Аркадий Ипполитов: 
Весна священная.
Речь для банкета

+T -

Cтолетний юбилей одного из ключевых событий мирового искусства ХХ века – балета «Весна священная» – стал поводом не только для концептуального балетного фестиваля в Большом театре, но и для размышлений о перспективах новой весны

Поделиться:
Иллюстрация: Алексей Курбатов
Иллюстрация: Алексей Курбатов

Сергей Павлович Дягилев в речи на банкете 1905 года в честь его выставки старых русских портретов в Таврическом дворце провозгласил: «Мы живем в страшную пору перелома, мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре». Слова, которые затем, на протяжении всего XX века, можно произносить на любом банкете в честь любого события. Слова, вполне уместные на банкете в честь триумфа-провала «Весны священной» Нижинского в 1913-м. Затем то же самое могло прозвучать и в 1959-м, на премьере Бежара, и в 1975-м, на премьере Пины Бауш, и в 1987-м, когда Миллисент Хадсон реконструировала считавшийся утерянным балет Нижинского. Эти же слова будут уместны, что бы там ни случилось, и в марте 2013-го, на банкете после премьеры очередной новой постановки «Весны священной». Что ж, XX век все время ощущает себя на грани, на переломе, и все время старое хочет умереть, чтобы дать воскреснуть новому. Затем новое обращается в старое, и опять же осуждено умирать, чтобы дать воскреснуть новому. Тривиально как пресловутое ахматовское «как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет – страшный праздник мертвой листвы» – и так же верно, потому что истина вообще-то всегда банальна. Особенно истина, изреченная на банкете.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 2 комментария

Как раз "Меланхолия" и есть затхлая... Вагнер там – главный герой, и лушие его моменты как раз вдохновлены гениальным, новаторским, завораживающим, трагичнейшим вступлением к "Тристану", музыка, без которой не было бы не Дебюсси, ни "Весны", ни всей современной музыки. Весь остальной  фильм не стоит одной ноты "Тристана". А в Большом делать "Весну" должна замечательная Баганова из Екатерунбурга... Горжусь тем, что она была хореографом моей "Екатерины Великой".

О... Я по ошибке оказался обладателем билетов на Весну Священную Пины Бауш, промахнулся при заказе билетов на классическую постановку... Думал, что это провал, а сейчас вот интерес  появился... Никогда не угадаешь...

Самые
активные дискуссии

Памяти Льва Шестова

Памяти Льва Шестова

Жириновский, э-ге-гей!

Миф о национальности

МВД на страже морали

СамоеСамое

Все новости