Карта и территория

Прослушать Читает Сергей Полотовский

Карта и территория

  Новый роман Мишеля Уэльбека.
«Карта и территория»

Текст ~ Мишель Уэльбек
+T -

Каждая новая книга Мишеля Уэльбека — всегда событие: его роман «Карта и территория», только что вышедший во Франции и признанный самым мрачным в библиографии писателя, сразу оказался в лонг-листе Гонкуровской премии. Уэльбек фокусирует внимание на месте художника в современном мире, сам появляется в качестве одного из персонажей и сам себя убивает. «Сноб» получил право на эксклюзивную публикацию первых глав книги, полный русский перевод которой увидит свет в 2011 году (издательство Corpus)

Поделиться:

Мир устал от меня.

Да и я от него.

Шарль Орлеанский

Вскочив со стула, Джефф Кунс энергично простирает руки. Напротив него, словно собираясь что-то возразить, на белом кожаном диване, небрежно застеленном шелковым покрывалом, ссутулился Дэмиен Херст — хмурый, с побагровевшим лицом. Оба в черных костюмах — у Кунса в тонкую полоску — и белых рубашках с черными же галстуками. Между ними на журнальном столике красуется ваза с засахаренными фруктами, на которую ни один из них не обращает ни малейшего внимания. Херст потягивает легкий «Будвайзер».

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 39 комментариев

Текст интересен, возникает желание прочесть роман целиком. Хотя бы чтобы узнать, причём тут НЛП? Ведь в названии НЛП мем.

карта и территория - это НЛП? не знал. а про что они там?

«Карта не есть территория» — также основополагающий принцип нейролингвистического программирования, использующийся для обозначения того, что на самом деле ни один человек в общем не обладает доступом к абсолютному знанию реальности, ему доступна лишь совокупность убеждений о реальности, приобретённых им за время жизни. Как считается, важно осознавать, что убеждения людей относительно реальности и их знание явлений («карта») не являются самой реальностью или всеми явлениями, о которых они могли бы знать («территория»).

То есть феноменология на практике.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B_%D0%B8_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8

Мне кажется, Алексей, Вы сходу расшифровали истинный смысл нового романа Уэльбека, который остался скрыт и темен для многих парижских критиков, нашедших  книгу  "упаднической", "мрачной", "кризисной". Всех, кстати, заинтриговало заявление самого Уэльбека, что это скорее всего его последний роман. И больше он ничего писать не собирается. Здоровье мол не позволяет. Вполне возможно это рекламный ход для лучших продаж, в расчете на то, что все бросятся узнавать, что он там понаписал "в последний раз".  Но "карта" жизни Мишеля Уэльбека, представленная в романе, действительно получается на редкость безрадостная и безнадежная.            

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Смешно, что каждый роман Уэльбека объявляется "последним", "мрачным" и "упадочническим". И еще за каждую его книгу на него кто-то подает в суд

Можно принимать ставки, кто теперь :)

Эту реплику поддерживают: Евгения Бирон, Андрей Яковлев

"последние" романы/песни/фильмы/концерты воспринимаются, как ужасная пошлость. даже если автор ничего не издаст, не удивлюсь, если лет через -дцать кто-нибудь найдет распоследнюю рукопись.

п.с. спасибо за рекомендацию «Меандра». мой заказ, наконец-то, пришел, и дома мы уже несколько дней вырываем книгу друг у друга из рук. замечательно!

Александр, мне кажется, сам автор этим толкам  в немалой степени способствует. Например, в одном интервью перед выходом «Карты и территории» он признался, что стал меньше пить, больше думать о своем преклонном возрасте, а в книгу не включил ни одной сексуальной сцены. Ну чем не упадок?

да, не тот нонче уэльбек пошёл :)

Трудно  не  согласиться   с   общим   мнением   парижских  критиков   -   абсолютно  депрессивное    повествование.  

Старость   -   как  реальное    угасание,     искусство  -   как    торг   цинизмом  и   сами   его  производители,  "делящие  художественный   рынок"   -   остаётся   только   порадоваться,   что   это  не   есть  вся    Территория,    а   всего лишь   Карта    Мишеля   Уэльбека....

А  последняя  ли   или   нет  -  покажет  время....

Вы уже прочли роман или судите по отрывку?

Сужу  по  данному  здесь  фрагменту ...    Однако,  что-то  подсказывает  мне,   что  смысловое   содержание   произведения   будет  развиваться   именно   в     этом  направлении... 

Эту реплику поддерживают: Лилия Скопинцева

этакое "осеннее произведение".. со своей прохладно-дождливой и мрачноватой аурой..

я думаю, что Лилиана права и сужу по отрывку, всем предыдущим романам и личному общению с Уэльбеком. только вот что мне странно: почему из этого всего делается вывод про закат Уэльбека? у него и рассвет, и зенит были точно такие же

То есть почему? Я и на рассвете его читал не без удовольствия, и в зените (думаю, что это "Платформа"). И это прочитаю.

Тут только вот какая проблема: Уэльбек, как ни странно, оптом лучше, чем в розницу. то есть читать роман надо не урывками (и не в отрывках), а одним глотком, пусть и долгим. Потому что постепенно эта серая мерзота начинает всерьез нравиться, как погода на Балтике поздней осенью

Согласен. "Платформу" я так и прочитал -- одним глотком.

Надо сказать, я прочитала роман Мишеля Уэльбека с огромным удовольствием. Более того, признаюсь, это первый и пока единственный его роман, который я дочитала до конца. Да, очень мрачная книга. Да, безнадега полнейшая. Но литература-то потрясающая! Кстати, это чувствуется в переводе, опубликованном на сайте «Сноб». Миром правят технологии и деньги. Франция осталась в стороне от этого «праздника», который меньше всего хочется называть «праздником жизни». Франция по Уэльбеку — это старик-отец, доживающий свои последние дни в доме для престарелых. Интересно, что в прошлом он был талантливым архитектором, чью жизнь сломали коммунисты, определявшие интеллектуальную и творческую жизнь Франции 50–60-х годов. Лично меня потрясли описания быта, унылого, бесцветного, анонимного. Жизнь 13-го арондиссмана, где все дома одинаковые, и кажется, что люди одинаковые тоже. Единственный раз, когда вдруг эта серая картина вспыхивает каким дьявольским светом, когда вдруг нам дано будет услышать запахи, увидеть краски, — это сцена смерти героя. О романе можно говорить еще долго. Но первое впечатление: великолепная книга, которую еще предстоит открыть русскому читателю.

чтение Уэльбека - работа. не могу сказать, что мне понравился этот отрывок, хотя и обратное сказать не могу. это не чернуха, поэтому мрачность не отвращает. почему-то эта серость напомнила Кафку. полностью читать роман, наверное, не стану.

Ирен Коммо Комментарий удален

Мрачновато. И, что обычно для Уэльбека, супротив мира чистогана, то бишь, снова опосредованная критика затхлого капитализма. Вот честно признаюсь, не захотелось узнать: как там дальше пойдут дела у этого тоскливого персонажа. И то дело – сэкономлю рублей двести пятьдесят...

И, кстати, название издательской группы пишется с двумя "т".

Спасибо, Стас. Cейчас исправим.   

Это-то пустяки... Вот жаль , Сергей, что Уэльбека вы не сможете исправить. Впрочем, неизвестно, что получилось бы, если прибавить этому депрессивному антикапиталисту жизнелюбия, жизнерадостности и жизнеутверждения. 

Но это последнее дело - исправлять писателей. Сами знаете, кто и когда этим занимался, и что в итоге получилось? Я не являюсь поклонником Мишеля Уэльбека. Хотя в отличие от Ирен Комо, все тупо дочитываю до конца. Но эти описания ужасов парижской жизни в 13-ом Аррондисмане абсолютно совпали с моим ощущением Франции последнего десятилетия: застойная тягомотина, когда ни до кого не дозвонишься, ничего не допросишься, в такси "не содют", в ресторанах не кормят, ну и т.д. И даже вся распрекрасная французская любовь - это всегда романы с иногородними. В романе у главного героя первая любовь - мулатка, а вторая - русская. В общем, Стас, когда Аттикус розродится переводом, очень советую почитайте. И не бойтесь уэльбековской депрессивности. В данном конкретном случае она преодолена качеством самого текста.             

Сергей, умом я депрессивоности не боюсь, да только вот душа ее не приемлет. В наших аррондисманах (они же палестины) депрессивные коннотации и без того зашкаливают, причем вовсе не по-книжному, а в самом что ни на есть суровом и объективном реале. К чему же их далее плодить? Жутко хочется солнечного позитива или, на худой конец, элементарной романтики. Качество текста без оглядки на количество положительных эмоций меня давно перестало не только радовать, но даже просто устраивать. 

Так что, боюсь, не уговорили Вы меня... Не буду я этого знаменитого Уэльбека читать. Лучше припаду к каким-нибудь приятным истокам, пусть и не столь распиаренным.

Мильён тыщ извинений.

А можно поинтересоваться, к каким истокам припасть собираетесь? Может, припадем вместе?  

Ну, к примеру, приобрел тут очередного букинистического Бориса Ямпольского – не так давно открывшегося мне суперромантика. Предвкушаю. 

Да и вообще, не счесть подобных алмазов в каменных пещерах советской прозы – пусть и не всегда тонко ограненных, но зачастую невероятно душевно-блестящих...

...Или вот прочел намедни мемуарную книжку лично знакомого и приятного мне человека (ныне, увы, покойного) – а там – такая волшебная легкость не всегда простого бытия и такая философическая, но не назидательная доброта! Но, думаю, напишу про эту книжку отдельно.

У Уэльбека все всегда на редкость мрачно и безнадежно, но при этом едко и остроумно, что не может не увлекать! 

Меня его желчность вечная, скорее, забавляет.

А тут еще и на многомиллионнодолларовом современном искусстве он сможет оттоптаться - какой простор! Я его с удовольствием в этом поддержу - в смысле - прочитаю... По фотографам прошелся уже. И в общем - поделом..)

Ирина, да им всем поделом! Но вот стоит ли на эти "проходки" тратить творческую энергию?..

Про потребность в романтизме и экскурсы в пещеры отечественной прозы это Вы, Стас, точно подметили. В ближайшие недели мы обязательно такие турпоходы совершим. Я припас несколько новых книг российских авторов, которые хотелось бы обсудить у нас в блоге. Так что оставайтесь с нами. Алмазов не обещаю, но перлы будут.

Остаюсь, Сергей! Готов довольствоваться перлами!

Пока, похоже, автор и сам пытается понять - правильная ли карта и этой ли территории. Надо дочитать. Хотя, конечно, вопрос приоритета в виде соотношения депрессивного настроя и качества текста, присутствует. Возможно, удовольствие от качественного текста, в итоге, и превысит не вполне удовольствие от деструктивного настроя.

Я в восторге!

Никогда до этого не читал Уэльбека, но понял, что это большой мне минус. Срочно буду исправляться! :)

Эту реплику поддерживают: Алексей Добкин

Читала и стихи и прозу Уэльбека. По поводу депрессивности не совсем согласна... И вот почему. Депрессивность - это всегда полная безнадега. Но если ты чувствуешь в тексте сердечную боль автора, значит душа жива. А живая душа - это всегда свет, или хотя бы световая точка, которая дает надежду. На мой взгляд, куда депрессивнее оптимисты с мертвыми душами...

Эту реплику поддерживают: Алексей Добкин

Вы очень точно и хорошо сказали! Может тут и лежит водораздел между профессиональными писателями и профессиональными читателями. )

Сочту за честь дружить с Вами.

И совсем уже в этом не уверен, но возникла ассоциация с мемом "новая искренность".

Общество- это то, что устанавливает различья

И систему контроля.

Я в супермаркете в нужном отделе имеюсь

                                                                     в наличье

И соответствую роли.

Демонстрирую свои стати,

Не высовываюсь некстати,

Открою рот - чем богаты:

Зубы, видите, плоховаты.

Для всех существ и предметов есть четкая

                                формула определенья цены,

И в ней учтены

Зубы, органы чувств, пищеваренья, дыханья,

Красота, поверженная увяданью.

Кое-какая продукция, содержащая глицерин,

Может порой привести к завышенью оценки частной,

К словам "Вы прекрасны".

Тут опасайтесь мин.

Цена существ и предметов есть абсолютная

величина, итог, закрывающий тему,

И сказать "я тебя люблю" - значит взять под

                                                     сомненье систему

Ценностей как таковую:

Это на квантовый уровень выход вслепую,

Это поэма. (М. Уэльбек)

Мне кажется вот эти, последние, строки про "выход вслепую на квантовый уровень" - мечта Уэльбека не только для себя, а для всех нас. Призыв признать высшей ценностью Любовь. Призыв, к которому мы глухи уже две тысячи лет...

 И со времен Христа никак не можем выйти на этот квантовый уровень.

И спасибо Вам, Алексей, за добрые слова. Я также почту за честь дружить с Вами.

И да... о "новой искренности"... у меня тоже такая ассоциация.

СамоеСамое

Все новости