Вид снизу
Вид снизу
Вид снизу
Бонус / Дополнительные материалы
- Видео
-
Видео
Линор Горалик о том, как быть памятником
Смотреть
Линор Горалик о том, как быть памятником
- Видео
-
Видео
Памятники встают - и слезают
Смотреть
Памятники встают - и слезают
- Видео
-
Видео
Акция Линор Горалик
Смотреть
Акция Линор Горалик
Является ли памятник признаком величия? Британский художник Энтони Гормли доказал, что оказаться на пьедестале может каждый. Но будет ли он при этом на высоте?
- Ольга Погорелова
Жить в Москве – значит постоянно иметь дело с великими людьми. В нашей стране быть великим человеком вообще несложно. Величие самой страны, в последнее время старательно фиксируемое на законодательном уровне, действует как увеличительное стекло: сносное кажется хорошим, нормальное – прекрасным, а уж хорошее оказывается откровенно великим.
Понять, что перед тобой великий человек, очень просто: другие великие люди, представляя его тебе, обязательно перечислят его заслуги. Например:
– А это Андрей. Андрей – великий человек, он написал вот эту – помните? – рекламу: «Тра-ля-ля, тра-ля-ля на Московский вентиляторный завод!»
Все, конечно, помнят про тра-ля-ля и вентиляторный завод. Андрей действительно великий человек.
Или:
– А это Катя. Катя – великий человек, она поет в этом самом, ну которое открылось, закрылось, а теперь там торговый центр, где Катя поет.
Все, конечно, знают этот торговый центр. И Катя, несомненно, великий человек.
Я даже знакома с одним великим псом, которого мне не так давно представили великие люди за общим обедом. Они сказали:
– А это пес Ермак. Ермак – великий человек, он снимался в молодежной комедии «Амытакиезажигаем!!!»
На следующий день после обеда с Ермаком мне предстояло ехать в Лондон на открытие нашумевшего арт-проекта One & Other на Трафальгарской площади. Я не без гордости сообщила об этом сотрапезникам. Сотрапезники задумались. Автора проекта – британского художника Энтони Гормли – они после некоторых колебаний все же признали «вполне великим человеком»: выставка Гормли должна была вот-вот открыться в Москве, а невеликого человека в нашу столицу вряд ли пригласили бы. Гораздо больше их смутил сам проект, в ходе которого Гормли собирался делиться величием буквально с кем попало.
На Трафальгарской площади стоят четыре постамента. На трех из них размещены всякие великие люди. Четвертый же оставался свободным с 1841 года. Гормли предложил в качестве художественного жеста отдать постамент народу в самом буквальном смысле слова. А именно: дать на нем постоять всем, кому заблагорассудится. К делу привлекли национальную лотерею, и в результате две тысячи четыреста желающих (из шестнадцати с лишним тысяч зарегистрировавшихся на момент начала проекта) получили возможность провести на постаменте по одному часу каждый, обретя таким образом временное величие.
Московские великие люди объяснили мне, что проект плохой. В нем не хватает монументальности, значительности, «того величия, – как выразился один присутствующий великий человек, хозяин маникюрного салона, – которое отличает труд подлинного гения от кривляния, на которое способен любой возомнивший себя современным художником обыватель». Как и многие другие хозяева маникюрных салонов столицы, этот великий человек когда-то окончил Литинститут.
Мы с Ермаком пристыженно уткнулись в свои мисочки с кормом – нам-то казалось, что проект Гормли очень даже симпатичный: Ермак вообще любил движуху на свежем воздухе, а я люблю, когда много людей оказываются в непривычной ситуации и вынуждены как-то выкручиваться (моя мама говорит, что катастрофа на «Титанике» очень бы меня развлекла).
Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.
Хотите стать участником?
Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.
очень клево, спасибо! Линор, чтобы ты делала на постаменте?
Эту реплику поддерживают: