Николай Усков: 
Марксизм и универмаги

+T -

Чайные, кофейни и игровые комнаты для сытых румяных детишек, тысяча мелочей и товары на века, позолоченная лепнина и хай-тек – универсальные магазины уверенно завоевали наш мир. Туда приходят за покупками, приключениями и счастьем. Универмаги – самые опытные и победительные соблазнители всех времен. Николай Усков раскрывает их тактику

Поделиться:

Шопинг как революция

«Уважаемые москвичи и гости столицы! Приглашаем вас на обзорную экскурсию по Москве. Вы увидите Кремль, Красную площадь, собор Василия Блаженного, Большой театр, посетите ГУМ и ЦУМ» – так десятиле­тиями Москва встречала людей, выходивших на площадь Трех вокзалов. Уже во времена моего советского детства главные универмаги страны прочно стояли в ряду с главными духовными твердынями Третьего Рима. Для понимания коллективного бессознательного реклама – особенно такая, громкоговорящая, – бесценный источник. Тогда, на площади Трех вокзалов, крах коммунистической утопии был очевиднее, чем в студии «Голоса Америки». Страна, которая когда-то пыталась уничтожить коммерцию, боготворила монашеский аскетизм Павки Корчагина, третировала мещанство и насаждала альтруизм, достигнув своего зенита, вдруг обмякла и допустила торгующих на духовный Олимп. Это было время, когда начальники овощных баз и продавцы магазинов прочно закрепились в самой рафинированной части советской элиты, где-то за одним столом с Высоцким и Магомаевым. Советскую империю разрушили не низкие цены на нефть, не героическая, но совершенно безнадежная борьба диссидентов, не коварный Рейган. Она не выдержала натиска человеческой природы, глубоко загнанной, скрученной, многократно изнасилованной, но все же крайне живучей и упрямой, прорастающей через все вавилоны «единственно верного учения». В этой природе – батники, клубные пиджаки и шузы, югославские гарнитуры и богемский хрусталь, холодильники «Юрюзань» и телевизоры «Рубин». И сколько ни обзывай все это добро мещанством, сколько ни вытесняй рассудком, оно не вытесняется.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 2 комментария

"Дамское счастье", как учебное пособие по marketing. По поводу Маркса: вышла интересная книга Terry Eagleton в Yale University Press, Why Marx Was Right.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

?
Все новости