116906просмотров

  Николай Усков 
Скандал в Большом театре.
Часть II: версия Цискаридзе

+T -

Неизвестный плеснул Сергею Филину в лицо серной кислотой. Многолетняя драма вокруг Большого театра переросла в трагедию. Николай Усков встретился с двумя непримиримыми оппонентами, которые уже обменялись обвинениями в причастности к случившемуся: генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым и народным артистом России Николаем Цискаридзе. Накануне «Сноб» опубликовал запись беседы с г-ном Иксановым. Сегодня читайте ответ г-на Цискаридзе

Поделиться:
Фото: Оля Иванова
Фото: Оля Иванова

Цискаридзе: Я хочу высказать свою позицию, и мне, наверное, надо ответить на те же вопросы, которые ты задавал Иксанову. За все время, когда я позволяю себе высказываться, я никогда никого не агитировал ни за себя, ни за свою позицию, я просто говорил: господа, это мое мнение, оно вам может не нравиться, я вам могу не ­нравиться как артист – не приходите в театр, но я существую.

#02 (55) февраль 2013

Этот материал опубликован в журнале «Сноб» #02 (55) февраль 2013

Материал доступен только участникам проекта «Сноб» и подписчикам журнала. Вы можете купить его или оформить подписку:

Ввести код

Читайте также

Комментировать Всего 32 комментария

Интервью с Иксановым получилось, на мой взгляд, более убедительным. Возможно, причина в авторской позиции и соответствующей ей подаче материала.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Прочитала оба интервью. Сложилось впечатление, что все проблемы Большого - проблемы сугубо системные. Проблемы организации менеджмента. В том, как управляется сейчас театр, заложено противоречие, позволяющее создавать и культивирующее ситуации противостояния (между всеми и всеми), которые, в условиях России и нервной организации россиян, перерастают в криминал. Я согласна с Николаем Цискаридзе - театр есть труппа, без труппы театр мертв. И было бы правильно прислушиваться к мнению труппы (или наиболее авторитетной ее части) при принятии решения. Было бы правильно общаться с труппой на другом языке. Язык господина Иксанова - это язык чиновника, это ментальность чиновника. Это видно и в методах вроде собраний и сбора подписей, и в лексиконе, во всем. Несомненно, чиновник не является свободным в своих решениях, он работает по звонку - и это тоже плохо для любого творческого коллектива. На мой взгляд, чиновник во главе театра - плохо. Но! Если государство видит в этом кресле именно чиновника, необходимо дать этому чиновнику полномочия, позволяющие жестко выстраивать отношения с артистами. То, что руководитель не может уволить кого-то - нонсенс. Необходимо, чтобы у него в руках были рычаги, позволяющие выстраивать коллектив на основании своих представлений о правильности. 

В данный момент ситуация в театре как везде. Во главе театра стоит чиновник. Управлять продуктивно он не может. Убрать его нельзя - будут ущемлены интересы тех, кто поставил. Дать ему максимум полномочий, позволяющих выстраивать театр под себя - тоже, останется выжженное поле. По идее, это решается принятием решений на уровень выше. Можно найти другие возможности, было бы желание. Но сама система порочна. И, на мой взгляд, если ее не поменять и не заменить человека с менталитетом чиновника на человека с менталитетом менеджера креативной индустрии - можно латать дыры сколько угодно.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Елена Савина, Ирина Камаева

Что значит - не может уволить кого-то? Уволил бы Цискаридзе, просто по своему мнению? Есть законы, и они для всех. Страшно подумать, что случилось бы со всеми театрами, да и не только с ними, если бы было возможно   увольнять всех, кто говорит правду руководству, или, просто не нравится.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Я говорю о ситуации с точки зрения определенных законов управления бизнесом:). Я ни в коем случае не хочу сказать, что надо уволить Цискаридзе или кого-то еще:). Более того - я считаю, что система управления творческими коллективами (отдельная дисциплина в менеджменте, кстати, преподается отдельно, что говорит о ее существенном отличии от управления просто коллективами) в России порочна и коллективам этим на пользу не идет. Но ситуация, когда я сажаю управлять творческим коллективом человека с совершенно иной ментальностью, требую от него результата и лишаю рычагов управления этим коллективом (например, совершенно законная контрактная система работы в театрах, принятая на западе - как раз такой рычаг) соершенно абсурдна. И конфликтопорождающа.:)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Елена Савина, Ирина Камаева

Согласна, одно но.  Очень редко у нас используют западную систему вообще. Гораздо проще убрать человека, создав определенные условия, при которых он сам уйдет.

Я не совсем согласен с Вашей оценкой. Профессиональная этика не позволяет мне занимать чью-либо сторону. И она же мне подсказывает решение - в любом конфликте виноваты оба. Как в семье.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Ну, собственно, мне кажется, занять чью-то сторону сложно, потому что никто из нас не находится внутри этой среды. Точно есть масса нюансов, которые трудно оценить. Я знаю намного меньше Вашего, поэтому вдвойне не стою ни на чьей стороне. Я оценила ситуацию без личностей, с чисто менеджерской "механистической" точки зрения. То, как построена система управления, без малейшего усилия извне способно провоцировать конфликты. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Мне кажется, что Николай гораздо убедительнее. И его фраза ( скопировать кстати невозможно, вчера хотела интервью с Иксановым распечатать, ничего не получилось) 

"Если меня что-то не устраивало в связи с моей работой, я считал себя вправе говорить об этом откровенно генеральному директору" и есть причина конфликта, правду никто слушать не хочет, чем выше должность, тем меньше способность слышать правду и вникать в нее. Видимо, Николай ставил в неловкое положение руководство, своей правдой. 

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Tatiana Manoukovski

После  прочтения   двух  интервью,   Н.  Цискаридзе    вызывает  бОльшее   доверие.

Что  касается   менеджмента,   то  театром   вполне  может   управлять  чиновник,  абсолютно  не  творческая   личность    -   творческих  личностей     в   театре   и  без   него    достаточно.    Театр  -  очень   сложная  структура.   И  заправлять  им,  как   какой-то  обыкновенной  корпорацией,    практически  невозможно.   Также  нет  ощущения,   что  гос.  Иксанов  не  справляется   со  своими    директорскими   обязанностями,    однако  и  Цискаризде,   как   выдающегося  артиста,   можно  понять...  В  общем,  так  всегда  было  и  так  всегда  будет  -  театр   в  театре) 

Лилина,  но не творческая личность не в состоянии поянть, что распрыгиваться на кафеле невозможно, хотя для меня это очевидно, как для человека занимавшегося спортом. И как, не творческая личность может решать, что ставить,  а что нет, когда для нее главным всегда будет касса?

не творческая личность не в состоянии поянть, что распрыгиваться на кафеле невозможно, ..И как, не творческая личность может решать, что ставить, а что нет, когда для нее главным всегда будет касса?

Млада, менеджеру не нужно знать все тонкости множества процессов управляемой организации (а в большой и сложной организации это просто невозможно). У него есть специалисты, мнение которых в их областях компетенции он должен принимать во внимание.

А вот способность подобрать таких специалистов и умение гармонизировать их работу - его прямая обязанность.

Вот именно так, дорогая Люси, у нас все и просиходит, и не только в Большом театре. Специалисты, как правило, представлют чьи-то интересы, они не всегда объективны, что касается гармонизировать, то это слово, вообще не из нашей оперы)))

В  театре  всегда  будут  многочисленные   конфликты  интересов.  Лучший директор,  это тот,  при  котором  театр   ведёт  активную,   творчески-созидательную   жизнь.   Сейчас   театр  вышел  из  периода  реконструкции...  Я  вижу  попытки  найти  новое  направление,  которому  должны   следовать   будущие    театральные  постановки...  Процесс  творческого  поиска  для  огромного  коллектива,  такого  как  Большой,   всегда  будет  болезненным   -  кому-то   что-то   вечно  будет  не  нравиться....   Вот  Николаю   Цискаридзе   распрыгиваться  негде,  например...   Хотя   что-то  говорит  мне,   что   места  для  разогрева    в театре  имеются   в   достаточном  количестве...  Их  просто  не  может  не  быть.  Но  если,  к  примеру,    дать  больше  рабочего  места  балету,  то  его   надо  забрать  у  хора  и  отправить  хор  распеваться  в  какую-нибудь  каморку...  Если  угодить хору   и  балету,  придёт  главный   костюмер  и  скажет,  что  ему  костюмы   вешать  негде,  а потом  из  бутафорской  мастерской    или   по  декорациям  и  станет  жаловаться,  что   он  с  художником  по   новому  спектаклю  не  ладит,  потому  что  от  него  требуют   декораций,  которые   он    выполнить  не  в  состоянии  -   технически  не  представляется возможным...  Если  директор  -  творческая    личность,  он  просто остальные  творческие  личности  никогда  не  сможет  организовать  на  одну  цель  -   качественный  репертуар,  потому  что  все  они  будут тянуть  воз   каждый  на   себя...

Лучший директор - это тот, который признан как лидетр абсолютным большинством.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Я не уверена, что это возможно в творческой среде без ущерба для процесса. 

Театральное искусство держится на харизме, таланте И эмоции. Сильные харизматики никого никогда не признают. 

Абсолютное большинство признает лидером кого-то только если это большинство ни на что не претендует. Но тогда не будет и ярких звезд.

А с каждой звездой надо носиться как с писаной торбой и конфликты их меж собой улаживать, чтобы каждый верил, что тут он самый-самый лучший.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Я не согласен, что для Иксанова - главное касса. Это все какие-то стереотипы. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Николай, я не в буквальном смысле, конечно, его позиция не может всех устраивать. В его интервью мало эмоций и больше логики, другой вопрос,  в том, что логика не всегда подвластна творческим натурам. Плюс вечная коррупция, телефонное право, без которого и до сих пор ничего не существует.

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

не говори, у меня ощущение нереальности истории - как-будто водевиль смотришь. 

Каждый персонаж какой-то неживой, нарочито театральный

Это нормальные штуки для актерской среды. Убивает уровень понимания-непонимания. Эгоизм зашкаливает. 

Эту реплику поддерживают: Ирина Камаева

Какое-то реалити-шоу "Большой -2". Неприятно читать и того, и другого!

Если Иксанов не может нормализовать ситуацию в театре - он должен пойти в Минкульт и сказать: "Я не справляюсь". И Минкульт должен найти человека, которого будут слушать и слушаться ВСЕ. Очевидно не истерик и нарцисс Коля Ц. 

Забавно видеть, как мы, прочитав интервью, на основании полемических способностье АИ и НЦ делаем выводы, кто прав!

Вот тыщу раз да! Чума на оба ваши дома..

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон, Мария Генкина

... делаем выводы, кто прав...

... да уж...

Какая-то истерика, а не интервью..хотя, наверное, это просто такой эмоциональный фон у Николая.

В общем, читать Иксанова мне было понятнее и мысли там изложены существенно стройнее.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Тамара, не думал об этом - а Вы обратили мое внимание: действительно, появилась, наконец, новая стилистика в Снобе. Другая. Качественная. Не уверен, что это my cup of tea, но читать стало интереснее.Возможно, это то лучшее, что Николай смог принести из глянцевого опыта - интимность, непричесанность.... забавно там в глянце, да: вылизанные люди и фоты  - и с непричесанными текстами интервью.... тут раньше было наоборот - на голове черт-те-что, а текст - как от копирайтера....

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Да, спасибо,буду присматриваться.

Эту реплику поддерживают: Тамара Добржицкая

В любом случае Николай Цискаридзе более откровенен, искренен в своих высказываниях. Что бы там ни было. А вообще ситуация удручает. Всё же это Большой театр...

Чисто эмоционально

Что-то меня потрясло признание Цискаридзе, что он хранит все записочки Филина по повседневным каким-то вопросам давно минувших дней. Зачем?! Просто удивило несказанно, больше ничего.

А про отношения Цискаридзе, Иксанова, Филина и других деятелей Большого ничего не знаю, и оценивать ситуацию по этим интервью просто невозможно. Спасибо Николаю Ускову за материал, он весьма интересен и хорошо подан, но не дает никакого шага к пониманию произошедшего.

ПЫСЫ. Извините за опечатку в фамилии, Николай, исправила.

Я на стороне АРТИСТА!

а тем кто против - вот аргументы

В интернете появилось письмо от имени худрука балета Большого театра Сергея Филина, в котором указана причина недавнего нападения на него. Якобы это конфликт с организаторами «черного билетного бизнеса» внутри театра.«Подумайте, какую личную пользу могут извлекать те, кто имеет отношению к регламенту распределения билетов, и реализуют их не через кассы театра, но поставляет на реализацию по двойной цене билетным агентствам», - говорится в открытом письме, которое было опубликовано на странице Филина в Facebook, удаленной через несколько часов после появления этого поста, сообщает vz.ru. Однако к тому времени текст письма успели опубликовать на своих страницах другие интернет-пользователи, например, журналист Андрей Архангельский.«Не хочется выглядеть по мещански, но давайте посчитаем. В зрительном зале Исторической сцены около 1 700 мест. Положим, средняя цена билета 5 000 рублей. Положим, количество спектаклей в месяц 30. Суммарная стоимость билетов в месяц 225 000 000 рублей. В год это более 2,5 миллиарда рублей. Ни один перекупщик и ни один спекулянт не способен скупить эти билеты. Но проблема не в спекулянтах... Если вы продаете билеты на такую сумму по двойной цене, вы зарабатываете в год 2,5 миллиарда рублей. Серьезный повод, чтоб облить кислотой человека, который пытается изменить систему продажи», - написал автор письма.«А система такова: билеты появляются в продаже за три месяца до спектакля. Точнее на целую серию одного спектакля, который будет показываться несколько дней подряд, к примеру, на 10 спектаклей Щелкунчик. Общее количество билетов на 10 спектаклей 17 000 (целый стадион). Но из 3-х (из 3-х!) касс Большого театра билеты появляются только в одной. Очередь из 100 человек, в том числе, перекупщиков, при условии продажи всего по два билета на руки, не способна скупить 17 000 билетов. Впрочем, такого количества билетов там и нет! В продаже в кассе и на сайте можно обнаружить только крайне ограниченное количество билетов, так сказать, для отвода глаз. Так где же все эти 17 000 билетов?.. Верно, они уже у любых билетных агентств? Именно! – в любом количестве и в любом ассортименте по двойной-тройной стоимости», - говорится в сообщении.«Теперь вопрос: как все эти билеты попадают к агентствам, если Большой театр почти не продает билеты на Историческую сцену через кассы и через официальный сайт? Хороший вопрос, который я не раз задавал Анатолию Геннадьевичу Иксанову. Но при всем моем глубоком уважении к нему, я никогда не получал ответа на этот вопрос. При этом система продажи, на мой взгляд, оставалась обманной, и как я сказал, не служила на пользу Большому театру и уж тем более, не учитывала интересы зрителей. Затем я сообщил, что такая система меня возмущает, и я намерен перейти к более решительным действиям. Спустя несколько недель произошло нападение...», - рассказал автор.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Марина Порошина, Алена Рева

М-да...   кто-то  зарвался...   и  не  будем  называть   поимённо (

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Это уже похоже на правду. Делим финансовые потоки.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Одного моего знакомого администратора из Ковент Гардена пригласили в известный русский театр навести порядок в коммерции.  Он довольно быстро понял, в чём дело, ретировался и дипломатично выразился, что специфика русского менталитета такова, что, вне зависимости от того, кто крадёт, театр и зрители всегда будут в проигрыше.  Поэтому любые потуги к цивилизации бессмысленны.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

такова действительность

но великие артисты имеют право быть не согласны с таким положением вещей

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Новости наших партнеров