ирина! Спасибо за такой большой пост. Но мне почему-то кажется, что вот эти слова Гришковца говорят о его посте гораздо больше. "Меня интересует сам феномен приглашения ГГ для работы первым каналом, сам факт того, что молодой режиссёр нового российского кино согласился на такую работу и что ЭТО оказалось на наших экранах на первом канале, да ещё по два раза в сутки в первый раз в 18.20, когда дома только дети и пенсионеры, а в другой раз после одиннадцати".  Это современный писатель или духовный лидер движения "Наши"? Вы говорите, реакция молодого художника диковата. Мне трудно с Вами согласиться.

Ну, как бы Гришковец в этом посте (с которым я отчасти согласна. То есть я согласна в части удивления, как сериал "Школа" оказался на Первом канале, но не в той части, где он удивляется, что молодой режиссер согласился на такую рабту (еще бы кто-то не согласился! Из молодых, особенно, режиссеров! Такая сразу карьера: Первый канал - это повернее приза в Канне будет!) рассуждает вполне корректно и аргументированно. Вы можете с ним соглашаться или не соглашаться, но считать, что его текст сводится к определению Валерии Гай Германики как "чмо с пирсингом" (и реагировать на эту несказанную Гишковцом фразу)  - неадекватно совершенно. Впрочем, на интервью это как раз отлично "работает" (повторюсь, весь облик глубокоуважаемой Валерии Гай Германики слажен из одного куска. Что, безусловно, достоинство интервью. Я бы только вопросы Ваши немного подправила, сделав их более нейтральными, дистанцированными от позиции героини (как бы с учетом того, что Вы все-таки умом понимаете, о чем говорит тот же самый Гришковец, хотя, может, сердцем и на стороне героини (улыбка)). А, впрочем, я не знаю политики "Сноба" по этому вопросу - возможно, именно такова была Ваша редакционная задача. Возможно, на Снобе считают, что, когда глубокоуважаемый господин Охлобыстин по радио говорит, что застрелил бы дочь, если бы она привела в дом негра - это дикость, а когда по телевизору глубокоуважаемая Валерия Гай Германика нам показывает,  как сговариваются замочить дедушку потому, что он на домашнее обучение внучку перевел - это совершенно нормально. И даже хорошо, потому что  не совпадает с позицией движения "Наши". Возможно... (но вообще-то, стремление ни в коем случае не совпасть во мнении с движением "Наши" и партией "Единая Россия" по всем совершенно вопросам - такая же несвобода, как и стремление во всем с ними всегда совпадать).

Но вернемся к Гришковцу. Вот что он еще пишет по этому поводу:

«Когда она (Валерия Гай Германика) выпускала свои документальные фильмы и фильм "Все умрут, а я останусь", она могла рассчитывать на тонкое понимание фестивальной и просвещённой публики, где грань между действительностью и художественным. Она могла рассчитывать на внимание к её художественному методу, к её художественному осмыслению эпохи, к её концепции нового героя и прочему. Но она сняла сериал для первого канала, и она может забыть о той своей публике, к которой привыкла. Её фильм занял место, которое привычно занимали совершенно другие зрелища. И должна быть готова к буквальному восприятию того, что сделала».

И действительно, поклонники "Школы" упирают главным образом на то, что сериал, якобы, отражает правду, а потому удивляться его появлению на Первом канале, в прайм-тайм, могут (якобы) только духовные лидеры движения «Наши». Я тут специально  поинтересовалась у старшеклассников школы, где мой сын  учится (обыкновенная, кстати, школа. В смысле, районная.  Государственная. Ну, разве что математическая): имеет ли то, что показано в сериале "Школа", хоть какое-то отношение к их жизни? На самом деле, можно было и не спрашивать. Там по лицам все видно. По обрывкам разговоров.. Но я спросила (все-таки). Так вот ответом мне было: "Ни малейшего. Это чьи-то странные фантазии". Ну ладно, пусть эта «выборка» слишком мала, чтобы быть показательной. Но ознакомьтесь, в конце концов, с криминальной хроникой. Посмотрите, какой процент подростков мочит своих дедушек, и Вы удивитесь - насколько сюжет фильма "Школа" далек (слава тебе, Господи!) от реальной действительности. Так зачем, спрашивается? Панковский-то сериал на Первом канале – зачем? А если Вы считаете, что надо, то почему тогда на радио не надо говорить о том, как ненавистны русским отцам зяти-негры? (это ведь тоже в общем-то правда, что некоторым русским отцам зяти-негры ненавистны). 

Хочется внести ясность: фамилия - Германика; имя - Валерия Гай (двойное такое)...

Эта маленькое упущение - очень характерно для характера дискуссии, мне кажется...

конечно, конечно, Вит Кантор! )

Круто! Сколько комментариев, однако...

Я пытался посмотреть сериал и бросил. Не могу я на это смотреть. Хамство не переношу, а в том эпизоде, который мне попался, с ним был перебор. Лично на мой вкус, подобный  реализм (будь он хоть 100% правдой) на экраны попадать не должен. Но я, знаете, Антихрист тоже не одобряю, это какое-то пособие для психиатров, а не фильм.

Школы у нас разные, есть и такие. Но у меня дети учатся в разных школах и отношения в обоих между учителями и детьми, между самими детьми другие. Бывают и конфликты, бывают и "закидоны", но это нормально в любом большом человеческом коллективе, а школа (на секундочку!) - это несколько сотен человек. Существование таких школ как в сериале сомнений не вызывает, но это все же не 100 и, хочется надеяться, даже не 90%.

Я, видимо, крайне несовременен и даже, возможно, лицемерен, но не используя нецензурные слова сам, крайне раздражаюсь, когда их используют другие. Особенно неприятно, видеть их в печатном тексте. Но и у меня есть хорошие друзья, которые разговаривают примерно так же как Валерия и им это прощается, на то они и друзья:)

А Валерии хочется пожелать продолжать идти своим путем и творческой удачи на этом пути!

все комменты-уже давно АРХАИКА

ВИВАТ! Долгожданные,молодые,сильные ,новые,ИНЫЕ,

ВИВАТ,Г.Германики,В Бархатовы!!!!

Девушка, несмотря на путаность в мыслях и позиции, приятная. Сериал не нравится, в отличие от "Все умрут.."  Пропаганда грядущей реформы образования, это понятно. Но формирование общественного мнения в формате - вот глядите, у нас  такая школа... Не такая она. Это крайний худший вариант. 

Кристина, а какая она? В смысле - школа?

Прозвучит странно, но - разная. И та школа, которая позиционируется "типичной"  в этом сериале,  эдаким усредненным вариантом, - как раз таковой не является, скорее, там речь идет, как сказали бы статистики, о  худших 10% по Москве и, может, 20% - по России. И в этом мое глубокое убеждение, основанное, по крайней мере, на своем, - не таком уж и давнем, опыте. Я закончила школу 7 лет назад - школа была при Финансовой академии, чтобы туда поступить, нужно было сдать 4 или 5 экзаменов... Все дети на подбор были интеллигентными и целеустремленными, как следствие,  сейчас у них все хорошо. До этого я училась в обычной (пседоматематической) школе - несмотря на то, что дети там были весьма средних способностей, - никаких ужасов не творилось. Просто  ничем не интересующиеся дети и, как следствие, демотивированные учителя, проводящие скучные уроки (опять-таки, не их вина)... Оттуда я просто сбежала (но повторюсь - никаких ужасов, кроме скуки и бесперспетивности, даже там не наблюдалось, мои ровесники-выпускники этой школы в лучшем случае поступили в ВУЗ средней руки, многие вообще без образования, и это было предсказуемо еще в классе эдак в седьмом )...   

Конечно, слабое место моего опыта-то, что он московский... Но могу привести другое наблюдение - после школы я поступила на экономфак МГУ, там очень большой процент детей из самых разных регионов (говорю о бюджетных местах) ---- и они рассказывали о своих школах, с суперпрограммами (многие побеждали на всероссийских олимпиадах и проч., поступали даже без репетиторов) ... Да, наверняка есть школы, в которых творится беспредел. Но 1) это не есть "медиана" и  формировать подобное искаженное общественное мнение - неуважение по отношению к тем же учителям, которые за микроскопические деньги зачастую вкладывают душу в свою работу (у меня в школе литературу преподавала профессор  филфака МПГУ  - за копейки, просто потому что ей было интересно с интересными детьми)2) даже говоря о таких школах - логика немного искажена... это не школа - как институт общества - такая, это дети встречаются такие, с которыми иначе - не получается. А почему они такие - это уже вопрос исключительно социально-экономический, банальный вопрос расслоения общества.

И если уж честно - никакой типичной "Школы" в нашем обществе сейчас нет и быть не может, - как нет и "нашей молодежи". Все очень неоднородно...

И читая отзывы об этом сериале, мне очень жалко родителей, которые могут принять все это за чистую монету и очень сильно испугаться за судьбу своих детей.  На самом деле, сегодняшние школьники гораздо лучше понимают какие-то базовые вещи ("нужно  хорошо учиться, чтобы кем-то стать"), в отличие от школьников тех же девяностых.

А то, что показано, в сериале, это крайний частный случай. Просто в очередной раз кто-то пытается найти виноватых в текущем положении дел - на этот раз вот "Школу". Это очень просто.  Будто бы, помести в показанных в сериале детей в суперэлитную школу, - мы сразу же получим полноценных членов общества...

Кристина, посмотрите на это. Отчасти это ответ на ваш пост. 

http://www.gazeta.ru/comments/2010/03/24_e_3342534.shtml

Я видел две серии. Уверен, что это хорошее кино. Реальная это школа или нет, тут не при чем. Те, кто ругает сериал, боятся подражания детей негативу, а я считаю, они посмотрят и будут лучше понимать людей, с которыми они каждый день встречаются. Потому что фильм показывает их среду в срезе как сложную человеческую систему. За каждым человеком его жизнь. Может быть кто-то задумается, какие обстоятельства сформировали недостатки его одноклассника, или к каким последствиям ведут его собственные недостатки. И может быть те, кто посмотрят "Школу" захотят больше любить друг друга. Что же касается того, какой народ в наших паблик-скулс, то ведь это люди, это не другой вид какой-то. И чем вы цивилизованнее, таем лучше должны это понимать. Что ваша душа ничем не духовнее, если ее от всей вашей интеллигентности почистить. Горького почитайте 1890-х, разве он не о людях писал? Вообще, мне кажется, Горькому и Короленко (писателю) понравился бы сериал.

А вот можно ли из, например, «Москвы — Петушки» сделать комикс для алкоголиков, и возвысит ли он их? — это вопрос в ключе дискурса Гришковца. Я, правда, сюжет, так сказать, его мысли понял, а мораль — нет. То есть мне ближе противоположное мнение (если оно есть:)). Вот, скажем, выходит спектакль о С. Магницком. А если его сделать в популярном стиле и показать народу, это что, плохо? На Первом канале и раньше были сериалы, которые для одних профанация, а для других, может быть, нравственное открытие в привлекательной форме. Тут, мне кажется, у продюсеров очень даже гуманные идеи могут быть: как, пусть даже через поп, дать людям представление о каком то все-таки добре что-ли...

Говорите, градус не повышать просят... Бедному Гайдару (писателю) в «Школе» отстреливаться приходилось. Так что, тут еще ничего.

А режиссер видимо действительно очень устает: в двух сериях повторялся один диалог слово в слово, и, кажется, даже актеры этого не заметили, так старались сыграть.

Режиссер, кстати, очень мне нравится (как человек), и собачка ее очень нравится мне (как собачка:)).

Реакция чиновников и прочих, кто не ездит на метро, вполне понятна - они свой народ не знают

Фильмы Валерии хорошо сняты и актёры там хорошо играют, но вот только у меня на них реакция как на "Реквием по мечте" - а в чём трагедия? ведь никто не умер???? у меня на памяти несколько более страшных историй, произошедших с людьми, с которыми я говорила, а теперь их нет. По мерзости, по жуткости хватит на пару фильмов "4" и еще на целый сериал в духе "Груз 200". хотя я эти сюжеты не ищу - они вокруг меня, в одном отдельно взятом городе, они - в народе....

Не по наслышке знаю о работе в центре по борьбе со СПИДом и о проекте по работе с уличными секс-работницами.  Там такое происходит, что тамошние медики радуются, когда видят на концерте симфонической музыки молодежь - они говорят: "Ну есть же еще нормальные дети!". На праздничные гуляния они идут по городу и здороваются с таким количеством людей, что становится страшно - я понимаю, их всех они знают "по работе". Они рассказывают о том, как дети колятся целыми классами, как уже в 13 лет в детском доме рожают ВИЧ-инфицированных детей (подросток 12 лет зарозил мать ребёнка, а сам свою долю вируса получил вообще при гомосексуальных контактах, когда лет в 8 жил на вокзле в Москве), как родители приходят и говорят: "Да я и не знал!" - о своём ребёнке, который уже на системе 4 года и живёт в одной с ними квартире!!!! Эти  люди живут вместе и не знают, не любят, не ценят, а вы говорите: Чиновники - они-то тем более НЕ ЗНАЛИ! конечно, имена никогда не раскрываются, говорится об общей картине. О девочках подростках на 9 месяце беременности, которых рожать увозят прямо с панели, о существовании которой не могут не знать чиновники, так как и они ею пользуются....как увозят офицеры секс-работниц в гарнизоны, куда въезд по пропускам, ведь там стоят наши стратегические боеголовки, которые охраняют те самые офицеры-сутенёры,  эти секс-работницы о своём статусе ВИЧ или гепатит предупреждают, но наши военные не боятся ничего, как приходят молодые офицеры и рассказывают, что на иглу их подсадили на работе, а работают они на большом таком корабле - который если вдруг не туда пустит ракету, то будет ой ой как плохо. Но не знают про это наши чиновники, и реагируют на фильмы Валерии так рьяно, а я просто говорю: в народ, в народ - там страшнее! 

Очень интересно. Пойду искать сериал в интернете. Телевизора у меня нет.

Виталий Мантров Комментарий удален

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Все новости